Вопросы для письменной контрольной работы
по дисциплине: «Картография почв с основами ГИС»
(наименование дисциплины)
1. Додокучаевский период развития почвенной картографии. Принцип опросного метода составления почвенных карт.
2. Почвенные карты второй половины 19 в. Перечислить карты и ученых принимавших участие в их создании.
3. В чем заключается основной принцип картографии почв по В.В. Докучаеву?
4. Назовите итоги работы Переселенческого управления Главного управления землеустройства и земледелия?
5. Расскажите о вкладе Н.М. Сибирцева в развитие почвенной картографии.
6. Расскажите о вкладе Г.Н.Высоцкого в развитие почвенной картографии.
7. Расскажите о вкладе Захарова С.А в развитие почвенной картографии.
8. Расскажите о вкладе С.С.Неуструева в развитие почвенной картографии.
9. Расскажите о вкладе Л.И.Прасолова в развитие почвенной картографии.
10. Расскажите о вкладе Я. Н. Афанасьева в развитие почвенной картографии.
11. Кем был разработан единый систематический список почв СССР?
12. В каком году составлена почвенная карта мира? Назовите ученых, которые приняли участие в её создании.
13. В каком году составлена Почвенная карта РСФСР, в каком масштабе? Назовите ученых, которые приняли участие в её создании.
14. Классифицируйте склоны по их крутизне.
15. Дайте определение основным типам рельефа: макрорельеф, мезорельеф, микрорельеф, нанорельеф.
16. Назовите 9 типов водоразделов.
17. Нарисуйте схему строения речной поймы.
18. Назовите формы склонов.
19. Дайте определение понятию «делювиальные склоны».
20. Перечислите формы рельефа созданные временными водотоками.
21. Дайте определение: кряж, увал, грива, седловина.
22. Дайте определение: долина, ложбина, лощина, балка.
23. Дайте определение: тальвег, пойма центральная, пойма прирусловая, пойма притеррасная.
24. Коротко расскажите о коллювиальных отложениях.
25. Коротко расскажите о делювиальных отложениях.
26. Коротко расскажите об аллювиальных отложениях.
27. Коротко расскажите о лессах.
28. Коротко расскажите о глинах.
29. Коротко расскажите об эоловых отложениях.
30. Какие документы входят в материалы крупномасштабного почвенного обследования?
31. Какие рекомендации, вытекающие из исследования почвенного покрова, содержат в себе материалы крупномасштабного почвенного обследования?
32. Перечислите специалистов, с помощью которых осуществляется проведение крупномасштабного почвенного картографирования.
33. Назовите учреждения на основе деятельности, которых проводилась разработка рекомендаций по использованию и улучшению земель сельхоз назначения.
34. Назовите и характеризуйте 3 рабочих периода крупномасштабного почвенного картографирования.
35. На какое число категорий, по сложности проведения крупномасштабного почвенного обследования, делятся территории? Подробно охарактеризуйте любую из перечисленных категорий.
36. Что входит в материалы аэрофотосъемки, и для каких целей они используются в проведении почвенного обследования?
37. С какими материалами и литературными источниками работают специалисты-исполнители, при подготовке к полевым работам?
38. Что входит в снаряжение специалиста-исполнителя почвенного обследования в полевой период?
39. Из каких этапов складывается полевое обследование и картографирование почв землепользований?
40. Этапы полевой почвенной съемки;
41. Разделение территории по степени сложности для почвенной съемки;
42. Принципы глазомерной съемки территории.
43. Виды почвенных разрезов.
44. Техника заложения почвенного разреза
45. Морфологическое описание почвенного разреза;
46. Взятие почвенных образцов;
47. Выделение границ почвенных контуров в полевой обстановке.
48. Техника полевого картирования комплексного почвенного покрова;
49. Техника отбора смешанного агрохимического образца
50. Камеральная обработка полевых рабочих материалов;
51. Основные виды почвенных анализов;
52. Подготовка картографической основы;
53. Составление очерка почвенной карты;
54. Составление легенды почвенной карты;
55. Оформление почвенных карт;
Критерии оценки:
оценка «отлично» (9-10) | ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. |
оценка «хорошо» (6-8) | ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. |
оценка «удовлетворительно(3-5) | ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. |
оценка «неудовлетворительно»(0-2) | при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует. |
Составитель ________________________ /Литвинов Ю.А. /
(подпись)
«____»__________________20___г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия биологии и биотехнологии им.Д.И.Ивановского
Кафедра почвоведения и оценки земельных ресурсов
Темы рефератов
по дисциплине«Картография почв с основами ГИС»
1. Области современного применения пространственных данных
2. Использование географических данных в быту и повседневной жизни человека. Необходимость в новых подходах к организации, хранению и анализу пространственных данных.
3. Недостатки традиционных носителей географической информации.
4. Развитие технологий хранения и обработки цифровых данных во второй половине 20 в.
5. Причины появления первых геоинформационных систем и их основные принципы.
6. Основные функции географических информационных систем.
7. Географические и пространственные данные и их основные компоненты. Геоинформационный анализ.
8. Функциональные возможности геоинформационных систем.
9. Электронная и цифровая карта, разновидности карт по содержанию.
10. Эволюция географических информационных систем.
11. Основные факторы развития геоинформационных систем. Развитие аппаратной и программной платформ ГИС- технологий.
12. Области практического применения геоинформационных систем и их связь с научными дисциплинами и технологиями.
13. Главные направления современного развития ГИС-технологий.
14. Картографические основы геоинформационных систем.
15. Особенности применения картографических знаний при работе с геоинформационными системами.
16. Роль картографических моделей в создании и применении географических информационных систем.
17. Карта как источник пространственных данных.
Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению
Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
ü правильно отражать основное содержание реферируемого произведения или научной темы;
ü изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);
ü изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий, вопросов, фактов;
ü все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;
ü содержать критические замечания и собственные выводы.
Основные этапы работы:
1. Уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого нужно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.
2. Составление календарного плана работы над рефератом. Календарный план работы над рефератом предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела темы, редактирование, самостоятельное оформление, составление схем, представление работы руководителю, доработку реферата в целях устранения отмеченных недочетов и окончательное оформление.
3. Просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.Часто учащиеся, не владея рациональными приемами, много времени затрачивают на просмотр литературы. Рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем внимательно ознакомиться с предисловием, введением, заключением. В оглавлении отметить те параграфы и разделы, которые представляют наибольший интерес для раскрытия темы. В предисловии учащийся найдет для себя ответы на такие вопросы: цель написания, основные направления работы, подходы к ним, границы исследования, общий характер труда. Знакомясь с заключением, важно отметить, к каким выводам пришел автор по основным вопросам. Это нужно для того, чтобы при просмотре глав и разделов быстро найти место, где автор строит свои доказательства, обосновывает главные вопросы темы.
4. Включает подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотеки.
5. Составление плана реферата. План нужен для того, чтобы работа шла целеустремленно, а не на ощупь, чтобы заранее было известно, что именно и в каком порядке писать. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность основных вопросов (разделов, их краткое содержание).
6. Изучение литературы и работа с ней. Рекомендуется начинать изучение с источников последних лет, прежде всего тех, которые в наибольшей степени освещают вопросы реферата. Такой порядок позволит студенту быстро усвоить тему, оценить значение других источников и взять из них необходимый материал.
Сплошное чтение предполагает углубленное изучение литературы, что, как известно, является творческим процессом. Поэтому, работая над книгой, необходимо не только запоминать прочитанное, но и активно осмысливать, логически перерабатывать всю информацию.
При чтении рекомендуется придерживаться такой последовательности: после прочтения законченной мысли сопоставить ранее известное с новыми данными. Затем выразить свое критическое отношение к изученному вопросу. Это помогает отобрать наиболее ценный материал, глубоко понять и логически переработать прочитанное.
Полезно также мысленно делить прочитанное на части, отмечая основные, важные моменты. Вместе с тем, надо связывать прочитанную главу с предыдущей, а главы объединять в разделы, т.е. осуществлять переход от частей к целому. Проведя, таким образом, анализ и синтез прочитанного, учащийся сможет глубоко понять содержание книги.
Для облегчения дальнейшей работы с книгой в процессе первичного чтения полезно делать отметки карандашом на полях, подчеркивать комментарии. Каждый учащийся может использовать свои условные знаки. Например, главную мысль выделить одной чертой, факты – волнистой и т.п. Разумеется, подобные отметки возможны лишь на собственной книге. При работе с источниками из библиотечного фонда надо пользоваться закладками, на которых указать, в каких абзацах по счету сверху выражена главная мысль.
7. Запись прочитанного.
Наиболее полно изученную литературу отражает конспект.
Различают три типа конспектов: систематический, свободный и тематический или сводный конспект.
Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.
В свободном конспекте запись делается в наиболее удобном для учащегося порядке.
Тематический конспект тот, в котором обобщено содержание нескольких источников по одной теме.