Дайте определение понятию «акцентуации характера» и опишите типы акцентуаций.




Понятие акцентуации впервые ввел немецкий психиатр и психолог, про-фессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард.

Акцентуация характера (от лат. accentus– ударение) – своеобразный «перекос», «слабое место» или гипертрофированная выраженность отдельных черт характера, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях, в результате чего ухудшается взаимодействие субъекта с окружающими, проявляются однотипные затруднения и конфликты

Характер (от гр. character– печать, чеканка) – совокупность индивидуальных психологических свойств, проявляющаяся в типичных для данного субъекта способах деятельности и формах поведения.

К. Леонгард выделил десять типов акцентуаций.

1. Особенностью гипертимического типа (гипертимного, по А. Личко) личности является постоянное(или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, словоохотливость,

активность, подвижность, склонность к озорству. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности

. 2. Застревающий тип (нет соответствия у А. Личко) отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окру-жающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей.

К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми.

3. Особенностями эмотивного типа личности(лабильного, по А. Личко) являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области эмоций. Для таких людей характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, эмпатия. Эти особенности постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях(например, в повышенной плаксивости).

4. Внешними проявлениями педантичного типа (психоастенического, по А. Личко) акцентуации характера являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. За внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы. Любятсвое дело, привычную работу, добросовестны в быту.

5. Главной особенностью тревожного типа (сенситивного, по А. Личко) акцентуации характера является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или

они незначительны. Отличаются робостью, иногда проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

6. Особенностью циклотимического типа (циклоидного, по А. Лич-ко) акцентуации характера является систематическая смена гипертимиче-ских и дистимических состояний. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Пе-чальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

7. Человек с демонстративным типом (истероидным, по А. Личко)акцентуации характера постоянно стремится произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, зачастую нарочитом, поведении, в частности, в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, обычно оказывается плодом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

8. Особенностью возбудимого типа (эпилептоидного, по А. Личко) личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения такого человека в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

9. Дистимический тип (нет соответствия у А. Личко) – антипод гипертимического. Такие подростки сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни, что проявляется в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, событий и других людей(социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им несвойственны.

10. Главной чертой экзальтированного типа (по А. Личко также экальтированного) личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Такие люди легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение.

48. Назовите основные причины возникновения конфликтов в педагогическом коллективе.

Причины возникновения конфликтов довольно разнообразны. Иногда можно видеть сразу несколько причин. Старт конфликта вызвала одна причина, а затяжной характер ему придала другая.

-Одной из вероятных причин может быть «дележ общего объекта притязаний» (оспаривание материальных благ, лидирующего положения, признания славы, популярности, приоритета…).

-Ущемление чувства собственного достоинства.

 

-Источником конфликта зачастую становится неподтверждение ролевых ожиданий. Обострение межличностных взаимодействий взаимоотношений может возникнуть из-за отсутствия интересного дела, перспектив, что усиливает неприязнь и маскирует эгоизм, нежелание считаться с товарищами, коллегами.

-В основе конфликтных отношений могут лежать предметно-деловые разногласия. С одной стороны, они нередко способствуют совместной деятельности, поиску возможных путей сближения точек зрения, но с другой – могут служить простым камуфляжем, внешней оболочкой.

-Причиной межличностных и межгрупповых конфликтов является расхождение норм общения и поведения. Подобная причина может вызвать конфликты между личностью и группой, представителями различных регионов этнических групп.

-Конфликт мгновенной эмоциональной разрядки.

-Следующая возможная причина конфликтов – это конфликты из-за относительной психологической несовместимости людей, вынужденных в силу обстоятельств ежедневно контактировать друг с другом.

-Конфликт ценностей

Но можно выделить и специфические причины педагогических конфликтов.

- Конфликты, связанные с организацией труда учителей;

-Конфликты, возникающие из-за стиля руководства;

-Конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.

49. Перечислите способы и педагогические приемы урегулирования конфликтов в педагогическом коллективе.

1. Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: почему данный человек поступил так, а не иначе.

2.Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.

3.Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом.

4.Информировать всех учителей при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность).

5.Руководители должны совершенствовать стиль организационной работы с подчиненными.

6.Не злоупотреблять официальной властью.

7.Предупреждать и устранять межличностные конфликты

50. Определите роль психотехнологий в разрешении конфликта



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: