Методы изучения поведения покупателей




Тип оцениваемых параметров Условия проведения эксперимента
Без контроля со стороны экспериментатора При контроле со стороны экспериментатора
Фактические покупки Исследование агрегированных данных о продажах Эксперименты в магазинах  
Изучение панельных данных Эксперименты в лабораторных условиях
Анализ данных, полученных при обследовании магазинов  
Предпочтения и намерения Прямой опрос покупателей Анализ имитационных покупок
Исследование готовности совершить покупку    
Параметрическое позиционирование    

 

3.2. Методы, основанные на анализе фактических данных о покупках

 

Достоинством данной группы методов является простота сбора и достоверность информации.

 

Недостатком – "исторический" характер информации, условность ее перенесения в будущее (в одну реку нельзя войти дважды).

 

Факторы, способные изменить спросовые реакции покупателей:

текущее количество конкурирующих фирм и торговых марок;

масштабы и дата самого недавнего изменения цен конкурентами;

масштабы и эффективность рекламной компании каждой из конкурирующих марок (фирм);

макроэкономическая ситуация в стране.

 

Методы сбора информации:

Исследование агрегированных данных о продажах. Метод чрезвычайно прост в реализации. Заключается в анализе и обобщении отчетных данных предприятия. Существенно расширяются возможности и упрощаются процедуры при применении современных информационно-статистических программ. Соответственно использование данного метода организационно не сложно и не требует существенных дополнительных финансовых затрат. В то же время данному методу присущи следующие недостатки:

неоперативность представления информации, периодичность сбора информации и затраты времени на ее последующую обработку затрудняют принятие оперативных управленческих решений;

агрегированный характер информации: фирмы, предлагающие широкий ассортимент товаров, указывают в отчетности укрупненные, сводные показатели, на основе которых нельзя сделать вывод о эффективности применения тех или иных тактических приемов ценообразования;

отсутствие информации о реакции конечного потребителя: при организации сбора информации о предприятиях производителях или снабженческо-сбытовых организациях, которые реализуют свою продукцию через сеть посредников.

Анализ панельных данных. Панель покупателей – это репрезентативная группа покупателей, которые ведут постоянный учет своих покупок определенного товара или группы товаров и сообщают информацию о них исследовательским центрам или статистическим органам. Панель может формироваться на краткосрочный или долгосрочный период. Метод может использоваться для сбора информации о регулярно приобретаемых товарах (продукты питания, товары бытовой химии, предметы личной гигиены). Метод позволяет оценить поведение различных категорий покупателей, построить многофакторные модели, модели типологии поведения покупателей, использоваться для выработки рекомендации по формированию дифференцированной ценовой политики. Недостатки метода:

возможная нерепрезентативность выборки, что может быть связано как с ошибками формирования выборки, так и с искажениями в поведении покупателей в условиях эксперимента по сравнению с обычными условиями;

трудностью поддержания стабильной панели покупателей длительное время;

исторический характер наблюдений.

Эксперименты в магазинах, т.е. сбор информации в реальном торговом заведении с использованием не замечаемого покупателями управления условиями их покупок. Данный метод предполагает активное участие исследователя в эксперименте: исследователь может изменить цену товара, затраты на рекламу и т.п. и наблюдать за изменением поведения покупателей. При проведении эксперимента следует учитывать, что скорость реакции покупателей на изменение управляющих параметров различных товаров различна, кроме того, с течением времени поведение покупателей может изменяться под влиянием внешних факторов (сезонность, инфляция, изменение конъюнтуры рынка и т.п.). Поэтому для чистоты эксперимента рекомендуется проводить наблюдение одновременно в двух магазинах: экспериментальном и контрольном. В экспериментальном магазине – наблюдать за изменением объема продаж в ходе эксперимента, а в контрольном фиксировать объем продаж в это же время. Результаты, полученные в экспериментальном магазине, должны быть очищены от влияния внешних факторов с учетом информации, полученной в контрольном магазине. Основной недостаток метода – высокие затраты, связанные с его использованием, т.к. результаты эксперимента отражаются на прибыли предприятия. Метод не доступен для исследователей, не обладающих необходимыми полномочиями по принятию решений об изменениях цен.

Эксперименты в лабораторных условиях. Исследователь может организовать проведение эксперимента не в реально действующем магазине, а в лабораторных условиях.

 

3.3. Методы, основанные на выявлении предпочтений и намерений покупателей

 

Потребность в сборе информации данными методами возникает в следующих случаях:

товар новый;

новый рынок;

существенно изменившаяся конъюнктура рынка;

существенно изменившиеся условия продаж;

дорогостоящий товар.

 

Достоинством данной группы методов является опережающий характер информации. Недостатком – субъективный характер оценок, которые в ряде случаев могут не совпадать с действительным поведением покупателей в будущем.

 

Методы сбора информации:

анкетирование;

анализ готовности совершить покупку;

декомпозиционный анализ.

 

Тема 4. Система цен в экономике goodstudents.ru

4.1. Виды цен

 

Многообразие цен и оснований для их классификации позволяет на практике объединять их в различные группы. Некоторые из наиболее часто используемых классификаций приведены в таблице.

Таблица 3

 

Основание для классификации Виды цен
1. Стадия товародвижения (характер обслуживаемого оборота) 1.1. Оптовые (отпускные) 1.2. Закупа 1.3. Розничные
2. Государственное воздействие 2.1. Свободные 2.2. Регулируемые
3. Вид товара 3.1. Цены товаров или услуг 3.2. Тарифы 3.3. Курсы валют или ценных бума
4. Способ установления, фиксации 4.1. Твердые 4.2. Подвижные 4.3. Скользящие
5. Способ получения информации об уровне цены 5.1. Публикуемые 5.2. Расчетные
6. Фактор времени 6.1. Текущие 6.2. Сопоставимые 6.3. Средние
7. Вид рынка 7.1. Цены товарных аукционов 7.2. Биржевые котировки 7.3. Цены торгов
8. Территория действия 8.1. Мировые 8.2. Единые по стране 8.3. Региональные (поясные, зональные, местные) 8.4. Трансфертные

 

 

4.2. Характеристика цен по стадиям движения товара

 

Характеристика цен по стадиям движения товара приведена в Законе Алтайского края "Об основах ценообразования в крае", Глава 2 "Классификация и структура цен".

 

Отпускные (оптовые) цены на товары народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, услуги устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции и применяются при расчетах изготовителей и импортеров со всеми потребителями, кроме населения, с посредниками, включая торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые и иные предприятия и организации, в том числе с физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, если эти последние приобретают продукцию (услуги) для целей предпринимательской деятельности. Отпускная (оптовая) цена определяется исходя из сложившегося спроса и предложения: качества и потребительских свойств продукции (услуг) на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, а при одногороднем отпуске – франко-склад предприятия поставщика, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и края или договором.

 

Оптовые и отпускные цены включают в себя расходы, связанные с производством и реализацией и налоги, предусмотренные налоговым законодательством, а также прибыль (убыток). Состав расходов, связанных с производством и реализацией, определяется в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации (Глава 25, ст. 252-272). Прибыль (убыток) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и расходами, связанными с производством и реализацией продукции (услуг).

 

Структура оптовой цены может быть представлена следующим образом:

Таблица 4

Расходы, связанные с производством и реализацией Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС

Оптовая цена предприятия без НДС (цена производителя)

Отпускная цена предприятия без НДС

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)

 

 

Оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию включают в себя импортную стоимость (фактурную стоимость), указанную в счете поставщика и пересчитанную в рублях по курсу, установленному Центральным Банком России на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению с добавлением установленных сборов (платежей) за таможенное оформление товара, а по товарам, подлежащим обложению импортными пошлинами – на величину этих пошлин с добавлением всех расходов по закупке и доставке продукции, издержки импортера, связанные с транспортировкой, хранением и реализацией продукции на территории края и Российской Федерации, а также прибыли импортера.

 

Цены закупа (продажные цены оптового посредника) применяются при расчетах посредников с потребителями товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения (кроме населения). Цена закупа включает в себя отпускную (оптовую) цену и снабженческо-сбытовую надбавку. Снабженческо-сбытовая надбавка включает в себя налоги, издержки обращения (себестоимость), включающие затраты посредника на реализацию и хранение продукции, в том числе транспортные, кроме стоимости приобретенного товара, а также прибыль (убытки) торгово-закупочной, снабженческо-сбытовой и иной организации или гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

 

При наличии нескольких оптовых посредников может увеличиться доля снабженческо-сбытовой надбавки в цене.

 

Розничные цены на продукцию (услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления применяются при расчетах изготовителей и импортеров, розничных торговых, иных предприятий и организаций с населением. Розничная цена включает в себя отпускную (оптовую) цену или цену закупа и торговую наценку. Цены на предприятиях общественного питания включают в себя отпускные (оптовые) цены или цены закупа и наценки. Торговая наценка (надбавка) включает в себя налоги, издержки обращения (себестоимость), в том числе транспортные и иные расходы продавца (кроме стоимости приобретенного товара), а также прибыль (убытки) продавца. Согласно Письму Министерства экономики РФ от 22.01.1999 г. "О порядке формирования розничных цен": "На товар, закупленный оптом за наличный расчет, по которому уплачен налог с продаж, розничные цены определяются исходя из цены закупки, торговой надбавки и налога с продаж"

 

4.3. Характеристика цен по способу установления, фиксации

 

При подписании договора, контракта на поставку продукции или выполнение работ важным условием является распределение риска потерь от инфляции между поставщиком и потребителем продукции.

 

Твердые цены (постоянные) устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка "цена твердая, изменению не подлежит". Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой или с поставкой в течение короткого срока. Если твердые цены применяют в договорах, предусматривающих длительные сроки поставки, то оговорка "цена твердая, изменению не подлежит" должна присутствовать в контракте обязательно.

 

Риск инфляционных потерь полностью берет на себя изготовитель, если же цены снижаются продавцу гарантирована продажа товара по стабильной цене.

 

Подвижная цена – в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В этом случае в договоре делается оговорка о повышении или понижении цены.

 

Обычно в договоре оговаривается, что при отклонении рыночной цены от контрактной в размере 2-5% пересмотр фиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары. Риск инфляции полностью ложится на покупателя.

 

Скользящая цена – исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены обычно устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления.

 

При подписании договора фиксируется так называемая исходная, базисная цена, т.е. цена, применяемая в качестве базы для расчетов, оговаривается ее структура. В договоре может быть установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен лимит скольжения – процент возможного изменения цены (например, не выше 10% от общей суммы затрат).

 

В договоре могут быть выделены скользящая и постоянная часть цены. Определен период скольжения, который может не совпадать со сроком действия договора, а соответствовать периоду времени, который требуется для осуществления данной части затрат.

 

В контракте указывается базисная цена на дату предложения товара и ее составляющие элементы: например: 45% – заработная плата, 40% – стоимость сырья, 15% – неизменная часть цены (прибыль, накладные расходы и др.). Уровень конечной цены ставится в зависимость от изменения цен материалов и ставок заработной платы. Цены на материалы и ставки заработной платы на момент заключения сделки также фиксируется в контракте.

 

Зависимость конечной цены от изменения цен материалов и ставок заработной платы можно представить в виде следующей формулы скольжения:

 

(5)

 

 

где P1 – цена товара на момент исполнения договора;

 

P0 – базисная цена товара на момент заключения договора;

 

A – доля в базисной цене материальных затрат;

 

B – доля в базисной цене расходов на заработную плату: (А и В представляют собой скользящую часть цены);

 

P – неизменная часть цены; С = 1 - (А + В)

 

a1 – цена материалов на период скольжения;

 

a0 – базисная цена материалов;

 

b1 – ставки заработной платы на период скольжения;

 

b0 – базисные ставки заработной платы.

 

Следует учесть, что скользящих элементов цены может быть большее или меньшее количество. В этом случае в формуле изменяется количество слагаемых.

 

4.4. Виды цен по способу получения информации об их уровне

Публикуемые (справочные) цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов.

 

Источниками информации о справочных ценах являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок.

 

Виды публикуемых (справочных) цен:

Номинальные, т.е. не связанные с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной, т.к. она применяется в качестве базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базовой цены принимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее оговоренном географическом пункте. Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.

 

Номинальной называют также биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок.

Цены прошлых сделок также называют базовыми ценами. Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми считают цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.

Цены предложения крупных фирм также являются справочными, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.

Прейскурантные цены – это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, т.е. справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталогов обычно предоставляются фирмами поставщиками в ответ на запросы покупателей.

Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа. На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускаются фирмами, фактически господствующими в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.

 

4.5. Классификация цен по способу отражения фактора времени

 

По способу отражения фактора времени можно выделить текущие, сопоставимые (относительные), средние и индексы цен.

 

Текущей называется цена, сложившаяся на период исследования. Знание текущих цен необходимо для факторного анализа, для сопоставления условий коммерческой деятельности различных субъектов в один и тот же период времени.

 

Относительные (сопоставимые) цены – это цены, приведенные в сопоставимый вид. Потребность в них возникает при исследовании изменения цен в динамике. Вычисление относительных цен, сравнимых, сопоставимых для различных моментов времени, т.е. скорректированных, в известной мере, очищенных от общего влияния инфляции, необходимо, чтобы выявить влияние цены данного товара, услуги на его спрос и предложение по отношению к другим товарам, услугам исследуемого периода. Относительные цены могут быть рассчитаны на базовый период (t0) или на период исследования (t1)

 

Относительные цены на базовый период рассчитываются путем деления соответствующей цены товара за номером (i) на момент времени (t1) или индекса изменения действующей цены этого товара (J1) на индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию (J):

 

(6)

 

(7)

 

 

где (J) – индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию по отношению к базовому периоду.

 

Относительные цены на период исследования рассчитываются для товаров номером (i) путем умножения текущих действующих цен на момент (t) или индекса изменения действующей цены товара (J) на индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию (J).

 

piотн = pi0 • J (8)

 

Jiотн = Ji • J (9)

 

 

где J – индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию по отношению к исследуемому периоду.

 

Если в аналитических целях часто рассчитываются относительные цены на базовый период, то в целях маркетинга и управления предприятием предпочтительнее использовать относительные цены на период исследования, т.к. они делают более наглядным сопоставление с реальными ценами периода исследования.

 

В качестве индекса совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию на рынке товаров и услуг потребительского назначения, обычно принято брать индекс цен на потребительские товары, или индекс потребительских цен (ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления). Однако в соответствии с целями исследования может быть использован и иной индекс совокупного показателя цен. Так если исследователя интересует изменение цен на отдельные продовольственные товары в сравнении с изменением цен на продовольствие, то в качестве инфляционного индекса целесообразно использовать индекс цен на продовольствие в целом.

 

При изучении динамики цен на товары производственно-технического назначения для корректировки цен на инфляцию целесообразно использовать индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦП). ИЦП используется также для сравнительного анализа изменения цен на предприятиях отдельных отраслей промышленности, при переоценке основных фондов, пересмотре ставок арендной платы, для выполнения экономических расчетов и прогнозирования на макроуровне и т.д

 

 

5.1. Цели и методы государственного регулирования цен

 

В условиях рыночной экономики необходимость государственного регулирования цен преследует следующие цели:

согласование интересов субъектов рыночной экономики: товаропроизводителя, покупателя и государства;

обеспечение экономической безопасности страны;

защита отечественного товаропроизводителя;

защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости;

создание условий для нормальной конкуренции;

государственное влияние на деятельность предприятий монополистов;

ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита, резкого роста цен на факторы производства;

поддержание ценовых пропорций.

 

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования, а под косвенными – воздействие на цены посредством использования экономических рычагов. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). К косвенным мерам можно отнести налогообложение, государственные закупки, финансовая, инвестиционная, кредитная и денежная политика и т.д. Косвенное воздействие на цены оказывают все государственные регулирующие акции.

 

Воздействие на факторы, определяющие предложение включает:

государственные закупки товаров;

деблокирование запасов;

поощрение сбыта излишков продуктов на внешнем рынке;

расширение импорта;

кредитную политику;

налоговую политику;

политику в области рабочей силы.

 

Воздействие на спрос:

пропагандистские компании;

политика оплаты труда и налогообложение;

пенсионная политика.

 

Под прямыми мерами обычно понимают установление определенных правил ценообразования. Прямые методы можно разделить на две основные группы: во-первых, регулируемые или фиксированные цены, во-вторых, законодательные ограничения, нарушение которых карается штрафом или лишением свободы (запрет на фиксацию цены любым участником канала товародвижения, ценовую дискриминацию, демпинг, недобросовестную ценовую рекламу). Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контроль производителями и оптовиками розничных цен своих товаров. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен на социально значимые товары, либо диапазон цен. Контроль осуществляют местные органы управления и социальные партнеры (профсоюзы и т.п.). Во Франции соглашения между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий определяют предельные уровни или индексы цен на некоторые товары.

 

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

 

Первичной формой государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдение занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

 

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.

 

5.2. Формирование нормативно-законодательной базы рыночного ценообразования

 

Впервые о возможности свободного ценообразования в нашей стране было заявлено в 1990 г. В Законе РСФСР от 21.12.90 г. № 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 16) среди прочих прав было названо право предприятия самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РСФСР и договорами.

 

В этом же законе в статье "Цены и ценообразование" было указано, что предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги, отходы производства) по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях предусмотренных законодательством РСФСР, по государственным ценам.

 

Начало массового перехода предприятий и организаций России к свободному рыночному ценообразованию связано с Указом Президента РСФСР от 03.12.91 г. № 297 "О мерах по либерализации цен". С момента подписания данного Указа централизованное планирование и регулирование цен стало постепенно заменяться свободным рыночным ценообразованием, предприятие стало свободным в формировании цены, но свобода, как известно, всегда относительна. Этим же Указом было установлено, что государственные регулируемые цены должны применяться к ограниченному кругу товаров. К Указу прилагался Перечень продукции (работ, услуг) производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применялись государственные регулируемые цены. Правительству РФ было поручение определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции по перечням и по мере необходимости изменять номенклатуру продукции. Государственное регулирование цен предполагалось применять также для предприятий монополистов.

 

Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения. Объяснялось это не только тем, что цены занимают исключительно важное место в экономическом механизме страны, но и тем обстоятельством, что Правительство РФ, приступая к реформированию экономики страны, по существу, не имело развернутой программы действий. Поэтому поначалу основное внимание было сосредоточено на наиболее легко осуществимом и в то же время наиболее результативном направлении – на либерализации цен. Предполагалось, что вопросы структурной перестройки производства, демонополизации производства и др. будут решаться в основном естественным путем, в результате функционирования свободных цен. При этом реформаторы полагали, что либерализация цен, привнеся в механизм ценообразования фактор спроса и предложения, позволит ценам выйти на экономически оправданный уровень, обеспечит рациональное соотношение между ними.

 

28.02.95 г. был принят Указ Президента РФ № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в котором была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен (тарифов) в основном на продукцию естественных монополий. В указе отмечалось, что регулируемые государством цены применяются на внутреннем рынке РФ всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства РФ.

 

В п. 4 предусматривалась ответственность за нарушение предприятиями и организациями норм законодательства о государственном регулировании цен как санкций в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении в виде штрафа в двойном размере.

 

Во исполнение данного Указа, Правительство издало одноименное постановление от 07.03.95 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым были установлены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Ответственным министерствам и ведомствам поручалось разработать предложения по методам регулирования цен. Пункт 7 постановления гласил: "не применять государственное регулирование цен для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, кроме названных в перечнях продукции". В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за годы становления рыночной экономики значительно сокращен. Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит одновременно с использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.).

 

5.3. Уровни и способы прямого регулирования цен

 

Все цены по степени вмешательства государство в их формирование можно разделить на свободные (рыночные) и регулируемые государством.

 

Прямое или непосредственное государственное регулирование цен может осуществляться следующими способами:

установление фиксированных цен – означает продажу товаров всем покупателям по единой цене. Например, тарифообразование на железнодорожном транспорте;

установление предельных цен.

 

Государство может устанавливать предельно высокие цены (не допуская их большего повышения на социально значимые товары или стремясь предотвратить инфляцию), предельно низкие (защищая отечественных товаропроизводителей, например, в России – на алкогольную продукцию, в Японии – на рис), а также жестко фиксировать размер цены (предотвращая ценовую конкуренцию).

 

Например, Постановлением правительства РФ от 7.12.1998 г. "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии потребляемой населением" было установлено введение предельных уровней тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением РФ, и определен их минимальный и максимальный уровень. При этом минимальный уровень определен в размере 50% фактической стоимости энергии, а максимальный в размере полной стоимости. Для малоимущих слоев населения отпуск разрешено производить по тарифам ниже минимального уровня (в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления электороэнергии).

 

При введении предельных цен субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию по цене не выше или не ниже установленного предела.

установление предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок;

предельных коэффициентов изменения цен;

предельных уровней рентабельности.

 

Способ получил широкое распространение в России, но практически не используется в мировой практике, т.к. не заинтересовывает предприятия в сокращении издержек.

декларирование повышения цен.

 

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

 

К продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти относятся:

газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями-производителями газа, не являющимися аффилированными лицами Российского акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром" и "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, широкая фракция легких углеводородов, газ сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);

электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

продукция оборонного назначения;

алмазное сырье, драгоценные камни;

протезно-ортопедические изделия;

перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами;

отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Росс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: