Препятствия на пути творческого мышления




Склонность к конформизму (желание быть похожим на других).

Внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны других).

Ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости.

Желание найти ответ немедленно.

Исследование творческого мышления в психологии ведется в четырех направлениях:

исследование процесса творческого мышления;

изучение продуктов творчества; изучение креативности как способности;

исследование особенностей творческих личностей.

По мнению Элиса Пола Торренс, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

· вербальную креативность

· образную креативность

· отдельные креативные способности:

· беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество выполненных заданий.

· гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.

· оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

· способность видеть суть проблемы.

· способность сопротивляться стереотипам.

Лекция 9. Категоризация (2 часа). Категоризация - процесс психический отнесения единичного объекта, события, переживания к некоему классу, как вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и пр. Непосредственно включен в процессы восприятия, мышления, воображения, объект коих воспринимается и мыслится не как единичность, непосредственная данность, но как представитель обобщенного класса, причем на объект переносятся особенности данного класса явлений. Содержание понятия категоризации в психологии когнитивной соответствует принятому в рамках теории деятельности положению об опосредовании процессов психических социально выработанными эталонами -обобщениями, несущими совокупный общественный опыт.

Носители этого опыта — это прежде всего семантические структуры естественного языка — значения вербальные; форма фиксации опыта — символы, движения выразительные, ритуалы, а также формулы, схемы, чертежи и пр. В индивидуальном опыте категоризация выступает формой его упорядочения через присвоение и трансформирование субъектом категорий и эталонов общественного сознания; ее индивидуальные аспекты характеризуют специфику отражения мира субъектом. Будучи средством осознания мира, категориальные структуры индивидуального сознания могут и не осознаваться. Формы категоризации имеют сложнуюиерархическую организацию.

Субъективное семантическое пространство (от лат. subjectum – подлежащее и греч. semantikos – обозначающий) — система категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. Если принять определенные допущения, в частности о независимости данных категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве, которое получает свою характеристику в системе координатных осей, на основании которых вычисляется расстояние между значениями.

Построение семантических пространств как метод и форма модельного представления находит широкое применение в исследовании семантической организации различных форм репрезентации объекта субъекту. Ранние работы в этой области велись в основном в рамках построения вербальных семантических пространств, где для построения матриц сходства использовалось шкалирование понятий из самых разных семантических классов, и в результате математической обработки выделялись наиболее универсальные коннотативные факторы-категории, присущие всей лексике. В настоящее время акцент сместился на построение частных семантических пространств для определенных понятийных классов. Если в первом случае выделялись инвариантные для всех испытуемых слабо расчлененные коннотативные категории-факторы, то частные семантические пространства отражают дифференцировку исследуемых объектов по более предметным (денотативным) признакам, обусловленным знанием субъектом данной содержательной области. Соответственно, от анализа среднегрупповых матриц испытуемых интерес сместился к анализу индивидуальных данных, позволяющих решать дифференциально-психологические задачи, в частности исследовать когнитивную сложность испытуемых в данной содержательной области. Если в ранних работах исследование проводилось в основном с лексически простыми объектами (единичными понятиями) и бинарными шкалами, то в настоящее время появляются работы, где объектами анализа и средствами их описания и оценки выступают развернутые тексты.

Психосемантический подход к исследованию личности реализует парадигму "субъектного" подхода к пониманию другого. Содержательная интерпретация выделяемых структур (факторов) необходимо требует увидеть мир "глазами испытуемого", почувствовать его способы осмысления мира. Реконструируемая в рамках субъективного семантического пространства индивидуальная система значений выступает своеобразной ориентировочной основой такого эмпатийного процесса, дает ему смысловые опоры. Психосемантический подход позволяет наметить новые принципы типологии личности, где личность испытуемого рассматривается не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: