Понятие «общение». Взаимосвязь общения и деятельности




Лекция

Введение в психологию общения

 

План лекции

 

1. Понятие «общение». Взаимосвязь общения и деятельности.

2. Общение и его функции.

3. Виды, типы и уровни общения.

4. Общение и общительность.

5. Коммуникативные барьеры.

6. Роли и ролевые ожидания.

 

Понятие «общение». Взаимосвязь общения и деятельности

Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя,

и вы измените окружающий мир.

Ф. Ларошфуко

Прежде чем мы начнем знакомиться с новой учебной дисциплиной, ответьте одной фразой: что такое искусство общения?

Ваши ответы отразили ценности, шаблоны, характеры, желания, интеллект, культуру, и проблемы, связанные с общением. А чего вам не хватает для успешного общения? Как не надо общаться? А есть ли «гении общения»? И как при таком несовершенстве общего языка люди способны понимать друг друга? Есть в психологии два емких понятия, вам, как будущим преподавателям, они тоже понадобятся. Два главных способа понимания одним человеком другого, открывающие дверь в человеческую бесконечность: «эмпатия » ˗ «вчувствование» и «рефлексия » ˗ «отражение». В любом общении все мы в той или иной мере вживаемся и вмысливаемся друг в друга.

Проблема общения многогранна, поэтому она является предметом изучения многих наук. Человек не сможет развиваться, творить, жить среди других людей, если не будет общаться. В широком смысле слова общение представляет собой совокупность различных связей между людьми. Оно – необходимое условие формирование личности. А вы, как будущие педагоги, знаете, что процессы обучения и воспитания – это взаимодействие учителя и учащегося, а, значит, умение правильно построить общение с учеником – это важнейшая задача в достижении педагогического мастерства. Цель курса «Психология общения» - актуализировать навыки общения, получить возможность осмысленно подходить к оценке поступков и действий как своих, так и других людей, овладеть тонкостями педагогического общения и подготовить себя к профессиональной деятельности.

А можно научиться общению? Психологи отвечают на этот вопрос утвердительно. Однако помимо теоретических знаний, необходимо осознание сильных и слабых сторон своей личности, а также желание самосовершенствоваться и развивать коммуникативные навыки. Знание теории необходимо для понимания психологических закономерностей феномена общения, а выполнение индивидуальных заданий поможет актуализировать собственный опыт. Знание слабых сторон поможет выявить скрытые ресурсы вашего развития. Качества, которые украшают вашу личность, можно активно использовать. Целенаправленная и систематическая работа над собой поможет в познании себя и понимании других людей.

Общение является важным инструментом социализации человека, это способ его существования и удовлетворения основных потребностей. Человек с детства учится общаться. Успешность его общения связана с людьми, с которыми он взаимодействует. Для профессиональной деятельности, связанной с людьми и передачей информации, этого житейского опыта недостаточно. Необходимо овладеть теоретическими знаниями. Понятие «общение» имеет разные трактовки в психологии. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать «общение» и «деятельность». Межличностное общение почти всегда вплетается в ту или иную деятельность, т.к. вне общения немыслимы процессы труда, учения и игры. В свою очередь, тот вид деятельности, в который включено общение, влияет на содержание и форму самого общения. Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. В структуре педагогической деятельности особую роль отводят коммуникативным навыкам педагога, к ним относятся:

- умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

- умение «читать» внутреннее состояние ученика по нюансам поведения, владение средствами невербального общения;

- умение встать на точку зрения ученика;

- умение создать доброжелательную обстановку;

- владение риторическими приемами;

- использование организующих воздействий по сравнению с дисциплинирующими и оценивающими;

- умение с юмором отнестись к некоторым аспектам педагогической ситуации;

- преобладание демократического стиля руководства.

Ильин Е.П. в книге «Психология общения и межличностных отношений» пишет, что «труднее всего определить те понятия, которые широко употребляются».

Общение как коммуникация. В англоязычной культуре слова «общение» нет, есть только слово «коммуникация». В слове «общение» заложен более личностный, духовный контакт партнеров, а «коммуникация» предполагает более деловую, рациональную смысловую направленность взаимодействия субъектов. Соотношение между этими понятиями можно рассматривать как отношение общего (коммуникация) и частного (общение). Не все виды коммуникации являются общением, но любое общение является частным видом коммуникации. Общение — это частный вид коммуникации, специфичный для высокоразвитых живых существ, в том числе — для человека. Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Коммуникация присуща и техническим системам, и взаимодействию человека с машиной, и взаимодействию людей. Последний вид и относится к общению. При взаимодействии людей коммуникация получает новое качественное содержание. В любом коммуникационном процессе имеются три компонента:

коммуникатор, т. е. тот, кто говорит и сообщает информацию (субъект сообщения);

реципиент или аудитория, т. е. те, кому говорят и сообщают информацию

(объект сообщения) и которые ее воспринимают;

сообщение, т. е. что именно говорят, т. е. сама информация.

В соответствии с этой триадой коммуникацией будет считаться и тот случай, когда информация передается только в одном направлении. Но и в этом случае важно не то, что информация направлена на объект, а то, что объект воспринимает эту информацию, как-то реагирует на нее. С этой точки зрения слушание радио, просмотр кинофильма или телевизионной передачи — это все процесс односторонней коммуникации, а не процесс общения.

Общение как деятельность. А. А. Леонтьев считал, что общение — это особый вид деятельности и выступает как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности. А. В. Мудрик писал, что с точки зрения педагогики понимание общения как особого вида деятельности весьма целесообразно. Эта точка зрения разделяется некоторыми психологами и в настоящее время. Например, В. М. Целуйко определяет общение как форму деятельности, которая осуществляется между людьми как равными партнерами и приводит к установлению психического контакта.

Б. Ф. Ломов не согласен с таким пониманием общения и пишет по этому поводу: «Однако возникает вопрос: правомерно ли рассматривать общение лишь как частный случай деятельности, “растворять” его в деятельности… Конечно, общение является активным процессом, и если понимать деятельность как активность вообще, то можно (и нужно) отнести общение к категории деятельности. Однако… сложившиеся концепции деятельности… охватывают лишь одну сторону социального бытия человека, а именно отношения “субъект — объект”.

Тогда, какое место занимает общение в психологической классификации деятельностей? Исследуя деятельность и ее развитие, обычно указывают игру, учение и труд. Вместе с тем, исследуя и игру, и учение, и труд, мы всюду обнаруживаем общение. Столь же трудно определить местоположение общения и в той классификации, которая разделяет виды деятельности на предметно-практическую и умственную, или на продуктивную и репродуктивную, или на практическую и теоретическую и т. д. Можно разделить виды деятельности по их объекту, тогда общение может рассматриваться как деятельность, объектом которой является человек: кто именно из собеседников рассматривается как субъект общения, а кто — как объект, и на основании каких критериев производится такое разделение? Этот объект столь специфичен, что поставить деятельность по отношению к нему в один ряд с деятельностями по отношению к другим, «бездушным», объектам (вещам) также представляется затруднительным. Общение выступает не как система перемежающихся действий каждого из его участников, как в любой деятельности, а как их взаимодействие. Подчеркивая качественные различия между общением и деятельностью, нужно вместе с тем отметить, что эти категории неразрывно связаны. Как отмечает Б. Ф. Ломов (1984), «общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми» (с. 248). Поэтому общение, пишет Б. Ф. Ломов, принадлежит к базовым категориям психологической науки и не уступает таким категориям, как сознание, личность, деятельность. В процессе межличностного общения формируются человеческие отношения, которые создают основу и условия взаимодействия людей в игре, учебе и труде.

В некоторых видах деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятельность строится по законам общения (например, деятельность педагога, лектора). В других случаях те или иные действия (в том числе и предметно-практические) используются в качестве средств и способов общения, и здесь общение строится по законам деятельности (например, демонстрационное поведение, театральное представление). В самой деятельности (профессиональной, любительской и др.) огромный «слой» времени, затрачиваемый на ее психологическую подготовку, составляет общение, которое не есть деятельность в строгом смысле слова, а именно общение, так или иначе связанное с производственными (и иными) отношениями, по поводу них, в связи с ними… Общение может выступить в роли предпосылки, условия, внешнего или внутреннего фактора деятельности, и наоборот.

Очевидно, разрешение этого спора невозможно без точного понимания понятия «деятельность», которое, к сожалению, отсутствует. Если под деятельностью понимать любую активность человека, любое проявление его энергии, то общение можно трактовать как деятельность (именно такой подход предлагает М. С. Каган, 1988). Если же под деятельностью понимать только предметную деятельность, то правы те, кто не считает общение деятельностью.

Общение как специфическая форма взаимодействия субъектов. Часто общение понимается как взаимодействие субъектов. Взаимодействие в словаре С. И. Ожегова определяется как взаимная связь двух явлений; как взаимная поддержка (например, пехоты и артиллерии). Из этого определения вовсе не следует, что взаимодействие обязательно происходит при наличии непосредственного психического контакта между людьми. В бою пехоту поддерживает авиация, но это не значит, что пехотинец и летчик общаются друг с другом. Поэтому Б. Ф. Ломов более точен, когда рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми (т. е. не любое взаимодействие!). «Непосредственное живое общение предполагает, пользуясь словами К. С. Станиславского, “встречный ток”. Таким образом, категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношения “субъект — субъект(ы)”. В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. п.».

Однако другие психологи по-своему подходят к соотношению между общением и взаимодействием, рассматривая последнее лишь как одну из сторон общения. Так, Г. М. Андреева (1990) выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися. Перцептивная сторона общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона — это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями. Каждая из этих сторон в реальном общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними в большей или меньшей степени выраженности. Разделение трех сторон общения — перцептивной, коммуникативной и интерактивной — возможно только как прием анализа, нельзя, как ни старайся, выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия, или «чистое» восприятие. А вычленение «отдельного» взаимодействия практически невозможно. Действие — главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня давил, но я не поддался»; «он подстроился под меня»; «борьба между нами привела к поражению такого-то»; «он нанес мне удар»; «мы топтались на одном месте» и т. д. и т. п. Между тем речь идет об общении, а не о чем-либо другом.

по Джоунсу и Джерарду (Jones, Gerard, 1967)

№ п/п Тип взаимодействия Поведение участников Примеры взаимодействия Ориентация участников
1. Псевдо-соответственный Ни один из партнеров не реагирует на другого, исключая вопрос о времени говорения, каждый участник имеет свое видение ситуации, свой внутренний план, которому и следует, хотя и подчиняется правилам. Такое взаимодействие не допускает изменений по существу, но возможны разные стили исполнения. Игры, обыденные ритуалы, такие как приветствие, встреча, прощание, взаимодействие на официальных церемониях. На контроль (стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которое обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии с преследованием своих целей). Оба участника ориентированы на контроль.
2. Асимметрично-соответственный Только один из участников имеет план действий, в то время как второй может лишь реагировать на действия первого, имея очень ограниченные возможности для проявления собственной инициативы. Данное общение целиком определяется «активным» партнером. Преподавание, интервьюирование. На контроль у первого («активного») и на понимание у второго участника (понять ситуацию и поведение других, стремление адаптироваться к партнеру).
3. Реактивно-соответственный Каждый из его участников реагирует только на последнее движение другого, не имея собственного плана взаимодействия. Такое взаимодействие ограничено общими правилами, взаимодействия, принятыми в обществе, и частными правилами, диктуемыми данной ситуацией. Беседы бессвязные, беспорядочные, н-р, в клубе, в баре. Взаимодействие «контролера» и «понимателя».
4. Взаимно-соответственный Наличие цели и плана у каждого из партнеров и при этом реакции на действия друг друга. Понимание равноправия в общении и проявление взаимоуважения друг к другу, стремление к достижению взаимной удовлетворенности, а не односторонней. Переговоры или научные дискуссии. Каждый из партнеров и «контролер», и «пониматель».

 

Е.П. Ильин считает, что следует добавить еще одну сторону общения — эмоциональную. Общение — это и заражение эмоцией от партнера по общению, и вызов какой-либо эмоции у партнера.

В. Н. Куницына отмечает, что общение является потребностью и условием жизни человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание друг другу, как взаимное познание и деятельность.

Общение и его функции

Общение можно рассматривать как полифункциональный процесс. Можно выделить пять основных его функций (по Н.С. Ефимовой):

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: