Подготовка к школе детей с нарушениями зрения.




Изучение различных аспектов готовности к школьному обучению дошкольников с патологией зрения (поступивших в первый класс после массового детского сада или из семьи) показало, что дети данной категории значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по всем показателям (М.И. Земцова, В.К. Иванова, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина, Т.П. Свиридюк, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева и др.). Проблемой личностно-мотивационной готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения занимались такие тифлопедагоги и тифлопсихологи как: Л.И.Солнцева, Т.П.Свиридюк, М.И.Земцова, Н.Г.Морозова, З.А.Грачева и другие.

Изучение умственной (интеллектуальной) готовности к школе детей с нарушением зрения выявило низкий уровень познавательной активности и самостоятельности детей. Многие из них с трудом выполняют различные виды учебной работы полностью самостоятельно, требуют моральной поддержки стороны взрослых и практической помощи.

У дошкольников с нарушением зрения выявлено также отставание в области развития способности к наблюдению, в восприятии и усвоении словесной информации. Речь значительной части детей характеризуется вербализмом, оторванностью от конкретных образов.

Содержательная сторона умственного развития дошкольников с нарушением зрения, запас их знаний, как основа будущей умственной деятельности, т.е. как основа успешности овладения ими школьными знаниями, также значительно отстают от нормы.

Особенно заметно отставание дошкольников данной категории, в сравнении с нормально видящими, прослеживается в личностной готовности к школьному обучению. Это проявляется в недоразвитии у детей мотивов игровой и учебной деятельности, в несформированности многих волевых качеств личности (например, умения слушать педагога, выполнять трудные задания, доводить начатую работу до конца и т.п.). У значительной части детей наблюдаются сложности в общении с другими детьми и взрослыми, отсутствие направленности личности на совместную, т.е. коллективную деятельность.

С целью более эффективной умственной подготовки к школе в основу коррекционно-воспитательной работы вкладывают идею формирования у каждого ребенка познавательной самостоятельности, готовности и способности извлекать из воспринимаемого материала познавательную информацию.

Для более успешной подготовки ребенка к школе разработана система этических бесед и специальных ситуаций, направленных на пробуждение у детей с патологией зрения чувства эмоциональной отзывчивости к окружающим. Для подготовки руки к письму необходимо использовать графические игры.

Дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной деятельности, так и с качеством выполнения заданий. Для детей данной категории характерными являются:

- низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;

- низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);

- низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

- плохое запоминание букв;

- невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;

- формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;

- пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;

- низкий уровень овладения навыками письма и чтения;

- наличие серьезных затруднений в копировании букв;

- появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер.

Наличие перечисленных трудностей у детей с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению познавательной деятельности и успеваемости в школе. Постоянная ситуация неуспеха становится источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает формирование положительной мотивации учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей. Все это требует от педагога образовательного учреждения специальной поддержки детей. Оказание поддержки не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие трудности в познавательной деятельности, но и поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительных нарушений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: