ВООБРАЖЕНИЕ (задачи 1, 3 стр.69-70)




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИЗ ПРАКТИКУМА (дом.задание)

СЕНСОРНО_ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ(задача 3, 4 стр.58)

Задача 3. Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах:

1. При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.

2. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

3. В романе Э.Л.Войнич есть эпизод: «Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: от ее такого пронзительного голоса у Артура стало кисло во рту».

4. Музыкант слышал разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2 тона.

5. Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы.

6. Известный лингвист Р.Якобсон считал, что гласные звуки имеют цветовую окраску, в то время как все согласные – черно-белые. «А» - самый яркий по окраске звук, «И» - самый светлый, «У» - самый темный.

7. Почему человек не замечает тиканья часов в комнате?

8. Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

9. Когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. Почему?

10. Когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара. После остывания чай кажется оченьсладким. Почему?

 

Задача 4. Познакомьтесь с приведенными фактами. Какие свойства восприятия стоят за ними?

1. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, в соответствии с

отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей за столом не круглое, а овальное – это эллипсы, удлиненность которых зависит от угла зрения, под которым я их вижу; для тарелки каждого из моих соседей они различны. Тем не менее

видимая мною форма предметов остается относительно постоянной – в соответствии с объективной формой самих предметов (С.Л.Рубинштейн).

2. Человек способен свободно читать текст независимо от шрифта, которым он написан.

3. По данным Грегори, человеку, прозревшему в 52 года и читавшему с детства по Брайлю, нетрудно было научиться читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения рукописного текста он научился узнавать только

простые короткие слова.

4. Если бы не такое свойство восприятия, не было бы вообще восприятия предметов, а было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся и

растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты. Ориентировка в мире и практическое воздействие на него на основе такого восприятия были бы невозможны (С.Л.Рубинштейн).

5. В экспериментах Стрэттона испытуемые носили разнообразные искажающие очки, меняющие местами правую и левую, верхнюю и нижнюю части сетчаточного образа, переворачивающие изображение. У человека, надевающего такие очки, соответственно искажается и наблюдаемая картина окружающего мира. Если испытуемому не предоставлялась возможность

практического взаимодействия со средой, то его восприятие либо оставалось неадекватным, либо перестраивалось незначительно. Но если человек активно взаимодействовал с окружающими объектами, то адекватное восприятие мира восстанавливалось в течение нескольких дней.

ВНИМАНИЕ (задачи 1, 2, 3, 4 стр. 62-63).

Задача 1. Верны или нет следующие утверждения? Почему?

1. Внимание выполняет функцию целенаправленного организованного отбора информации.

2. Непроизвольное внимание возникает на основе ориентировочного рефлекса.

3. Условием возникновения непроизвольного внимания является новизна и необычность раздражителя.

4. Произвольное внимание имеет биологическое происхождение

5. Психологическая сущность произвольного внимания заключается в поглощенности яркими признаками объекта.

6. Внимание – необходимое условие эффективного выполнения любой деятельности.

7. Концентрация внимания определяется функционированием доминанты.

8. Внимание – это отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

9. Внимание не имеет собственного продукта.

10. Главная функция внимания – контроль над содержанием действия, психического образа и др.

 

Задача 2. Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания, а какие для возникновения непроизвольного.

1. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

2. Новизна, сила, контраст раздражителя.

3. Осознание долга и обязанностей выполняемой деятельности.

4. Активная умственная работа.

5. Создание привычных условий деятельности.

6. Необычность раздражителя.

7. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

8. Начало и прекращение действия раздражителя, подвижность предмета.

9. Устойчивость интересов.

10.Наличие косвенных интересов.

 

Задача 3. Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

1. Как-то произошел спор о том, кого можно назвать более внимательным. Один из споривших сказал: «Иван Иванович очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает».

Другой ответил: «Павел Петрович более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал (кажется, он весь поглощен рассказом), все же ни одна деталь не ускользает от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг». «Нет уж, Борис Васильевич внимательнее всех, - сказал третий. – Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу же погас свет от электрического фонарика. Мы успели

лишь едва заметить фигуру мужчины, а Борис Васильевич за этот короткий миг разглядел все детали его одежды».

2. Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках.

(М.Горький)

3. «Телефон трещал понапрасну, шаги в коридоре приближались и отдалялись, стук в дверь раздавался и требовательным напором, и вкрадчивым поскребыванием. Васильев не отвечал, он просто не слышал всего, занятый любимым, главным делом своей жизни…» (Ю.Бондарев)

4. В течение одной минуты ребенок должен увидеть как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздается сигнал. Ведущий выясняет, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что не замечено, дополняют другие

участники игры.

5. Учитель объяснял новый материал. Стояла тишина. Довольный вниманием детей, он прохаживался от стола к доске. И вот послышался шепот: «Раз, два, три, четыре… запиши». – «Что это вы считаете?» - «А мы на спор считаем, сколько вы за урок сделаете шагов». – Учитель смутился и попытался пошутить: «Собьетесь до конца урока». – «Не собьемся, ваши шаги легко считать – у вас ботинки скрипят».

 

Задача 4. Дайте психологическое объяснение следующим фактам:

1. Почему световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?

2. Почему во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?

3. Почему младший школьник может часами играть в компьютерные игры, не уставая и не отвлекаясь, а вот геометрия требует от него большого сосредоточения внимания?

4. Как аспирант, просматривающий в научной библиотеке каталог, мгновенно «отлавливает» книги с ключевыми для его исследования словами?

5. В чем причина рассеянности Ньютона? Однажды он задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил время начала варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.

6. Почему в первом классе текст задачи целесообразнее читать учителю?

7. Почему в младших классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?

8.Почему в начальной школе не следует давать домашнее задание со звонком с урока?

ПАМЯТЬ (задачи 2, 3 стр. 65-66)

Задача 2. Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?

1.Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться не больше секунды.

2. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.

3. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило запоминание.

4. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.

5. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.

6. Эпизодическая память состоит из всех структур, свойственных той или иной культуре и позволяющих организовать познание мира.

7. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.

8. В оперативной памяти информация сохраняется на более длительный срок, чем в кратковременной памяти.

9. Проактивная интерференция способствует запоминанию, а ретроактивная затрудняет его.

10. Память тесно связана с большинством процессов мышления.

Задача 3. Определите, в каком из перечисленных примеров речь идет о

сверхкратковременной (сенсорной), кратковременной, оперативной или долговременной памяти.

1. При печатании на пишущей машинке как только буква напечатана, человек тут же забывает ее,чтобы перейти к следующей.

2. Человек, набирающий малознакомый номер телефона, не имея перед глазами его запись, мысленноповторяет его. Если его прервать, номер исчезнет из памяти.

3. Старушка всю жизнь помнит о своей первой любви.

4. Авиадиспетчер на несколько минут сосредотачивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.

5. Люди, окончившие школу даже 40-50 лет назад, сохраняют в памяти имя первой учительницы.

6. Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые после сдачи экзамена «улетучиваются» из головы.

7. Кинофильм воспринимается зрителями как непрерывно текущее изображение, а не как набор отдельных кадров.

8. На конференции с человеком пытается поболтать неинтересный ему собеседник. Высматривая в толпе знакомые лица, человек отвечает на его вопросы, но, наконец избавившись от него, совершенно не помнит, о чем был разговор.

9. Многим людям трудно запомнить имя и фамилию нового знакомого, хотя при знакомстве их друг другу представили.

10.Пожилой актрисе, работающей над мемуарами, кажется, что свои гимназические годы она помнит лучше, чем военные и перестроечные.

 

ВООБРАЖЕНИЕ (задачи 1, 3 стр.69-70)

Задача 1. Определите вид воображения:

1. Незначительная переработка имеющихся представлений.

2. Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций.

3. Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.

4. Создание образов желаемого будущего.

5. Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто воссоздается.

6. Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем.

7. Образы воображения возникают под действием мало осознанных потребностей, влечений, установок.

8. Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию.

9. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

10. Фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью.

 

Задача 3. Проанализируйте приведенные определения воображения. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее полно отражает его сущность? Обобщите эти определения и сформулируйте комплексное понятия воображения.

1. Э.В.Ильенков характеризовал воображение как «постоянное индивидуальное уклонение от уже найденной и узаконенной формы».

2. Суть воображения связывается с переработкой во внутреннем плане сознания реальных связей, отношений, свойств объектов и явлений действительности, с отысканием в них новой структуры или

смысла, скрытых связей и сторон.

3. Л.С.Выготский писал, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и

изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы

называем воображением».

4. Л.М.Веккер считал, что воображение есть тот процесс, природе которого соответствует «психическая реальность, скрывающаяся за разными уровнями экстраполяции, антиципации или вероятностного прогнозирования».

5. С.Л.Рубинштейн связывал воображение с нашей способностью и необходимостью творить новое: воображение он описывал как «преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

6. Воображение описывается как активная деятельность продуктивно-творческого, конструктивного характера.

7. К.С.Станиславский сказал: «Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет».

МЫШЛЕНИЕ (задачи 2, 5 стр.73-74)

Задача 2. Определите, о каких видах мышления идет речь.

1. «…мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами» (Б.Т.Теплов)

2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств.

3. Вид мышления, направленный на решение практических задач.

4. … неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.

5. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.

6. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.

Задача 5. О каких особенностях детского мышления свидетельствуют следующие диалоги:

1. «Андрей, почему звезды не падают?» - «Они маленькие, очень легкие, они вертятся как-то на небе, это не видно, только по телескопу видно».

2. «Почему ветер дует?» - «Потому что ведь надо помогать людям на парусниках в спорте, он дует и помогает людям».

3. «Почему корабль не тонет? Он тяжелее, чем камень, но не тонет?» - «Корабль умнее, чем камень». - «Что значит умнее?» - «Он не делает того, чего не должен делать».

4. Ребенок звонит по телефону своей бабушке и говорит: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!»

РЕЧЬ (Задачи 1, 3 стр.77-78)

Задача 1. Какие из приведенных выражений характеризуют речь, а какие – язык?

1. Исторически сложившееся средство общения.

2. Выражает психологические особенности отдельно взятого человека.

3. Развивается относительно независимо от человека.

4. Отражает психологию народа.

5. Система условных знаков, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.

6. Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.

7. Средство хранения и передачи познавательного и трудового опыта многих поколений.

8. Психическая деятельность, которая проявляется как процесс общения.

 

Задача 3. Определите виды речи.

1. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной ситуации, обстановке.

2. Речь с наиболее полно выраженными грамматическими связями.

3. Наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение.

4. Внешняя речь для себя.

5. Заранее планируемая, программируемая речь.

6. Отрывочная, грамматически бессвязная речь.

7. Речь, в которой последующие высказывания обусловлены высказываниями собеседника.

8. Речь, в которой активно используются мимика, жесты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: