Структура педагогических знаний




Возникнув в недрах философии и пройдя длительный и сложный путь развития, педагогика превратилась в настоящее время в разветвленную систему. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов отмечают, что в ее структуру входят:

- общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

- возрастная педагогика — дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

- коррекционная педагог ика — сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих),

- тифлопедагогик а (обучение и воспитание слепых и слабовидящих),

- олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития),

- логопеди я (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

- частные методик и — предметные дидактики, исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

- история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные исторические эпохи;

- отраслевая педагогика (военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.).

Рассмотрим их подробнее. В систему педагогических наук входят методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и других учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку предметными истинами обучения конкретной дисциплине, воспитания ее средствами, расширяют арсенал общей теории — дидактики. Например, методика преподавания психологии — это педагогическая научная дисциплина, исследующая процесс обучения психологии с целью использования его закономерностей для дальнейшего повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и специфического в образовательных системах у различных народов позволяют находить, давать научное толкование образовательным традициям, системам, обогащать национальную педагогическую культуру за счет международного опыта.

История педагогики — это наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. Историко-педагогические исследования неразрывно связаны с исследованиями по гражданской истории, этнографии, этнологии, археологии.

Дошкольная педагогика представляет собою науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандарты дошкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию и образованию.

Школьная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей школьного возраста. Педагогика школы относится к самым развитым отраслям науки о воспитании. Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить большой опыт руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль педагогической науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Педагогика высшей школы исследует процессы обучения и воспитания в высшей школе и управление ими. Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Одним из факторов ее развития является огромный научный потенциал. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Многие из них участвуют в создании новых дидактических конструкций высшего образования, разрабатывают оригинальные методики обучения студентов. Нередко эти инновационные разработки организуются при участии студентов. Многие дидактические разработки, выполненные для нужд вузовского обучения, создаются в двух версиях: вузовской и школьной. В итоге методика университетского, институтского познавательного труда переносится в школу и оказывается средством обновления школьного учебного процесса.

Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии. Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. В клубах, на кружках юных техников, в домах культуры, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства дети и молодежь находят возможность удовлетворять свои творческие потребности, находя полезные формы досуга, получая необходимые, в том числе и профессиональные, знания. Благодаря научным исследованиям внешкольная система занятости детей и взрослых эффективно развивается, превращаясь в источник повышения культуры общества.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработку методов перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название — «педагогика пенитенциарных учреждений». Существуют детская и взрослая отрасли науки по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. Исправительно-трудовая педагогика взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

Специальные педагогические науки разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии:

- тифлопедагогика — обучение и воспитание слабовидящих и слепых;

- сурдопедагогика — обучение и воспитание детей с дефектами слуха;

- олигофренопедагогик а — работа с умственно отсталыми. Системы воспитания и образования лиц, имеющие нарушения органов зрения, слуха и с нарушениями в развитии мышления строятся в отечественной и мировой практике в соответствии с глубокими и всесторонними исследованиями физиологических, психологических механизмов связи детей и взрослых с окружающим миром, компенсаторными способностями человеческого организма в общении со средой. Интенсивность научных разработок в этих отраслях педагогики предопределяется масштабами рождения детей с аномальным развитием. В последнее время эти отрасли, взятые вместе, получили название коррекционной педагогики.

К новым направлениям педагогики можно отнести гуманистическую педагогику, педагогику культуры, педагогику прав человека, педагогику ненасилия, гендерную педагогику и др.

Гуманистическая педагогика — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в США как выражение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркими ее представителями являются К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Она решает свои задачи путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся.

Педагогика ненасилия утверждает принцип ненасилия (т. е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда следовала идеям гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, занимающий позицию ненасилия, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и другому человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, положительно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов.

Педагогика сотрудничества — направление, возникшее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг. и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи опоры, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика информационно-кибернетическая разрабатывает вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

Антропогогика — обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути.

Кондуктивная педагогика — направление педагогической деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями, имеющих нарушения работы центральной нервной системы, предполагает восстановление двигательных, речевых и психических функций. Это новая система помощи детям с церебральным параличом (ДЦП) и реабилитации лиц с нарушениями двигательных функций. Автор — венгерский ученый А. Пето. Основное внимание она уделяет медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Занятия в группах по 6—7 человек всегда проводит один человек, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д.

Педагогика права изучает вопросы воспитания и обучения, построенные согласно принципу: «права человека абсолютны, интересы государства относительны».

Реабилитационная педагогика — это комплексная дисциплина, основанная на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, занимающаяся вопросами педагогического воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка, подростка для коррекции его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности, благодаря чему происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.

Гендерная педагогика — новая отрасль педагогики, основной целью которой является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия.

Основными задачами гендерного подхода в педагогике являются: выявление педагогических аспектов процесса гендерной социализации (влияние сложных и многонаправленных взаимодействий с родителями, сверстниками, педагогами, а также влияние СМИ, материалов школьных учебников и программ на становление гендерной идентичности индивидов обоего пола); проведение гендерной экспертизы образовательных программ и учебных пособий с целью выяснения, каким образом они влияют на гендерную социализацию, какие гендерно насыщенные понятия и образы для этого используют; проведение гендерной экспертизы урока с целью выявления влияния урока как основной единицы обучения на гендерную социализацию детей, выявление гендерных стереотипов, установок в содержании урока и поведении учителя; анализ роли школы как социального института в гендерной социализации девочек и мальчиков; изучение наиболее жестких, устойчивых и распространенных гендерных стереотипов, установок и предубеждений в педагогической школьной практике, объяснение их природы, исторической изменчивости, социальной обусловленности и разработка методов их эффективной реконструкции; выявление закономерности педагогического влияния учителя на гендерные идентичности учеников; изучение гендерных аспектов педагогического взаимодействия и т. д. процесс дифференциации в педагогической науке продолжается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: