Международные публичные финансы представляют собой механизм деятельности финансовых организаций, созданных на государственном уровне.
Признаком для отнесения какой-либо организации к международным публично-финансовым организациям является характер ее образования на основе государственных соглашений.
Первой международной публичной финансовой организацией можно считать основанный в 1930 г. рядом центральных банков в Базеле Банк международных расчетов. Основное влияние на развитие международных финансов оказало создание в 1944 г. Международного валютного фонда и Группы всемирного банка.
Международные публичные финансовые организации выполняют роль органов постоянного мониторинга за развитием мировой финансовой системы, вырабатывающих принципы ее функционирования и оказывающих финансовую помощь отдельным странам для решения их экономических проблем.
Международный валютный фонд – межгосударственный финансовый институт, в который входят большинство стран ООН.
Основные цели МВФ заключаются в следующем:
а) содействие международной валютной кооперации;
б) обеспечение сбалансированного роста международной торговли;
в) содействие стабильности валютных курсов;
г) осуществление помощи в основании многосторонней системы платежей, устранении валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли;
д) обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для устранения нарушений платежного баланса;
е) организация форумов для консультаций и обсуждения проблем развития международной финансовой системы.
Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валютного курса, Устав МВФ требует:
а) поддержание стабильности финансовой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка РФ при слишком сильных колебаниях валютного курса;
б) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ;
в) незамедлительное информирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валютного регулирования и валютных курсов;
г) отказ от привязки своих валют к золоту.
Одной из функций МВФ является разработка стандартов и инструкций в сфере финансовых институтов, бухгалтерском учете, аудите, оценке активов и управлении корпорациями.
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя, в основном министра, отвечающего в своей стране завалютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет управляющих уполномочен решать важнейшие вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление странам дополнительных средств. С 1972 г. специальным комитетам Совета управляющих было поручено контролировать функционирование валютной системы и ее дальнейшее развитие.
Текущее руководство работой МВФ осуществляет исполнительный директорат, состоящий из 24 исполнительных директоров. Пять из них определяются членами МВФ с наивысшими квотами, остальные каждые два года выбираются управляющими других стран-участниц, как правило, по региональным группам. Исполнительный директорат выбирает на пять лет директора-распорядителя, который одновременно является верховным куратором международного штаба МВФ.
Вес каждой страны как в Совете управляющих, так и в исполнительном директорате напрямую зависит от финансового участия страны в МВФ. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов и один дополнительный голос на 100 000 единиц квоты страны. Квота рассчитывается на основе таких показателей, как ВНП, величина золотовалютных резервов, объем экспорта и импорта и др. Основной долей голосов располагают США (около 20%), а также страны ЕС, вместе взятые (около 30%).
Основу финансовых средств МВФ составляют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В соответствие с квотами определяются права заимствования и право голоса.
Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль в расчетно-платежных отношениях МВФ со странами-членами, поэтому отметим его наиболее важные черты.
SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов.
Поскольку SDR не торгуют на валютных рынках, эта единица не имеет рыночной цены, как у национальных валют. Для определения цены SDR в настоящее время используют метод корзины важнейших мировых валют: доллар США, японская иена, британский фунт, евро и китайский юань.
Каждой валюте присваивают свой относительный вес, вычисляемый на основе следующих показателей:
а) доля экспорта товаров и услуг стран, валюты которых входят в корзину SDR, в общемировом экспорте;
б) размер резервов, номинированных в соответствующих валютах, которые держатся другими членами МВФ (т. е. за исключением страны, валюта которой рассматривается).
В финансовых отношениях МВФ со своими членами SDR используется как платежное средство при вкладах в фонд, погашении кредита также при выплате процентов по кредитам. МВФ может выполнить свои обязательства перед страной-кредитором с помощью SDR вместо валюты, а также пополнить резервы стран этой денежной единицей.
К Группе Всемирного банка относятся пять международных финансовых институтов:
Международный банк реконструкции и развития;
Международная ассоциацию развития (MAP);
Международная финансовая корпорацию (МФК);
Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ);
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
Международный банк реконструкции и развития – головная структура группы Всемирного банка.
Создан одновременно с Международным валютным фондом на основе Бреттон-Вудсских соглашений с целью оказания помощи по восстановлению и развитию экономики западноевропейских стран.
Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей всех стран-членов Банка, назначаемых соответствующими правительствами на пятилетний срок. Совет собирается на сессии один раз в год совместно с МВФ.
Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ, поскольку они обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую Уставу МВФ.
Текущей деятельностью руководит директорат, состоящий из 22 директоров-исполнителей, из которых 7 назначаются (представляют США, Англию, Францию, ФРГ, Индию, КНР и Россию), а остальные избираются членами Банка.
Директорат возглавляет президент Банка.
Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции.
Для пополнения своих ресурсов МБРР выступает как заемщик на мировом финансовом рынке, размещая на нем в отдельные годы облигационные займы на сумму более 10 млрд долл.
Получателями кредитов могут быть правительства стран-членов Банка, а также частные фирмы и организации, имеющие гарантию правительства или центрального банка. Кредиты МБРР-долгосрочные, обычно предоставляются на 15−20 лет с льготным периодом 5 лет. Сооружаемые с участием МБРР объекты финансируются его кредитами не более чем на 30% их стоимости. По выдаваемым кредитам Банк взимает в среднем на 0,5% больше, чем сам платит по привлекаемым средствам.
Наибольшая часть предоставленных МБРР кредитов направлена на финансирование инфраструктуры, на подержание сельского хозяйства и рыболовства, а на развитие промышленности направляется менее 15% их общего объема.
Международная финансовая корпорация была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК кредитует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорентабельных проектов развивающихся странах, что связано с высокой стоимостью кредитов.
Высшим органом МФК является Совет управляющих, состоящий из управляющих и их заместителей. Обязанности членов Совета выполняют представители стран, состоящие в Совете управляющих МБРР. Он может передавать большинство своих полномочий (за исключением приема новых членов, исключения какого-либо члена, повышения или снижения уставного капитала, изменения соглашения о МФК) директорам. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием Всемирного банка.
Текущую деятельность направляет Директорат. Функции председателя Директората МФК по совместительству возложены на президента МБРР.
К источникам финансирования МФК относятся взносы членов в уставный капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.
Международная ассоциация развития имеет целью предоставление займов (кредитов) для приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики беднейших стран.
На кредиты МАР вправе претендовать только страны, где доход на душу населения не превышает 785 долл.
Все страны – члены МБРР могут вступить в МАР.
Структура MAP та же, что и у МБРР. Кроме того, МБРР и МАР имеют единое руководство. Штат сотрудников MAP разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.
MAP располагает тремя основными источниками финансирования: прибыли МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-членов. Кроме того, используются средства ранее предоставленных кредитов.
Каждый финансируемый MAP проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.
Международное агентство гарантирования инвестиций, основанное в 1988 г., является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью.
Основной целью МАГИ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка. МАГИ предоставляет гарантии инвесторам по коммерческим и политическим рискам, к числу которых относятся: отмена конвертируемости валюты, военные действия, смена политического режима, экспроприация имущества инвестора.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров создан в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. РФ не является членом МЦУИС.
Банк международных расчетов (БМР) является институтом центральных банков на международном уровне, который принадлежит им, контролируется ими и предоставляет им свои услуги.
Ключевые задачи БМР заключаются в содействии кооперации центральных банков и создании условий для развития международных финансовых операций.
Одной из основных целей кооперации центральных банков было поддержание международной финансовой стабильности.
БМР является банком, долями капитала в котором владеют в основном центральные банки и международные финансовые институты.
В целом 86% банковского капитала зарегистрировано за центральными банками, а оставшиеся находятся у частных держателей. Несмотря на то что все акции имеют равные права в отношении годовых дивидендов, частные акционеры не имеют права участвовать в заседаниях и голосовать на общих собраниях БМР.
Долгое время членами БМР были центральные банки ведущих экономических стран, но в 1994 г. к членству были допущены еще 9 центральных банков Азии, Латинской Америки, Среднего Востока и Европы. В то же время БМР ведет дела с центральными банками более 130 стран, поэтому его деятельность носит глобальный характер.
Значительная доля мировых валютных резервов сосредоточена депозитах в БМР. БМР действует так же, как доверенный агент центральных банков, в соответствии с различными международными финансовыми соглашениями.
Региональные публичные международные финансовые организации:
– Европейский Центральный банк;
– Европейский банк реконструкции и развития;
– Межамериканский банк развития;
– Азиатский банк развития;
– Арабский банк экономического развития Африки;
– Исламский банк развития и т. д.