Традиции вербного воскресения в Ульяновском Присурье




 

1. Наименование объекта

Традиции вербного воскресения в Ульяновском Присурье

2. Краткое описание

Традиции вербного воскресения в Ульяновском Присурье

3. Краткое описание (до 100 слов)

Празднование вербного воскресения – давняя и прочная традиция многих сёл Ульяновской области, в том числе и Ульяновского Присурья, которое составляют Сурский район, север Карсунского и Инзенского районов. Как и в других местах, здесь накануне праздника заготавливают вербу. В некоторых сёлах при этом отдают предпочтение распустившимся почкам красноватого цвета. Вербу светят в церкви, а затем приносят домой и ставят за божницу. Ею потом хлещут детей, скотину, когда в первый раз выгоняют на пастбище. Во время этого ритуализованного действия произносят небольшие приговорки заклинательного характера. В отдельных селах в этот день выпекают специальное печенье – барашки. На вербное воскресение несколько ослабляется Пост, разрешается есть рыбу, а молодежи встречаться и даже петь песни.

4. Номер фотографии для обложки объекта (из иллюстративного приложения)

5. ОНКН Категория

Мифологические представления и верования, этнографические комплексы. Обряды и обрядовые комплексы. Календарные обряды.

6. Этническая принадлежность

Русские

7. Конфессиональная принадлежность

Православные

8. Язык

Русский

9. Регион

Ульяновская область, Карсунский и Сурский районы

10. Ключевые слова

Обряды и обрядовые комплексы, Вербное воскресние, праздник, Ульяновская область, Карсунский, Сурский и Инзенский районы

11. Полное описание объекта

Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим) – один из важных праздников народного православного календаря. Своеобразие вербного воскресения В. М. Тарабаева, жительница села Чамзинка, определила так: «В одном воскресенье два воскресенья. Вот за вербой ходят в воскресенье и воскресенье – Вербна». Чаще всего этот праздник называют просто вербна.

Как и ко всем другим весенним праздникам к нему готовились, убираясь в дому.

Главное место в празднике занимала верба. Во многих селах подчеркивали, что это должна быть именно верба, или, как еще ее называли в с. Сара, красная верба, т.е. верба с красноватыми распустившимися почками. Была и мотивировка такого выбора: Иоанн Креститель ломал только красную. Обычно вербу ходили ломать мужчины, при этом идти надо было с чистыми помыслами, помолившись. В с. Проломиха после того, как вербу наломают, но до того, как понесут в церковь освящать, ее украшали. Важно отметить, что сама по себе верба, даже как первое растение, расцветающее весной, не имела никакого сакрального или ритуального значения, а приобретала таковое только после освящения в церкви, после чего ее несли домой. В с. Потьма при освящении вербы в церкви прихожане размещались в соответствии с полом и возрастом. В этом селе также обязательным было принесение для освящения один большой вербный куст, с которого потом все желающие могли отламывать веточки. Даже когда церкви были закрыты и службы на церковные праздники проводились самими жителями села по домам, вербу все равно освящали, используя при этом святую воду.

После освящения вербу приносили домой и ставили за иконы. Этой веточкой поднимали с постели детей, если заставали их спящими. Это хлестание вербой в памяти многих жителей Ульяновского Присурья старшего возраста осталось как одно из самых ярких событий детства. Тем более, что это хлестание сопровождалось произнесением маленьких ритмизированных приговорок. В с. Б. Кандарать, как вспомнила В. М. Мясникова, говорили: «Верьба, верьба, верьба, хлёст! Бей-ка Валиньку до слёз, до красненьких яичков!». В с. Аркаево использовалась другая приговорка: «Верба бела бьет за дело, верба красна бьет напрасно» (Е. В. Власова). Считалось, что такое обрядовое битье предохранит от болезней. Целебным действием обладала не только верба целиком, но и ее почки, которыми иногда кормили детей, чтобы они не болели. Именно поэтому традиционно хлестали освященной вербой домашнюю скотину при первом выгоне в стадо.

В некоторых селах, как, например, в с. Русские Горенки, хлестание вербой было также забавой, игрой у молодежи: ею парни хлестали девушек по ногам, также произнося при этом также различные приговорки.

Освященную вербу потом ставили к божнице и хранили в течение года. Это действие было наполнено особым и своеобразным религиозным значением в соответствии с народным осмыслением православия. Во-первых, божница часто называлась боженькой, поэтому и вербу ставили не куда-нибудь, а к боженьке, что должно было способствовать покою и благополучию семьи. Во-вторых, верба, освященная в церкви и полученная там, становилась как бы даром Господа, потому и место ее в избе – это своеобразное возвращение к Нему.

В некоторых селах вербу не только ставили к иконам, но, как и березовыми ветками на Троицу, ею украшали окна.

Была на вербное воскресение и специальная ритуальная еда. На территории Ульяновского Присурья это – обрядовое печенье, которое называли бараны или барашки. Тип и форму этой выпечки в с. Шеевщина объясняли так: «На Вербна пекли бараны, потому что вроде Вербна, это праздник, как тебе сказать. Мне отец рассказывал. Шёл Иисус Христос в Иерусалим и вот ему устилали дорогу, кто богаты-те стелили там ковры и всё, а бедны стелили вот… Вот вербушками или там что. <…> И вот в этот праздник пекли вот эти “бараны”» (А. Н. Крупякова).

В некоторых селах этой части области пекли не баранов, а лесенки. Но эта традиция, заимствованная у средокрестия, была наполнена здесь особым смыслом: это Иоанн Креститель по лесенке лезет за вербой.

Несколько ослаблялся на вербное воскресение и Пост. Во-первых, разрешалось есть рыбу. Во-вторых, молодежь получала возможность и выйти на улицу, и начать встречаться. Традиционным местом встреч были гумно или зады, где находилась солома. В некоторых селах даже могли петь песни.

 

Служебная информация

1. Автор описания:

Матлин Михаил Гершонович, доцент, канд. филол. наук, доцент каф. русского языка, литературы и журналистики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, научный сотрудник Центра народной культуры Ульяновской области, matlin@mail.ru, 8 (8422) 441158.

2. История выявления и фиксации объекта

Сведения о традиции вербного воскресения Ульяновского Присурья собраны в экспедициях Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, Института этнографии и антропологии РАН в 2000-2006 и 2009 гг.

Иллюстративные материалы

I. Фото.

01 Служба в доме на Вербное воскресенье в с. Потьма Карсунского района Ульяновской области. 2005 г. Фото И.А. Морозова

02 Домашняя праздничная трапеза на Вербное воскресенье. С. Потьма. 2005 г. Фото И.А. Морозова.

03 верба

 

II. Аудио.

01 рассказ о выпечки обрядового печенья «барашки» на вербное воскресение С.А. Алексеевой из с. Большой Кувай Сурского района Ульяновской области. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова и Институт этнологии и антропологии РАН. 2009 – М.Г. Матлин, М.П. Чередникова, И.С. Слепцова, И.А. Морозов, Е.В. Сафронов. Ульяновская область, Сурский район, село Большой Кувай. Архив Научно-образовательного центра «Традиционная культура и фольклор Ульяновского Поволжья им. Д.Н. Садовникова» Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Фонд 17; Личный архив И.С. Слепцовой; Алексеева Софья Александровна, 1928 г.р., род. в д. Акуловка, прож. в с. Большой Кувай с 1984 г.

 

02 рассказ об использовании вербы при первом выгоне скота и образец заклички Ф.Ф. Малышиной из с. Потьма Карсунского района. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова и Институт этнологии и антропологии РАН. 2005 – М.Г. Матлин, М.П. Чередникова, И.С. Слепцова, И.А. Морозов, Е.В. Сафронов. Ульяновская область, Карсунский район, село Потьма. Архив Научно-образовательного центра «Традиционная культура и фольклор Ульяновского Поволжья им. Д.Н. Садовникова» Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Фонд 5; Личный архив И.А. Морозова; Малышина Фаина Федоровна, 1925 г.р., род. из с. Потьма.

 

03 рассказ-объяснение, почему на вербное воскресение пекли лесенки, и пример заклички Н.С. Царевой из с. Сара Сурского района. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова и Институт этнологии и антропологии РАН. 2006 – М.Г. Матлин, М.П. Чередникова, И.С. Слепцова, И.А. Морозов, Е.В. Сафронов. Ульяновская область, Сурского район, село Сара. Архив Научно-образовательного центра «Традиционная культура и фольклор Ульяновского Поволжья им. Д.Н. Садовникова» Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. Фонд 17; Личный архив И.С. Слепцовой; Царева Наталья Сергеевна, 1912 г.р., род. и прож. в с. Сара.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: