Сенсорно-перцептивная сфера




СУБЪЕКТ ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА

В наиболее общем и схематизированном виде психологическая и личностная структура субъекта такова. Во-первых, она включает три группы психических процессов: познавательные (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление), волевые и эмоциональные. Это разделение является наиболее традиционным и общепринятым, хотя и небезупречным. Во-вторых, все психические процессы составляют в своей совокупности одну из трех областей общей структуры личности, включающей также и психические свойства личности, в том числе и ее способности. Психические свойства крайне многообразны и включают как черты личности, так и синтетические их проявления — характер, темперамент, направленности личности. Наряду с процессами и свойствами, существует еще один компонент — психические состояния. В-третьих, в качестве важной и самостоятельной выделяется базовая сиcтема личности, обозначаемая понятием мотивационная сфера личности. Она — источник побудительных сил поведения, динамическая основа для деятельности личности. Эти традиционные представления о структуре психической организации субъекта являются простой и удобной схемой для упорядочивания проблем, которые возникают при характеристике профессиональной деятельности. Вместе с тем, их необходимо дополнить.

Следует дополнить три традиционно выделяемые класса психических процессов (познавательные, волевые, эмоциональные) еще двумя — очень важными именно для профессиональной деятельности классами — регулятивными и коммуникативными. Это тем более необходимо, что в современной психологии сложилось и становится все более распространенным разделение психических процессов на три основные подсистемы — когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Первая включает процессы, обеспечивающие познание внешней среды, ориентировку в ней; вторая — процессы, направленные на построение, организацию и регуляцию деятельности и поведения; третья — процессы, обеспечивающие коммуникацию, взаимодействие между людьми.

Первым, исходным шагом раскрытия психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности является рассмотрение закономерностей познавательных (когнитивных) процессов в ней. Познавательные психические процессы направлены на прием, переработку и хранение информации, познание внешней среды, ориентировку в ней, поэтому их роль в жизни человека в целом и в любой профессиональной деятельности чрезвычайно важна. Сфера этих процессов, их состав достаточно четко очерчены; это процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, воображения, памяти, мышления.


КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Трудовая деятельность требует активного участия всех психических функций человека. В психической регуляции трудовой деятельности проявляются все объективные закономерности и механизмы, присущие психике человека в целом. Вместе с тем, определенные стороны и механизмы доминируют в большей или меньшей степени. Их сочетание обуславливает специфику психологического обеспечения трудовой деятельности. Обратимся к характеристике основных психических процессов трудовой деятельности.

Сенсорно-перцептивная сфера

Осуществляя трудовую деятельность, человек использует все возможности своей психической организации. Управление деятельностью человека обеспечивают функции ощущения и восприятия (сенсорика). Основной характеристикой сенсорики человека является общее свойство сензитивности. Сензитивность — это состояние повышенной чувствительности той или иной функции к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивность связана с типом нервной системы человека и одновременно является относительно устойчивой характеристикой личности. В силу его универсальности свойство сензитивности можно использовать как показательную диагностическую структуру эффективности трудового процесса.

Важной характеристикой сенсорных процессов, имеющей значение для профессиональной деятельности, является уровень чувствительности анализаторов. Для развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации человека характерна неравномерность. У одного и того же человека может быть повышена чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и одновременно понижена чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или развитием его в профессиональной деятельности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта и специальной тренировки. Например, исследование зрительных дифференциальных порогов шлифовальщиков показало, что различительная чувствительность мастеров в 20 раз выше среднего.

Вопрос изменения уровня чувствительности анализаторов и формирования сенсорных навыков очень сложен. Для того чтобы сформировался тот или иной сенсорный навык, необходимы достаточно низкие пороги чувствительности, Сенсорные навыки складываются из запаса сенсорных эталонов и овладения способами оперирования образами. Сенсорный эталон — система чувственных признаков, которая усваивается как образец восприятия объектов и их свойств. Основной механизм сенсорного навыка — сопоставление воспринимаемого сигнала и эталона. Например, опытные сварщики быстро и точно определяют качество шва по оттенкам пламени сварки. По мере накопления знаний о сенсорных эталонах повышается чувствительность анализаторов.

Если чувствительности данного анализатора оказывается недостаточно, чтобы обеспечить требуемую эффективность деятельности, то результат достигается за счет механизма компенсации. Компенсация — это замещение слаборазвитых или отсутствующих функций другими психическими свойствами или их комбинацией для маскировки внутреннего дефекта и достижения эффективного результата деятельности. На уровне профессиональной деятельности компенсация выступает в форме взаимозамещения профессионально важных качеств.

В структуре сенсорной основы трудовой деятельности выделяют ведущий (или ведущие) и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Ведущее положение анализаторы сохраняют или постоянно, или на отдельных этапах и операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятельности может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение и выключение того или иного анализатора при переходе от операции к операции. По мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сенсорным свойствам профессионала повышаются и перерастают в требования высокой сенсорной культуры.

Исследования восприятия и ощущений занимают особое место в психологическом изучении различных профессий и в инженерной психологии. Перцептивные процессы лежат в основе формирования оперативных образов, Именно они обеспечивают сенсорную систему управления деятельностью. Первичная информация, полученная с помощью ощущения, формируется в образы восприятия.

Восприятие — психический процесс, порождающий чувственный субъективный образ объективного мира. Назначение системы восприятия в том, чтобы обеспечить достаточные условия для адаптивного поведения. Чтобы взаимодействовать с окружающей средой, летчику, оператору или шоферу нужно иметь возможность воспринимать состояние этой среды. Для этого нужна перцептивная информация. Отсюда следует, что в процессе труда восприятие следует рассматривать как компонент некоторой замкнутой системы управления с обратной связью (схема 5).

Восприятие как основа приема информации характеризуется рядом свойств: целостностью, осмысленностью, константностью, избирательностью.

На основе этих свойств восприятия формируется перцептивный образ. Традиционно считается, что, чем точнее образ восприятия, тем лучше он обеспечивает регуляцию деятельности. Современные исследования свидетельствуют, что для выполнения действия иногда достаточно лишь приближенно оценить состояние окружающей среды. Если действие привело к нежелательным результатам, то можно выполнить следующий вариант, чтобы получить более точную информацию: выбрать более подходящее действие или сделать и то и другое. Иными словами, действия могут быть направлены: на непосредственное решение задачи; на управление данным процессом; на изменение состояния самого оператора.

Основой восприятия является не анализ образов, а принятие решения, какую именно информацию взять для обработки и как ее обрабатывать. Выделяют два основных механизма восприятия в трудовой деятельности:

• компромисс между скоростью и точностью (КСТ). Существует закономерность: чем больше период ожидания до принятия решения, тем более точный дается ответ. В задачах «человек—машина» эффект КТС очень важен. Например, в работах с навязанным ритмом наблюдается тенденция, при которой сенсорные оценки делаются быстрее, а их точность снижается;

• механизм внимания. Имеется скрытая связь между тактикой распределения внимания, принятой наблюдателем, физическими свойствами средств отображения информации и механизмами зависимости восприятия от эффекта КТС.

Чтобы обеспечить быстрое и точное восприятие требуются:

• надлежащее представление физических сигналов;

• правильное распределение наблюдателем своего внимания;

• выбор подходящего критерия соотношения скорости и точности.

Основными детерминантами процесса восприятия в трудовой деятельности являются врожденные механизмы образования гештальтов, долговременные ожидания и установки (стереотипы), кратковременные ожидания и установки, внимание.

В целом, восприятие всегда сохраняет свое определяющее значение в трудовой деятельности, обеспечивая ее эффективность.

При восприятии сигналов из внешней среды и формировании оперативных образов устанавливаются связи между блоками информации. Со временем эти связи закрепляются в эталонные типовые схемы субъекта. Такая схема позволяет одномоментно воспринимать большой объем информации, так как выступает одной информационной единицей (гештальтом). Это оперативные единицы восприятия (чанки). Большое значение имеет проблема помехоустойчивости восприятия. При утрате части информации человек воспринимает дефектный сигнал как целостный образ восприятия. Этот механизм обеспечивает адекватную работу на фоне даже значительных помех.

Внимание

При ограниченном времени работнику нередко приходится решать задачи восприятия, переработки информации и принятия решения практически одновременно. Это обеспечивается высокой концентрацией психической активности на задаче. Функцией, ответственной за такую концентрацию, является внимание. Вниманием называется сосредоточение и согласование психических функций субъекта в определенный момент времени на определенной деятельности. Основной функцией внимания является отбор соответствующих потребностям личности воздействий внешней среды и игнорирование несущественных или конкурентных воздействий. Внимание имеет непроизвольную (генетически более раннюю) и произвольную формы. Непроизвольное внимание характеризуется пассивным сосредоточением на объекте, который в силу собственных характеристик воздействует на субъекта. Произвольное внимание обеспечивает концентрацию активности за счет болевых усилий. Внимание теснейшим образом связано с мотивацией. При мотивирующем характере самой цели может возникнуть так называемая постпроизвольная форма внимания, при которой сознательное активное сосредоточение на объекте не требует волевых усилий, а осуществляется автоматически.

Внимание, как никакая другая функция, зависит от условий деятельности. По мере развития техники требования этойфункции возрастают. Внимание функционирует на двух уровнях: на уровне, где может изменяться сенсорная чувствительность, и на уровне принятия решения. Внимание можно определить также как умственное действие контроля, обслуживающее деятельность других психических функций.

Важнейшей характеристикой внимания является его избирательность. В определенный момент времени внимание сосредоточено лишь на ограниченном числе объектов. Селекция внимания осуществляется по принципу значимости объекта или ситуации для субъекта. Внимание концентрируется на объекте тем чаще, чем выше его субъективная значимость. В свою очередь, значимость обусловлена мотивационной силой и информационной насыщенностью объекта. Сосредоточение внимания на объекте прямо пропорционально его мотивационной силе и обратно пропорционально их информационному содержанию. В состоянии стресса проявляется тенденция фокусировать внимание на наиболее выраженных признаках. В этом случае именно они и становятся значимыми.

Механизмы внимания очень лабильны. Существует внутренний механизм управления усилением, с помощью которого при соответствующей концентрации внимания можно значительно усилить чувствительность к входному сигналу. Важнейший механизм в трудовой деятельности — механизм параллельной обработки, т. е. переработки нескольких сообщений одновременно. Человек, как правило, может сосредоточиться лишь на 5—6 объектах одновременно, но в зависимости от типа высшей нервной деятельности и условий работы объем внимания может существенно увеличиться. Доминирующий механизм в этом случае — зрительное внимание. Большое практическое значение имеет вопрос, на какое количество каких объектов может быть распределено внимание в том или ином процессе труда. Емкость внимания зависит от его избирательности в трудовой деятельности. Избирательность характеризуется способностью распределять ограниченный объем внимания по необходимости и удобным каналам информации (органам чувств) за оптимальное время.

Какова наиболее выгодная последовательность переключения внимания с одного объекта на другой и каков оптимальный темп переключения? В трудовой деятельности переключение внимания происходит всегда, когда перед работником возникает новая цель деятельности, или при переходе с одного действия к другому.

Ряд профессий требует высокой концентрации внимания. Чем меньше объектов в зоне внимания, тем выше его концентрация. Очень важным является правильное распределение внимания. При формировании стратегии распределения внимания учитывают два фактора: компромисс между скоростью и точностью; определение доминирующих объектов внимания.

Внимание к стимулу привлекают следующие характеристики:

• повышенная интенсивность;

• внезапные изменения;

• смещение в поле восприятия;

• эмоциональная значимость.

Внимание в наибольшей степени, чем другие функции, реагирует на состояния утомления, стресса, монотонии. При этих состояниях наблюдается прогрессирующее снижение активности внимания. Вместе с тем, высокая мотивация на деятельность оказывает мощное компенсирующее влияние на сохранность внимания даже в самых неблагоприятных условиях.

Правильная тренировка внимания в трудовой деятельности заключается в формировании оптимальных схем организации этого процесса в конкретных условиях. При изменении условий происходит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение и переучивание той или иной деятельности заключается в усвоении работником новой системы организации внимания. Существуют типовые схемы организации внимания. На сегодняшний день известно более десяти математических моделей динамики зрительного внимания.

Воображение

Осуществляя трудовую деятельность, человек должен постоянно прогнозировать возможные результаты и творчески перестраивать поведенческие модели для более эффективного приспособления к действительности. В основе творческого компонента лежит воображение. Воображение — это способность человека к созданию новых образов, не существовавших ранее. Воображение основано на умении замечать свойства предметов, компоновать их в новые образы, перестраивать их композиционно, создавать принципиально новые образы под предполагаемые свойства. Воображение позволяет человеку мысленно отойти от действительности, представить ранее воспринимаемое в новых сочетаниях и связях, оживить его. Воображение обеспечивает предвосхищение результата деятельности.

Воображение выполняет следующие необходимые для реализации деятельности функции:

• создает образ-цель, т. е. предвосхищаемый результат деятельности;

• участвует в формировании программы поведения в ситуации неопределенности;

• обеспечивает виртуальную деятельность: продуцирует образы, заменяющие деятельность, личностно необходимую, но объективно невозможную;

• позволяет создавать образы объектов и ситуаций, которые непосредственно не воспринимались субъектом и даны в описании.

Для реализации указанных функций воображение располагает набором специфических механизмов.

В основе воображения лежат функциональные и операциональные механизмы восприятия, памяти и мышления. Основная роль мышления заключается в преобразовании памяти текущей ситуации в принципиально новую. Отражение действительности в этом случае происходит в новых, непривычных сочетаниях.

Воображение бывает активным и пассивным. Активное воображение имеет форму творческого или воссоздающего. Пассивное воображение выступает преднамеренным или непреднамеренным.

Активное воображение предполагает создание образов, воплощающихся в новых и ценных продуктах. Основной признак пассивного воображения выражается в создании образов, не претворяющихся в жизнь. Однако процесс воображения не обязательно сразу заканчивается результатом, например, идея о взаимосвязи элементов по атомной массе реализовалась у Д. И. Менделеева в «Периодическую таблицу» по прошествии многих лет. Различают следующие механизмы создания образов воображения:

агглютинация обеспечивает создание образа воображения путем соединения деталей различных объектов, не соединимых в реальности. Так появляется сказочный кентавр с головой и грудью человека и туловищем и ногами лошади, такое понятие, как «визгливый бас» и т. п. В творческой деятельности механизм агглютинации используется для создания некоторых механизмов, например, сочетание судна и крыла самолета позволили создать судно на подводных крыльях;

аналогия — механизм, сущность которого заключается в создании нового образа по сходству с уже имеющимся. Например, конструкторы нередко используют для создания новых машин идею анатомобиологической конструкции какого-либо животного. На аналогии, как механизме творческого воображения, основана целая наука — бионика. Бионика совершенствует конструкции технических систем на основе изучения живых. Например, цифровые и аналоговые машины по переработке информации содержат в своей основе модели психических способностей — памяти, мышления, восприятия;

акцентировка обеспечивает формирование образов воображения. Ее суть в выделении, подчеркивании части, детали в предмете или ситуации. Классической иллюстрацией действия этого механизма является создание художником шаржа, карикатуры. Элемент смешного привносится за счет гипертрофированного, гротескного выделения элемента облика шаржируемого субъекта (большого носа, выпученных глаз, толстых губ и т. п.);

типизация — наиболее сложный механизм формирования образа воображения, суть которого заключается в создании нового образа, типичного относительно какой-то категории. Механизм состоит в аналитичном разложении образа восприятия и конструировании путем синтеза на основе этого образа нового образа воображения.

Воображение в трудовой деятельности обеспечивает психологическую основу творчества. Практически любую трудовую деятельность можно отнести к одной из точек оси активизации воображения: с одной стороны, бледность, скудность, ограниченность образов воображения; с другой – яркость, оригинальность, плодотворность этих образов.

При изучении творческой деятельности приемы творческого воображения объединяются с творческим мышлением. Творческое воображение характеризуется продуктивностью, при его активизации создаются принципиально новые образы, идеи, продукты. Воображение предвосхищает любую идею и изобретение, начиная от создания примитивной ложки и кончая космическим кораблем или компьютером.

Гораздо шире в трудовой деятельности используется создающее воображение. Осознание работником цели своей деятельности как потенциального желаемого результата обеспечивается именно воссоздающим воображением. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например, закройщица или диспетчер.

Основным механизмом воображения является анализ — синтез. Вначале человек анализирует информацию, распределяя ее по отдельным блокам (кирпичикам), а затем синтезирует ее в новые схемы, «склеивая» новые образы и идеи. Функционирование творческого воображения подчинено определенным этапам:

1. Возникновение творческой идеи.

2. Сбор информации, концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной идее. Сбор недостающей информации.

3. Анализ и синтез материала, определение возможных вариантов решения, озарение.

4. Реализация идеи. Существуют более детальные схемы реализации творческого процесса для конкретных сфер деятельности: изобретательства, художественного творчества, науки.

Функция воображения лежит в основе творческой инициативы. Инициатива — это способность человека ставить новые проблемы и находить им оригинальное решение. Инициатива связана с уровнем интеллектуальной активности работника. Выделяют три уровня интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, при котором работник не выходит за рамки найденного способа действия; эвристический, при котором работник может перестроить способ действия по собственной инициативе, но в пределах изначально поставленной задачи; креативный — самостоятельная, не стимулированная извне постановка задачи и нахождение ее решения. Последний уровень — наиболее творческий, и его психологическим ядром является воображение.

Память и представление

Субъекту деятельности необходимо сохранять воспринятую информацию. Это происходит благодаря памяти. Память можно определить как процессы организации информации в целях предстоящей деятельности; как систему «присвоения» информации личностью, превращение ее в «свою».

В общем виде память — это система средств запоминания и воспроизведения хранящейся у человека информации. Средства запоминания — это мнемические способности, орудия реализации мнемических процессов.

Мнемические способности и хранящаяся у субъекта информация являются многоуровневыми образованиями. Проблема организации знаний, умений в памяти субъекта деятельности называется проблемой репрезентации информации в памяти человека. Экспериментально показано, что каждый человек помнит и признаки, и образы, и ассоциации, и слова, и понятия. Взаимодействие этих уровней, индивидуальные и типические характеристики этого процесса и составляют основные направления исследования проблемы репрезентации информации в памяти человека.

В основе мнемических способностей лежат природные механизмы запечатлевать информацию. Их называют функциональными механизмами. В процессе созревания мозга и социализации личности природные способности надстраиваются культурными механизмами, сущность которых заключается в обработке запоминаемой информации, например, с помощью группировки материала, сравнения, расположения его в ряд и т. д. Эти механизмы называются операционными. Операционные механизмы в процессе освоения деятельности достраиваются регулирующими механизмами, которые проявляются в умении человека управлять процессами запоминания, сохранения ивоспроизведения информации. В процессе реализации любой профессиональной деятельности соучаствуют разные механизмы: и природные, и культурные. Разная мера представленности в процессах познания тех или иных механизмов определяет участие различных видов памяти в процессе реализации деятельности.

В деятельности человека, управляющего людьми, техникой, машинами или приборами, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти. В любой деятельности соучаствуют кратковременная память, оперативная и долговременная. Данные виды памяти различаются по времени хранения информации. Кратковременная память обеспечивает хранение поступившей информации в течение секунды или минуты, долговременная — в течение дня, месяца, года или всей жизни.

В кратковременной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но хранится она в таком виде недолго: всего несколько секунд. В дальнейшем информация преобразуется, анализируется, обрабатывается субъектом, такого рода память уже ближе к долговременной. Можно сказать, что кратковременная память — это фотография объектов, воздействующих на органы чувств.

Хорошая кратковременная память повышает эффективность любой деятельности. Особо следует отметить врачебную деятельность, работу спасателей, пожарных, милиционеров. Совершенно очевидно, что при хирургической операции не бывает второстепенных деталей. Хирург обязан мгновенно охватить все признаки ситуации и учесть их (т. е. запомнить) в дальнейших действиях. Другими словами, любая деятельность в экстремальных условиях предполагает наличие продуктивной кратковременной памяти.

Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия, длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Простейший пример оперативной памяти — сохранение первых слов принимаемого речевого сообщения в течение всего времени его аудирования. При переводе информации из кратковременной в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.

Долговременная память хранит информацию впрок для предстоящей деятельности. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая обработка. Информация приобретает форму, в которой она может быть успешно присвоена субъектом деятельности. Соотношение между кратковременной, оперативной и долговременной видами памяти зависит от задач, решаемых субъектом данной деятельности, и от структуры самой деятельности. В одних случаях ведущее место принадлежит кратковременной памяти, в других — долговременной. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Существенную роль в оперативной памяти могут играть не только процессы запоминания информации, но и процессы ее сбрасывания, т. е. исключения информации из памяти. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимой информации, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.

Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания. Оперативная память направлена на сохранение текущей информации в рамках конкретной деятельности или конкретного действия. Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности.

Субъект деятельности получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Соотношение перечисленных видов памяти в реальной деятельности зависит от характера деятельности и от индивидуальных особенностей работника, который будет опираться на наиболее развитый вид памяти.

Кроме того, в зависимости от характера запоминаемой информации можно выделить: память на слова (словесная, или вербальная, память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), а также память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д.

Для анализа процессов профессионализации особое значение имеет деление памяти на непосредственную и опосредованную по критерию развитости процессов запоминания. Непосредственная память отличается слабой обработкой запоминаемого материала. В этих случаях субъект просто заучивает материал, многократно его повторяя, зазубривает или стремится запечатлеть информацию. Такого рода запоминание называется памятью без средств, т. е. без обработки запоминаемого материала. В тех случаях, когда человек ищет способы запоминания, осмысливает, анализирует, сравнивает материал и т.д., речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании — логическом, опосредованном, с помощью каких-либо средств. В некоторых видах деятельности крайне необходима сильная непосредственная память; например, хороший художник не мыслит без развитой образной непосредственной памяти.

Кроме указанных видов памяти, выделяют еще непроизвольное и произвольное запоминание. В тех случаях, когда запоминание управляется специальной установкой, говорят о произвольной памяти. Если же цель на запоминание отсутствовала, но субъект тем не менее сохранил информацию, то такая память называется непроизвольной (схема 6).

В реальной деятельности разные виды памяти тесно переплетены и постоянно взаимодействуют. При этом доля представленности в процессах памяти природных и культурных механизмов различна. Кратковременная, непосредственная, непроизвольная память совершается в значительной степени благодаря природными механизмам; долговременная, опосредованная, произвольная — благодаря природным и культурным механизмам.

Результативную сторону памяти характеризуют процессы запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения.

Запоминание. Характер запечатления, его сила, яркость и четкость зависят, с одной стороны, от особенностей воздействия отражаемых человеком предметов и явлений, а с другой — от характера запоминания и психологического состояниячеловека, т. е. от его активности.

 

Исследования показывают, что для облегчения запоминания, увеличения объема памяти важнейшее значение имеет рациональное преобразование исходного, чаще всего это переход на более крупные оперативные единицы памяти. Для того чтобы перегруппировка материала была более успешной, необходимо помнить:

- в определенных условиях переход на укрупненное оперативные единицы памяти оказывается выгодным, ибо позволяет сократить количество символов в запоминаемом материале без увеличения количества информации;

- для облегчения запоминания важное значение имеет нахождение в запоминаемом сообщении избыточной информации;

- в качестве способов сокращения информации, кроме группировки, можно выделить приемы классификации, перекодирования, схематизации, структурирования, систематизации, поиска аналогий запоминаний информации.

Большую роль при запоминании играет установка на определенный результат, например направленность на прочность запоминания. Экспериментально доказано, что если перед человеком ставится задача запомнить материал на короткий срок или надолго, то во втором случае материал хранится более длительное время, чем в первом.

Считается, что память сохраняет прошлый опыт. В действительности память обращена в будущее. Успешность запоминания в значительной степени зависит от характера планирования предстоящей деятельности, от умений субъекта прогнозировать, т.е. антиципировать возможные события. Эксперименты показывают, что объем и точность запоминания зависят не только от того, что человек совершил, но и от того, что он предполагает делать в будущем. Программы будущих действий человека, его предсказания образуют своего рода систему координат, относительно которой происходят контроль, коррекция и оценка происходящих событий. Система ориентиров, т. е. совокупность наиболее принципиальных моментов для данного субъекта или данной деятельности, запоминается в первую очередь и служит канвой для эффективного запоминания. Таким образом, успешность запоминания зависит от того, как человек обрабатывает информацию (какие мнемические приемы использует) и как реализует этот процесс (каким образом планирует, контролирует, корректирует и оценивает свои действия).

Сохранение и забывание — противоположные процессы, характеризующие вероятность извлечения информации из памяти. О сохранении говорят в тех случаях, когда хотят подчеркнуть долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии. Эффективность сохранения зависит от уровня развития способов запоминания и проявляется через отсутствие забывания. Чем выше эффективность сохранения, тем меньше вероятность забывания. Эксперименты показывают, что потеря информации в первые часы после запоминания составляет около двух третей от первоначального объема; усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые девять часов: со 100% до 30-35%.

В психологии памяти выделяют четыре вида забывания:

Ÿ потеря информации из-за того, что она не используется;

Ÿ потеря информации в результате интерференции (проактивной и ретроактивной);

Ÿ забывание, обусловленное переструктурированием информации;

Ÿ забывание, обусловленное внешней, но отношению к памяти регуляцией (мотивами, эмоциями, личностными смыслами, состоянием Я-концепции личности).

Причиной первого вида забывания является «стирание следов» в первой системе. Второй вид обусловлен действием закона индукциинервныхпроцессов (отрицательной индукцией, т. е. развитием процесса торможения под влиянием возбуждения). Причиной и первого, и второго видов забывания является слабость природных механизмов памяти.

Проактивная интерференция возникает как результат влияния предшествующей деятельности на последующую (информация, сохраненная во время деятельности, которая уже закончена, мешает запоминанию новой информации).

Ретроактивная интерференция — это отрицательное влияние последующей деятельности на предстоящую (новая информация как бы подавляет старую).

Третий вид забывания характеризуется тем, что элементы заученной структуры стали позднее компонентами других функциональных систем и вследствие этого выпали из первоначальной структуры. Иначе говоря, забывание может произойти не столько потому, что связь А—В не повторялась, сколько потому, что за это время образовались связи А—С и В—Д, что привело к выходу элементов А и В из первичного, функционального образования. Этот вид забывания можно рассматривать как конкретизацию процессов ретроактивного торможения. Его причиной является недоразвитость процессов обработки запоминаемой информации, т. е. операционных механизмов памяти.

Четвертый вид забывания выражается в том, что информация перемещается из сознания в бессознательные или неосознаваемые уровни психического отражения. Как правило, исключается (вытесняется) тот материал, который противоречит эмоциям, личностным смыслам, мотивам, Я-концепции личности (например,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: