План-конспект мастер-класса. Разработала учитель МАОУ «Гимназия №8» г. Перми Верещагина Н.А.




План-конспект мастер-класса

Разработала учитель МАОУ «Гимназия №8» г. Перми Верещагина Н.А.

 

Тема: «Изготовление броши из фетра»

Для учащихся 7-8 классов

 

Цель: познакомить учащихся с новым материалом фетр и изделиями из него.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новыми материалами (фетр, войлок), технологией производства, их видами и свойствами, сформировать навыки по изготовлению изделий из фетра;

Развивающие: развивать навыки ручных операций, творческое мышление, память, воображение и эстетический вкус;

Воспитательные: в ходе мастер-класса воспитывать у учащихся интерес к изучению предмета «Технология», декоративно-прикладному творчеству, трудолюбие, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные – учащиеся научатся выполнять изделие из фетра.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

- обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные:

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

-определять цель и составлять план выполнения задания;

-логически мыслить, развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией.

 

Тип мастер-класса: «открытия» новых знаний

Вид: комбинированный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,наглядный материал (виды фетра, различные изделия из фетра) и фотографии с иллюстрациями, выкройки броши, инструкционно-технологические карты, ручные швейные иглы, наперсток английские булавки, мел или мыло, нитки мулине, ножницы.

Межпредметная связь: история, география, химия

Время: 45 минут (практическая работа 20 мин.)

 

Ход мастер-класса:

Ι. Организация урока.

Взаимное приветствие, запись отсутствующих. Проверка готовности рабочих мест, создание положительного настроя.

 

ΙΙ. Мотивация. (Беседа с наводящими вопросами)

- Девочки давайте посмотрим на наш демонстрационный стол, что вы на нем видите?

(На столе представлены изделия из фетра: Шляпа, украшения (бусы, браслет, брошь, резинка для волос), чехол для телефона, иллюстрации одежды и предметы для декора дома)

-Что объединяет все эти предметы? Какими свойствами они обладают?

(Выслушиваю ответы учащихся, опираюсь на них в дальнейшем объяснении материала)

-На сегодняшним мастер-классе, мы познакомимся с новым материалом «фетр». Узнаем, чем отличается фетр от войлок, как его получаю, от чего зависят его свойства. На практической части нашего занятия мы изготовим брошь.

 

IV. Изучение нового материала.

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации)

- В английском языке словом «felt» изначально обозначался любой нетканый материал, полученный путем уваливания шерстяных волокон. К этому понятию и по сей день относят и шерстяной войлок, из которого валяют валенки, и свалянные вручную авторские изделия, и фабричный фетр, и эко-фетр. В русском языке все эти материалы имеют разные названия, но и тут с терминологией выходит путаница, ведь современные виды фетра появились на российском рынке сравнительно недавно. Попробуем разобраться, что же такое «фетр», «войлок».

С древности в нашей стране известен материал, из которогоделали теплые валенки - это войлок.

Войлок ( от тюрк.ojlyk - покрывало ) – нетканое полотно, получаемое из грубых шерстяных волокон, как правило, из овечьей шерсти. (Слайд 2) Первоначальным материалом была шерсть собак и лошадей, которые были одомашнены.

Лошадей, собак и овец впервые одомашнили кочевые народы. Лошадь помогала переносить тяжелую ношу, собаки охраняли отару овец. Самые древние войлочные изделия были найдены на территории современной Башкирии и Алтая. (Слайд 3) Постепенно техника изготовления этого материала перешла к другим кочевникам-скотоводам Средней Азии и Кавказа.

С повышением мастерства башкиры приобрели возможность не только изготавливать изделия на себя, а также продавать их другим народам, например, нетканый войлочный ковер. Башкиры вообще широко ввели изделия из войлока в свой быт. (Слайд 4,5,6) Их использовали и в качестве утепления юрт, в качестве навеса от дождя и солнца. Из войлока изготавливались сумки, молитвенные коврики. Изделия из войлока обязательно входили в приданое невесты. До сих пор существует обычай подстилать небольшой коврик из белого войлока под ноги невесте в момент ее приезда к дому жениха. Мать жениха предлагала невесте войти и присесть на войлочные нары. Считалось, что это поможет будущей семье иметь много детей.

Также войлоку приписывались лечебные свойства. Войлочными поясами лечили людей от радикулита и артрозов. Полосками войлочной ткани делали массаж, который, по мнению древних кочевников, благотворно влияет на циркуляцию крови, а также помогает избавиться от болей в спине. Это было особенно актуально для кочевников – людей, постоянно находящихся на ветру.

Технология изготовления войлока – одна из самых древних. Она предполагает исключительно ручной труд и появилась задолго до появления ткацких станков и даже вязальных инструментов. Удивительно, что эта техника дошла до наших времен, а не канула в лету, как множество других. Более того, изделия из войлока и фетра очень популярны не только в России, но и в Европе. При его изготовлении используют шерсть, причем лучше всего шерсть овец.

Войлок производится до сих пор и фабричным способом, только чесанием, обработкой паром и уваливанием занимаются не люди, а станки. (Слайд 5)

В XVII веке появился фетр. (Слайд 6) В отличие от грубого и жесткого войлока, фетр делался из тонких шелковистых волокон – ворсинок меха и пуха кролика, зайца, бобра. До сих пор по этой технологии делают фетровые шляпы, и по-прежнему сырье обрабатывается химическими веществами для лучшего уваливания.

Современный фетр изготавливается промышленным способом по тому же принципу, как валяют игрушки иглой с зазубринами рукодельницы в технике «сухого валяния». Эта технология позволяет использовать в качестве сырья не только чистую шерсть, но и смешивать ее с вискозой для увеличения мягкости, гладкости и пластичности материала, а также изготавливать полотно из различных синтетических волокон.

На что же нужно обратить свое внимание при выборе фетра?

Прежде всего, необходимо определиться, что Вы собираетесь из фетра шить. Именно с этого надо начинать, т.к. существующие виды фетра разнообразны и для каждого изделия важно подобрать свой тип фетра. К примеру, из толстого шерстяного или жесткого синтетического фетра не получится изготовить мягкую набивную игрушку или куклу, а из тонкого полушерстяного фетра чехол для планшета или телефона, который сможет защитить гаджет от внешних воздействий.

Чтобы правильно подобрать фетр для своей задумки надо разобраться в его характеристиках.

Основными характеристиками фетра являются плотность и состав. А косвенными характеристиками – толщина и производитель.


Плотность тесно связанна с составом фетра.

СОСТАВ (Слайд 7)

 

От состава фетра напрямую зависят его свойства.

Шерстяной фетр – самый дорогой и самый качественный из всех. Его текстура приятна, он передает тепло шерсти, создает впечатление уюта. Этот вид фетра у производителей встречается различной плотности, и различной фактуры. Фетр может быть как с плотной однородной текстурой, так и наоборот, иметь более естественную, имитирующую ручное валяние, поверхность с мягким декоративным волокном.

Если поверхность такого фетра плотно уваляна и не имеет пушистости изначально, то такой фетр послужит верой и правдой даже при активном использовании – не будет пиллинговаться в пух и мелкие катышки. Это важная особенность плотного шерстяного фетра!

Из этого фетра создают замечательные украшения, где подчеркиваются его волокна или способность держать форму и объем. И для шитья сумок, очечников, чехлов для планшетов и телефонов, деталей одежды (поясов, кокеток), декора интерьера – ему тоже нет равных.

Полушерстяной фетр – смесь волокон натуральной шерсти и вискозы. Входящая в состав шерсть делает фетр приятным на вид и на ощупь, а благодаря вискозе фактура более гладкая и шелковистая. Полушерстяной фетр – мягкий и пластичный. Этот фетр идеально подходит для создания мягких набивных игрушек, т.к. способен принимать заданную наполнителем форму.

Синтетический фетр (акрил) – в эту обширную группу входит фетр из полиэстера и акрила. Синтетический фетр выпускается различной толщины, жесткости, текстуры. Синтетический вид фетра дешевле остальных и часто используется для детского творчества. Хотя по тактильности и виду готового изделия мы все-таки рекомендуем отдавать предпочтение более натуральному виду фетра. Результат работы скажет сам за себя!

Эко-фетр – 100% эко-полиэстер, т.е. изготавливается из вторичного сырья, к примеру, из переработанных пластиковых бутылок. Он бывает как мягким, так и жестким. Жесткий корейский эко-фетр - отдельный вид эко-фетра. Этот фетр равномерно плотный по всей поверхности листа, за счет специальной технологии производства держит форму как лист альбомной бумаги (ватмана).

 

ТОЛЩИНА (Слайд 7)

 

Толщина фетра бывает от 1 мм до 5 мм.

Из тонкого фетра шьем мягкие, набивные или многослойные игрушки и украшения, совмещаем его с тканями и вышивками, применяем сухое валяние. А из фетра большей толщины лучше всего получаются контурные украшения, крупный декор, сумки, чехлы, декоративные пояса.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Страны, занимающие лидирующие места в производстве фетра сейчас – это Корея, Испания, Китай, Тайвань, Америка и Германия.

 

V. Практическая работа.

Вводный инструктаж:

Вы получите инструкционно -технологические карты (Приложение 1) по выполнению броши. Но перед началом работы давайте повторим правила безопасной работы, с ножницами, иголками и булавками. (Слайд 14, 15)

 

Текущий инструктаж:

- Обход с целью проверки начала выполнения работ;

- Обход с целью проверки умений учащихся пользоваться инструкционными картами;

- Обход с целью проверки правильностью выполнение операций и приемов работы;

- Обход с целью соблюдением правил ТБ;

- Обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками – разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы;

- Обход с целью проверки контролирую качество выполнения изделий.

Заключительный инструктаж:

Делаем выставку получившихся изделий. Выслушиваем впечатление учащихся от работы, проводим самооценку. (все ли получилось, какие трудности возникли, как с ними справились, качество изделия)

 

VI. Рефлексия.

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.Чему научились?

3.Где можно использовать фетр? (Слайд 21)

VII. Подведение итога.

1. Анализ работы учащихся.

2. Уборка рабочих мест

- Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Я считаю, цели, поставленные в начале мастер-класса, были достигнуты.

 

Литература:

1. Книга «Игрушки и аксессуары из фетра»/ Т. В. Ивановской - РИПОЛ Классик - 2013 -210 стр. 112 ил.

2. Зайцева А. М. Войлок и фетр. Эксмо, 2011.

3. Соколова О.А. Этот удивительный фетр. Феникс, 2012.

Интернет ресурсы:

1. https://uvaleronchika.ru/news/vse-o-fetre/chto-takoe-fetr/

2. https://doitcraft.ru/articles/nemnogo-o-fetre-istorija-i-sovremennost.html

3. https://www.kommersant.ru/doc/1144544

4. https://vidy-tkanej.ru/material/28-voilok-fetr.html

5. https://moymk.ru/masterskaya/fetr-chem-ego-edyat-chast-i

 

Приложение 1

Инструкционно-технологическая карта по изготовлению броши

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: