Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования




План

1. Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи

2. Цели и задачи родительского образования в ДОУ

3. Особенности родительского образования

4. Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье

5. Принципы совместной деятельности семьи и ДОУ

6. Задачи работы ДОУ с семьей

7. Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей

8. О практике новых взаимоотношений ДОУ и семьи

9. Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ

10. Формы работы с родителями

11. Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи. (Кротова Т.В.)

 

Основные понятия: «анкета»; «анкетирование»; «взаимодействие»; «воспитание родителей»; «общение»; «педагогическая компетенция»; «педагогическая рефлексия»; «семья»; «социализация»; «метод»; «семейное воспитание»; «общественное воспитание»; «взаимодействие семейного и общественного воспитания»; «образование родителей», «педагогическая культура родителей».

Вопросы и задания:

Расширьте список форм взаимодействия с родителями за пределами ДОУ (О.И. Давыдова, Л.Г.Богословец, А.А.Майер). Изучите задачи и содержание каждой из предлагаемых форм взаимодействия с родителями.

Расширьте список форм взаимодействия с родителями внутри ДОУ (О.И. Давыдова, Л.Г.Богословец, А.А.Майер). Изучите задачи и содержание каждой из предлагаемых форм взаимодействия с родителями.

Соотнести опыт сотрудничества с семьями воспитанников в своем дошкольном учреждении с нижеследующими суждениями, дав им собственную оценку. (Е.П.Арнаутова). На каждое из перечисленных суждений выберите ответ: «да», «нет», трудно сказать».

каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребенка уникален;

педагогический коллектив несет ответственность за обеспечение в глазах родителей высокого профессионального уровня воспитания и образования детей в соответствии с требованиями общеобразовательной программы;

в оказании комплексной психолого-педагогической и социально- педагогической помощи семьям все специалисты учреждения интегрируют свои профессиональные усилия без дублирования друг друга;

текущая и перспективная деятельность ДОУ соответствует интересам и социокультурным потребностям семей; педагоги в содержании общения с родителями ориентируются на структуру и типологию конкретных семей;

все специалисты ДОУ учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и потребности как самого ребенка, так и его родителей;

все педагоги выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога, открытости и конфиденциальности, используют конвенциональный (деловой) стиль общения (на основе договоров) в сочетании с личностным стилем;.

педагоги владеют культурой выражения собственных мыслей, чувств и желаний с учетом принципа: «в конфликте не прав тот, кто умнее»; при этом они активно используют язык принятия, поддержки и соучастия (контакт глазами, активное слушание, уместный комплимент, улыбка и пр.);

родителям предоставляется право быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в ДОУ, успешности его роста и развития;

всеми педагогами и специалистами ДОУ используются разнообразные, эмоционально насыщенные способы вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада с целью обогащения воспитательного опыта матерей и отцов;

педагогический коллектив проявляет поддержку общественной активности родителей и готовность всегда откликнуться на любые инициативные действия семьи;

в ДОУ создается предметная среда, способствующая комфортному самочувствию детей, их родителей и педагогов; в специально оборудованном помещении для конфиденциального общения с семьями специалистами организуется консультативная помощь родителям, предоставляется возможность пользоваться литературой по семейному воспитанию и т.п.

работники ДОУ постоянно поддерживают связи с другими социальными институтами образования и воспитания (общеобразовательная школа, детская поликлиника, музыкальная школа, стадион, музей, районная библиотека и др.), а также с представителями территориальных служб социальной помощи семье и ребенку.

Если на большинство суждений Вам удалось ответить утвердительно, не кривя душой, Вы уверенно продвигаетесь по пути обновления социально-педагогической практики взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Литература:

 

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. 2002. № 8.

5. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М., 2004.

6. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования — образование в мире. 2001. № 4.

7. Давыдова О.И., Богословец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. –М., 2005.

8. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 1997.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2000.

11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М, 2005.

12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

13. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 1999. Вып. 13.

14. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.

15. Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.

16. Луков В.А. О концепции фамилистической экспертизы // Семья в России. 1996. № 3–4.

17. Николаева Е.И. Тоталитаризм в семье // Ребенок и семья. Самара, 2002.

18. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П.Митрошина, Т.А.Овечкина. СПб., 2001.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.

20. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

21. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2004.

22. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997

вернуться в план

1. Обоснование необходимости педагогической поддержки современной российской семьи

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и ДОУ, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов, ведущее место среди которых занимает семья.

В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.

Т.о., семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям.

В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1) утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

2) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;

3) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;

4) утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;

5) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы
детства:

1) чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;

2) нарушены процессы формирования нравственной сферы:

3) у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;

4) духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;

5) у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

6) в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, предпочитая «тусовки» в компаниях сверстников.

Нарушенная система семейных отношений, прежде всего в плане воспитательной недееспособности в реализации новых задач формирования личности приводит к нарушению прав ребенка, его притеснению, вплоть до насилия.

Анализ нарушений условий безопасного развития детей показывает, что они проявляются в основном на почве семейных конфликтов. В результате подобных конфликтов дети оказываются вне семьи, составляют население, несущее угрозу безопасности общества.

Нарушенная система семейных отношений формирует и другую группу проблем детей: детский суицид, бегство из дома, уход в религиозные секты, асоциальные объединения, агрессивное и жестокое поведение. Для таких детей семья сыграла травмирующую роль или не смогла защитить их индивидуальность от отрицательного социального воздействия.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

вернуться в план

 

2. Цели и задачи родительского образования в ДОУ

Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:

1. Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления.

2. Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ.

3. Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье.

4. На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации.

5. Показать специфическую особенность семейного воспитания.

6. Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка.

7. Выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия.

вернуться в план

 

3. Особенности родительского образования

Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий. Отбор материала для всех программ родительского образования подчинен нескольким основным принципам:

1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.

2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.

3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.

4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности.

вернуться в план

 

4. Руководящая и организующая роль ДОУ сада по отношению к семье

Руководящая и организующая роль ДОУ по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

1) планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

2) практическая помощь семье в воспитании детей;

3) организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

4) вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

5) активизация их педагогического самообразования и др.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

вернуться в план

 

5. Принципы совместной деятельности семьи и ДОУ

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ з аложены следующие принципы:

1) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

3) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

В конце 90-х — начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «...Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

вернуться в план

 

6. Задачи работы ДОУ с семьей

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед ДОУ в работе с родителями:

1) изучение семей детей; изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

2) обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

3) использование опыта деятельности других ДОУ для построения модели взаимодействия с родителями;

4) расширение средств и способов работы с родителями;

5) обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

6) привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

7) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

8) просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. (Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям).

вернуться в план

 

7. Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей

Задача модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания — развитие диалогических отношений «педагог - семья». Данные исследований говорят о преобладании монологической ориентации в общении педагогов с родителями воспитанников. От такого «монологизма» родитель «убегает» (уже которое десятилетие), не желая быть исполнителем воли другого. Подменять установление истинно партнерских отношений с родителями пресловутой пропагандой достоинств общественного дошкольного воспитания не эффективно. Фиксация на «воспитании» у родителей уважения к труду педагога сводит к нулю дифференцированную психолого-педагогическую поддержку родителей с учетом специфики семейного воспитания.

Серьезной преградой в развитии отношений диалога выступает рационализм общения. Он проявляется в чрезмерном обращении воспитателя к чувству родительского долга, его рассудку в ущерб прямым обращениям к чувствам и переживаниям матери или отца. Этот стиль общения «оживает» всякий раз, когда педагог погружается в роли «информатора», «учителя», «наставника», «критика» и т.п. Те педагоги, которые предпочитают оставаться в границах жесткой роли, «привыкают» ощущать себя несвободными и не дают свободы другому, беря на себя функции контролировать, направлять, ограничивать, оценивать, навязывать.

Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка. В противном случае такая ситуация создает преграду к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и приняты семьей.

Опытные педагоги знают, что в организации работы по повышению педагогической компетентности родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения (решение и ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка. Анализ современной практики показывает, что новизна использования активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком с целью рефлексии и обогащения этого взаимодействия.

Экспериментальные данные показывают, что в противовес сугубо вербальной информации, более эффективным компонентом ее становится практическое действие с игровым заданием или игрушкой, игровым образом, рисунком, движением и пр.

вернуться в план

 

8. О практике новых взаимоотношений ДОУ и семьи

Каковы попытки выхода из кризиса отношений «семья - общественные институты образования»? Анализ практики руководства этим аспектом деятельности указывает на ряд заметных попыток в управленческой деятельности. Во-первых, это внимание к практике применения соглашений и договоров дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями). С одной стороны, это факт, указывающий на желание осуществлять юридически грамотное партнерство в отношениях «общественный институт образования - семья», с другой - на дефицит доверия друг к другу. Регулирование отношений посредством договоров - неизбежный этап в развитии отношений партнерства.

Другая позитивная попытка в управлении взаимодействием ДОУ и семьи связана с внедрением междисциплинарного подхода к решению проблемы. Только через синтез психолого-педагогических дисциплин можно увидеть новые грани, которыми ни одна из дисциплин в отдельности не обладает. Имеется в виду, интеграция усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей через создание в ДОУ учреждений «Социально-медико-психолого-педагогической службы» на междисциплинарной основе.

Такие службы открыты сегодня, как правило, в ДОУ, получивших статус Центров развития ребенка. Они организуются с целью создания благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания детей и их социализации, а также содействия психическому и личностному развитию детей и взрослых. В компетенции службы - вопросы, требующие комплексного подхода к решению (коррекционно-развивающая работа с детьми, преемственные связи с учителями и школьными психологами, осуществление интеграции «домашних» детей раннего возраста в условия семейно-общественного воспитания и др.). В рамках функционирования службы также решается задача повышения психолого-педагогической культуры воспитателей через проведение социально-психологических и коммуникативных тренингов.

Установление взаимодействия с семьями воспитанников не является ответственностью только лишь воспитателя группы. В интересах комфортного самочувствия ребенка в детском саду и семье, а также с учетом социально-педагогических ожиданий семьи от детского сада каждый специалист ДОУ включает семьи воспитанников этически приемлемыми способами в пространство социальной ответственности за благополучное развитие ребенка в микросоциуме. Вот почему детским садам XXI века для налаживания конструктивных отношений с современной семьей, отличающейся многоликостью и неоднородностью по своему социокультурному портрету, нужны новые специалисты (семейный и детский психолог, игротерапевт, социальный педагог и др.).

В рамках вариативного режима деятельности ДОУ развивается практика открытия групп кратковременного пребывания детей раннего и дошкольного возраста. Сегодня на законодательном уровне семье предоставлена возможность растить малыша до трех лет дома. В результате у матери высвободился определенный резерв времени для общения с ребенком, но это же обстоятельство поставило ее в некотором смысле в тупик в связи с ощущением недостатка «дидактического дара» воспитывать ребенка, «как надо». Однако и группы раннего возраста в дошкольных учреждениях не выдерживают «экзамена» на качество ухода и педагогической поддержки родителей. Решающую роль в выборе условий воспитания малыша (семейно-общественных либо только семейных) играет экономическая и социокультурная специфика жизни семьи. Так, не без инициативы самой семьи стал возрождаться и обретать новую социальную значимость институт гувернерства как форма семейного индивидуализированного образования, воспитания и ухода за детьми. Как показывают опросы молодых семей, за такими инициативами родителей кроется много недоверия к качеству общественного воспитания.

Современная городская семья с маленьким ребенком, сократив контакты с государственными дошкольными учреждениями, не желает оказываться в социальной изоляции, поэтому, создание сети групп кратковременного пребывания для детей раннего и дошкольного возраста с учетом потребностей населения конкретного микрорайона - один из социальных заказов современной семьи. В российской практике организации дошкольного образования создается достаточно разнообразная палитра групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста: семейные группы неполного пребывания в условиях детского сада для «домашних» детей; адаптационные группы для малышей, которые будут в перспективе поступать в детский сад; группы коррекции и развития для малышей с проблемами и др.

вернуться в план

 

9. Спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность ДОУ.

Первые контакты между семьями и ДОУ: приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора.

Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке со держания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.

Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

Эффективны общественные мероприятия для родителей: посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.

Многие перечисленные аспекты участия родителей требуют от персонала переоценки своей профессиональной роли: переориентация на взаимодействие с родителями может оказаться сложной для сотрудников, чье мышление и планирование деятельности ранее были полностью сосредоточены на детях.

вернуться в план

 

10. Формы работы с родителями

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого- педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и т.п.

Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Анализ практики работы педагогов и руководителей ДОУ выявил два вида форм совместной работы:

Совместные мероприятия педагогов и родителей: р одительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.

В настоящее время все чаще ДОУ стали проводить родительские конференции, организуется работа Попечительских советов.

Т.о., взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками ДОУ. (Зверева О.Л., Кротова Т.В.)

Некоторые формы работы с семьей внутри ДОУ: п резентация дошкольного учреждения, педагогический совет с участием родителей и др.

Некоторые формы работы с семьей за пределами ДОУ: у ниверситет педагогических знаний и лекторий, киноуниверситет или кинолекторий, школы для родителей и др.

вернуться в план

 

Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи. (Кротова Т.В.)

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОУ позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия д



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: