Типовые оценочные средства




Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен в устной или письменной форме[1]. Время и место проведения экзамена устанавливается в соответствии с расписанием экзаменационной сессии. Продолжительность письменного экзамена – 2 часа, продолжительность устного экзамена специально не регламентируется. На экзамене допускается использование репродукций, политической карты мира, Европы и иных регионов.

Экзаменационный билет состоит из двух частей, предполагающих ответы на два комплексных вопроса.

 

Структура экзаменационной работы Разделы, содержание дисциплины Проверяемые результаты обучения Критерии оценки Макс. балл
  Теорети-ческие вопросы билета Раздел 1. Раздел 2. Раздел 3. Раздел 4 З (ПК-1), У (ПК-1), В (ПК-1);   З (ПК-3), У (ПК-3), В (ПК-3),   З (ПК-7), У (ПК-7), В (ПК-7) Содержание ответа 7-8Содержание ответа в целом соответствует теме задания. В ответе отражены все основные проблемы вопроса. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют фактические ошибки. 5-6 баллов: Содержание ответа в целом соответствует теме задания. В ответе отражено большинство основных проблем вопроса. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки. 2- 4 баллов: Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Большинство основных проблем вопроса отражены в ответе лишь частично или не отражены. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, присутствуют фактические ошибки. 0-1 балла: Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени. Основные проблемы вопроса в ответе не отражены. Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок - многие факты (данные) либо искажены, либо неверны.   Понимание содержание знания 6 балов: Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) 4-5 баллов: Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения. Изложение отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами). 2-3 балла: Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Нет собственной точки зрения, либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам. 0-1 балла: Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины. Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры либо они неадекватны. Структура и логика ответа 4 балла: Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. 3 балла: Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем ответа по объему незначительно (на 10-15%) отличается от заданных рамок при сохранении смысла. 1-2 балла: Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа разорваны логически, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Малый объем ответа в существенной степени повлиял на его содержательную сторону. 0 баллов: Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем ответа крайне мал (более чем в 2 раза меньше установленной нормы).   Исполнение 2 балла: Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистических оборотах, манере изложения, по словарному запасу. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена аккуратно, без особых помарок и исправлений. 1 балл: Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть единичные орфографические ошибки. Работа выполнена аккуратно, без значительных помарок и исправлений. 0 баллов: Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте, в терминах и именах собственных. Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений   20+20    

 

Теоретические вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине

1. Культура как явление, структура, функции, задачи

2. Типология культур, основные взгляды на проблему законов развития духовной культуры.

3. Эллинистический мир и его культура

4. Культура Римской цивилизации как основа западноевропейской культуры

5. Характеристика эпохи средневековья как культурно-исторического феномена.

6. Основы и этапы в развитии раннесредневековой культуры

7. Христианство – стержень средневековой культуры. Этапы христианизации Европы. Первые попытки пересмотра христианских догм.

8. Литература раннего средневековья как часть мировой литературы. Особенности героического эпоса.

9. Культура средневекового города и ее отражение в городских литературных жанрах, стилях и направлениях.

10. Рыцарство и его влияние на формирование культуры средневековья. Особенности куртуазной литературы.

11. Архитектура средневековой Европы: от романского стиля к готике. Её региональные особенности

12. Понятие, этапы и истоки Возрождения

13. Теоретическое осмысление основ раннего флорентийского Возрождения. Флорентийский неоплатонизм и гражданский гуманизм.

14. Итальянская литература эпохи Возрождения (Данте, Петрарка, Боккаччо)

15. Основные особенности итальянской живописи эпохи Возрождения: от Джотто к Микеланджело.

16. Эволюция образа мышления в эпоху зрелого средневековья: от «Торжества Фомы» к «Афинской школе»

17. Живопись эпохи Возрождения в Северной Европе.

18. Реформации в Европе: причины, основные направления, региональные особенности.

19. Лютеранство и кальвинизм: доктринальные особенности и основные различия.

20. Контрреформация в Европе и ее влияние на развитие культуры Запада.

21. Основные черты культуры Западной Европы XVII века. Особенности барокко как «вторичного стиля».

22. Особенности пластического барокко. Его региональные особенности

23. Основные черты эпохи Просвещения в Европе.

24. Особенности и истоки английского Просвещения.

25. Особенности Просвещения во Франции. Старшее поколение просветителей: Руссо, Вольтер, Монтескье.

26. Доктринальные особенности немецкого Просвещения.

27. Художественная литература эпохи Просвещения. Её региональные особенности. Основные направления и стили.

28. Роль и место XIX века в развитии мировой культуры

29. Особенности западноевропейской литературы эпохи романтизма

30. Литература критического реализма в Европе: региональные особенности.

31. Новые тенденции в культуре Европы во второй половине XIX века: импрессионизм и постимпрессионизм.

32. Новые тенденции в культуре Европы во второй половине XIX века: символизм и его особенности.

33. Особенности исторической обстановки в Западной Европе в начале XX века. Философы о «кризисе культуры».

34. Неоромантизм в художественной литературе Западной Европы (на примере творчества Г.Гессе)

35. Культура Западной Европы эпохи модерна. Исторические причины появления системы «мозаики стилей».

36. Особенности художественной литературы региона в первых десятилетиях XX века.

37. Первая мировая война и ее влияние на систему европейских культурных ценностей

38. Особенности культуры эпохи тоталитаризма

39. Послевоенное «прозрение» и стабилизация в социализированной либерально-реформистской демократической модели.

40. Постмодернизм и кризис конца XX – начала XXI вв.: что дальше?

 

 

Примеры типовых задач для промежуточной аттестации по дисциплине[ILA2]

Тест 1.

Средневековый философ, поэт, ученый и теоретик музыки Северин Боэций (480— 524 гг.) обосновал деление знаний на семь свободных искусств, куда входили

1) арифметика, 2) грамматика, 3) диалектика, 4) геометрия, 5) риторика, 6) астрономия, 7) музыка, расположив их в высшей ступени (квадриум) и низшей (тривиум). Какие из свободных искусств входили в квадриум?

 

Тест 2.

В Западной Европе XI—XII вв. господствует романский стиль. Главный тип архитектурных сооружений этого периода:

1) замок-крепость; 2) монастырский ансамбль 3) храм; 4) башня-крепость.

 

Тест 3.

Ведущий вид искусства в готике: 1) скульптура; 2) архитектура; 3) иконопись; 4) живопись

 

Тест 4.

К героическому эпосу средневековой Европы относятся

1) «Песнь о Роланде», 2) «Песнь о Нибелунгах», 3) «Песнь о моем Сиде», 4) «Беовульф», 5) «Саги» и др.

Какое из этих произведений было создано во Франции?

 

Тест 5

Средневековая школьная наука называлась: 1) риторика; 2) схоластика; 3) теология; 4) философия

 

Тест 6.

Основоположником возрожденческого гуманизма стал:

1) Пико делла Мирандола; 2) Данте Алигьери; 3) Франческо Петрарка; 4) Николай Кузанский

 

Тест 7.

Сандро Боттичелли — выдающийся живописец раннего Возрождения, работы которого снискали ему славу самого эмоционального и лиричного художника Возрождения. В какой из вышеназванных картин Боттичелли соединил в единую композицию фигуры Венеры, Меркурия, трех граций, нимфы, зефира и др: 1) «Благовещение»; 2) «Весна»; 3) «Покинутая»; 4) «Рождение Венеры»; 5) «Мадонна во славе»

Тест 8.

Определите, какие работы принадлежат Рафаэлю: 1) фреска «Страшный суд»; 2) «Джоконда», 3) фреска «Тайная Вечеря», 4) «Сикстинская Мадонна».

 

Тест 9.

Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи — художник, ученый, мыслитель. В своих картинах он впервые применил собственный прием в живописи, получивший название «сфумато». Укажите правильное определение сфумато:

1) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции;

2) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды;

3) четкое геометрическое построение фигур как бы вписанных в треугольник;

4) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением.

 

Тест 10.

Тициан — глава венецианской школы живописи Высокого Возрождения — в своих картинах добивается реалистической убедительности мифологических и библейских образов. В какой из нижеперечисленных картин на основе библейского сюжета раскрывается благородство одного персонажа и уродливое стяжательство другого.

1) «Любовь земная и небесная»; 2) «Вознесение Марии»; 3) «Динарий кесаря»; 4) «Святой Себастьян».

 

Тест 11.

Итальянские гуманисты эпохи Возрождения создали выдающиеся литературные произведения: Определите, какие из вышеперечисленных произведений написал Франческо Петрарка

1) «Декамерон», 2) «Освобождение Иерусалима», 3) «Чернокнижник»,

4) «Книга песен».

 

Тест 12

Как называется ранняя форма религии, связанная с поклонением каким- либо реальным предметам и наделением их сверхъестественными свойствами?

1) фетишизм; 2) тотемизм; 3) анимизм

Тест 13

Древнеримский философ, автор труда «О Граде Божьем», в котором он выдвинул идею универсальности истории развития человечества в соответствии с волей Божьей? 1) Тертуллиан; 2) Марк Аврелий; 3) Августин Блаженный.

Тест 14

К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга»? 1) цивилизация; 2) общество; 3)культура.

Тест 15

Какие религии относятся к мировым? 1) зороастризм, синтоизм, даосизм; 2) буддизм, христианство, индуизм; 3) ислам, кришнаизм, бахаизм; 4) иудаизм, конфуцианство, мусульманство; 5) православие, католицизм, протестанстизм; 6) буддизм, христианство, ислам.

Тест 16

Что составляет, с точки зрения М. Вебера, основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма? 1) аскетическая этика протестантских сект; 2) особенности католического вероисповедания; 3) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.

Тест 17

Какое произведение стало символом эпохи Возрождения? 1) «Божественная комедия» Данте Алигьери; 2) «Государь» Н. Макиавелли; 3) «Мемуары» Д. Казановы.

Тест 18

Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства? 1) Т. Мор; 2) Аристотель; 3) Платон.

Тест 19

Какое определение из приведенных ниже соответствует понятию
«секуляризация»? 1) отторжение или передача церковных земель и имущества в светское владение; 2) всякая форма освобождения от религии и церковных институтов; 3) высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния; 4) верны все определения.

Тест 20

Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления (вера в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир и т. п.) и религию в целом? 1) атеизм; 2) религиозный анархизм; 3) свобода совести.

Тест 21

Приведите в соответствие страны и произведения народного эпоса: 1) Англия; 2) Франция; 3) Исландия; 4) Германия;

а) «Песнь о Роланде»; б) «Сага об Эрике Рыжем»; в) «Песнь о
Нибелунгах»; г) баллады о Робин Гуде;

Тест 22

Соотнесите имя (цифры), название сочинения (значки) и высказывание средневековых схоластов (буквы):

 

1) Фома Аквинский

2) Иоанн Дунс Скотт

3) Пьер Абеляр

4) Росцелин

 

А) «Главное – не дела, а убеждения»

Б) «Воля - превыше разума»

В) «Необходимо найти доказательства сущности Бога в пределах естественного разума»,

Г) «Универсалии – суть просто слова, или сотрясения воздуха».

 

@ «Да и нет»,

§ «Сумма теологий»,

$ «Письмо Абеляру»

® «Трактат о первоначале».

 

Тест 23

 

Соотнесите название произведения героического эпоса (цифры) и отрывок, ему соответствующий (буквы):

 

  1. «Беовульф»,
  2. «Песнь о Нибелунгах»,
  3. «Старшая Эдда»,

 

 

А) «…Счастливо жили

Дружинники в зале,

Пока на беду им

Туда не явилось

Ада исчадие:

Гренделем звался

Пришелец мрачный,

Живший в болотах,

Скрывавшийся в топях,

Муж злосчастливый,

Жалкий и страшный

Выходец края.

В котором осели

Все великаны

С начала времен,

С тех пор как Создатель

Род их проклял…»

__________________________________________________

Б) «Внимайте мне все

Священные роды великие с малыми

Хемдаля дети!

Один, ты хочешь,

Чтоб я рассказала

О прошлом всех сущих,

О древнем, что помню

 

Великанов я помню,

Рожденных до века,

Породили они меня в давние годы:

Помню девять миров

И девять корней

И древо предела,

Еще не проросшее…»

 

В) «О том дворе блестящем, о тех богатырях,

О подвигах великих и доблестных делах,

При жизни совершенных отважными бойцами,

Я мог бы вам без устали рассказывать часами.

 

И вот Кримхильде знатной однажды сон приснился,

Как будто вольный сокол у ней в дому прижился,

Но был двумя орлами заклеван перед нею.

Смотреть на это было ей всех смертных мук страшнее…»

 

Тест 24

Кто из них были современниками?

А) А.Дюрер и М.Лютер

Б) Х.Колумб и Джотто ди Бондоне

В) Ф.Петрарка и Сандро Боттичелли

Г) Савонарола и Сервантес

 

Тест 25

 

Расположите перечисленные события в порядке их совершения:

 

 

1) Открытие университета в Оксфорде

2) Создание «Беовульфа»

3) Создание «Старшей Эдды»

4) Триченто в Италии

5) Создание фресок Мазаччо

6) Смерть Колумба

7) Завершение в Риме строительства Собора Св.Петра под руководством Микеланджело

 

Тест 26

Какие из нижеперечисленных черт были наиболее важными для человека средневековья? Пронумеруйте их в порядке убывания

 

1)Благочестие____, 2)забота о спасении души___, 3)служение богу___, 4)достижение социального возвышения____, 5)богатство и успех в делах___, 6)тяжелый и упорный труд___, 7)семейное счастье____.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: