для учащихся начальной школы




Замша Элла Константиновна,

учитель начальных классов и хакасского языка

Дидактический материал по хакасскому языку

По внеурочной деятельности «Хакасский язык с увлечением»

для учащихся начальной школы

За все года педагогической деятельности у каждого учителя вырабатывается своя методическая система. Для меня методическая система учителя – это совокупность всех взаимосвязанных компонентов процесса образования. На первом месте – это индивидуальный стиль преподавания учителя, который характеризуется: опытом, профессионализмом и его личными качествами. Согласно толковому словарю Ожегова, «система» это нечто целое, представляющее собой единство всех частей. Таким образом, можно сказать, что методическая система учителя является одним из основных средств развития его профессиональной компетенции. Она включает организационные формы обучения, цели, средства обучения, методы, и содержание обучения. Целью моей методической системы является: построение такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить личностное, познавательное и общекультурное развитие ученика, а также вооружить его важным умением, умением учиться.

Главной целью современного образования становится всестороннее развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, оценивать и контролировать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Чтобы активизировать практическую и познавательную деятельность учеников на моих занятиях хакасского языка, я использую разные формы и методы, а также приемы организации учебно-воспитательного процесса. Приемы работы на моих занятиях разнообразны: создание презентаций, активизация речевой деятельности с помощью дидактического раздаточного материала для составления диалогов и монологов по разным темам, игровые формы при введении и закреплении новой лексики, опорные схемы для развития монологической речи. При большом разнообразии форм, методов и приемов организации образовательного процесса некоторым из них в своей работе я отдаю больше предпочтения, с которыми я хочу поделиться с вами. На сегодняшний день следует заметить, что мои ученики имеют различный уровень владения хакасским языком (в основном дети не владеют языком).

Планируя занятие внеурочной деятельности по хакасскому языку, я акцентирую внимание не только на том, чтобы ученики запомнили новые слова, но и стремлюсь создать всевозможные ситуации для развития индивидуальности каждого ребенка. Поэтому главная задача моих занятий – добиваться того, чтобы у детей не пропадал интерес к изучению хакасского языка. Для меня одним из важных элементов занятия при изучении хакасского языка являются дидактические материалы. Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности учащихся, экономии учебного времени. Это способствует накапливанию новых языковых средств, которые обеспечивают возможность общаться на разные темы. Также развиваются коммуникативные умения в говорении, чтении, письме и аудировании. Учащиеся приобщаются к культуре, быту и языку хакасского народа. Дидактический материал развивает готовность и способность учащихся использовать хакасский язык в реальном общении. В процессе разнообразных упражнений на занятиях развивается желание и умение самостоятельного изучения хакасского языка доступными им способами. Также у детей развиваются умения выходить из затруднительного положения в процессе общения, вызванного нехваткой языковых средств за счет использования синонимов.

На своих занятиях я применяю практически все виды дидактического материала. Главными преимуществами считаю: экономию времени, а также повышение интереса учащихся к предмету в связи с тем, что у нас отсутствуют учебники и рабочие тетради для детей, не владеющих хакасским языком. Дидактические материалы универсальны, их можно использовать во всех классах и на всех этапах урока. Главное, грамотно подобрать материал с учётом темы, возраста и этапа урока. В моей копилке их много, поскольку использую его часто. Таким образом, я разработала дидактические материалы для учащихся по хакасскому языку по темам «Дидактические материалы по внеурочной деятельности «Хакасский язык с увлечением»». Цель работы моих методических материалов – формирование коммуникативных, лингвистических компетенций на занятиях хакасского языка.

Для достижения поставленной цели, я решаю следующие задачи:

Практические:

а) развивать умения в говорении и смысловой переработке информации на основе заданий, требующих самооценки;

б) активизировать грамматические умения при составлении монологических высказываний

Образовательные:

а) развивать умения и навыки чтения по хакасскому языку;

б) развитие коммуникативной компетенции (познавательной, языковой, учебной, речевой);

в) обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательная задача заключается в воспитании понимания у учащихся важности сохранения хакасского языка, как родного и потребности пользоваться им как средством общения.

На своих занятиях большое внимание уделяю обучению коммуникативным умениям в аудировании, говорении, письме и чтении, а именно: составлению рассказов, монологов и обучению диалогической речи.

Применяю оптимальное сочетание методов:

1) знакомство с новым грамматическим и лексическим материалом;

2) тренировка (выполнение упражнений на закрепление изученного материала);

3) применение (использование данного материала);

4) контроль (оценивание и корректирование).

Например, дидактический материал к теме «Моя семья» состоит из 11 заданий, а также заданий для проверки знаний. Ребята вместе с героями Миргенек и Чиркенек, отвечают на вопросы, решают кроссворды, находят правильные ответы: «Познакомься с семьей» «Расскажи о своей семье» (Приложение 1), «Ответь на вопрос», «Расскажи о семье Миргенек и Чиркенек» (Приложение 2), «Помоги детям Миргенек и Чиркенек ответить на вопрос», «Как отвечают дети на вопрос Чиркенек» (Приложение 3), «О чем говорят животные», «Вставь пропущенные буквы» (Приложение 4), «Посчитай членов семьи», «Соедини семьи животных и числа» (Приложение 5), «Учимся писать буквы хакасского алфавита» (Приложение 6), «Контроль знаний» (Приложение 6).

Методические материалы «Хакасский язык с увлечением» сделают занятие интересным и доступным. Разнообразие упражнений поможет учащимся изучить, обобщить, закрепить и проверить уровень знаний, умений и навыков при изучении хакасского языка. Данные упражнения позволяют более творчески подходить к оценке знаний учащихся, привлекать к работе всех учеников класса, активизируют мыслительную деятельность, способствуют формированию интереса к хакасскому языку, а также развивают смекалку и наблюдательность. Использовать данное пособие можно как дидактический материал по изучению хакасского языка не только на занятиях по внеурочной деятельности, но и на уроках хакасского языка. Страницы пособия позволяют выбрать лишь одно упражнение, которое можно предложить учащимся как для индивидуальной работы на занятии, так и для контроля знаний по пройденному материалу. Также присутствует возможность выполнять упражнения, переходя от упражнения к упражнению.

Таким образом, разработанный мною дидактический материал для изучения хакасского языка является средством успешного усвоения программного материала, формирования коммуникативной компетенции (познавательной, языковой, учебной, речевой).


Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: