Свадви крамад бхавати тад-гада-мула-хантри




Самое главное слово в этом стихе — адарад. Кинту. Кинту значит «но». Если у человека есть авидья, болезнь авидьи, желтуха авидьи и его язык обложен желтухой авидьи. И этот расанасйа… Но рочика. Рочика — он ничего не чувствует. Язык поистине не чувствует вкуса, вкуса Святого Имени, потому что желчь разлилась на языке, желчь болезни материального существования, болезни материального вожделения. Он даёт совет: кинту, но — адарат анудинам кхалу саива джушта. Са эва джушта. Принимайте понемножку каждый день это лекарство Святого Имени, но делайте это как? Адарат. Адарат, что значит? Да, внимательно или с почтением, с благоговением. Адарат значит в настроении благоговения, тщательности, внимательности, уважения. И тогда: свадви крамад бхавати тад-гада-мула-хантри. Шрила Рупа Госвами говорит: свадви, постепенно… крамад и бхавати, постепенно вкус появится. И тад-гада-мула-хантри. Тад-гада — этого гада мы победим. Тад-гада-мула-хантри — мы вырвем с корнем, с этим гадом мы расправимся.

Т.е. это слово адарат очень важно. Собственно, вчера и сегодня в этот час, который мы провели, мы учились этому. Сейчас у нас более интересные вещи начинаются. Вы готовы? Дааааа. Окейййй. Посмотрим, что вы нам такого приготовили. (смех)

Сегодня я хотел несколько слов или несколько вещей сказать об отношениях со Святым Именем и о самбандхе. Что значит повторять Святое Имя с правильной самбандхой. Это важный момент. Сначала мне тоже придётся несколько теорию немножко объяснить этого всего. Я сначала дам три правила, которые Бхактивинода Тхакур в «Харинама-чинтамани» приводит, три правила медитации на Святое Имя.

Теперь, это уже более тонкие вещи, поэтому учить сложнее. Он говорит, что три вещи нужно помнить, когда мы повторяем Святое Имя. Когда мы берёмся за чётки, нужно помнить всего три вещи. Первое — это то, что Святое Имя неотлично от Кришны. Это то, что, в сущности, Кришна и есть Святое Имя. Второе — у нас должно быть молитвенное настроение, и я буду объяснять позже, что это — молитвенное настроение. И третье — сердце наше должно разрываться от нашей неспособности или от нашей отделённости от Кришны, от нашей отдалённости от Кришны. Т.е. это три вещи касающихся настроения, их не просто, скажем так, не просто воспроизвести. Но я сегодня буду говорить о первой вещи, потому что первая вещь, в сущности, самая главная. Если мы поймём первую вещь, две другие придут сами. Две другие будут естественным результатом нашего понимания первой вещи.

Первое, что человек должен попытаться понять — это то, что имя Кришны неотлично от Самого Кришны («Падма-пурана»): ’бхиннатван нама-наминох. В этом, собственно суть нашей шрадхи. Когда люди говорят: шрадха — вера, это вера во что? В путь, в процесс? А ещё точнее? В Кришну? А ещё точнее? В Святое Имя? А ещё точнее? Во вкус вы и так верите, вам для этого ничего не надо. (смех) Какой бы вкус у нас ни был, в то мы и верим. (смех) В шастры. Природа веры — это шастрия-шраддха. Настоящая вера — это вера в священные писания, в «Бхагавад-гиту», в «Шримад-Бхагаватам». Суть шастр, суть учения шастр в том, что Кришна абсолютен, что есть абсолютная истина.

Нам очень сложно понять эту абсолютную природу Кришны, потому что мы не знаем ничего абсолютного. Кто-то встречался в этом мире с чем-то абсолютным? Нет. Муж у вас абсолютный? Очень даже относительный – то ли есть, то ли нет? Люди, с которыми мы встречаемся, относительны и ценности, с которыми мы привыкли встречаться, часто бывают относительные. Мы живём в относительном мире, в мире относительных истин. Относительность этого мира проявляется в том, что название предмета отлично от самого предмета. Это одно из проявлений двойственности или относительности этого мира. Имя отличается от самого предмета. Этот мир иногда называют миром имён, но имена условные. Как вас зовут? Каждый произнесите своё имя. (смех) Кто-то сказал: «Кришна» — нам повезло. (смех) Это относительное имя. Там Таня, Коля, Вася, Алёша. Этих Алёшей… Сколько тут Алешей? Поднимите руки, кто тут… Всего двое?! (смех) Трое. Подозрительно. (смех) У меня такое впечатление, что их… А Сашей сколько? Андреев сколько? Сергеев? Ну, в общем, поздравляю вас. (смех)

Суть в том… Шрила Прабхупада пишет во второй песни «Шримад-Бхагаватам», что это мир имён. Имена эти, как привило, ничего не значат. Чисто условная вещь — связь между объектом и называнием в высшей степени условная. Эти пустые имена, они нужны нам обязательно, потому что нужно всё как-то называть. Но можно назвать так, а можно назвать по другому — в сущности ничего не изменится. И есть абсолютный мир и абсолютная природа. У этой абсолютной природы всё абсолютно. Абсолютно значит неизменно. В частности, одно из существенных проявлений абсолютности Бога или всемогущества Бога — это неотличность имени Бога от Самого Бога. Бог может проявить Себя везде, во всём, в чём угодно, но, прежде всего, Он проявляет себя в виде своего Святого Имени. Эта тождественность или вера в тождественность Кришны и Святого Имени – существенная часть шастрия-шрадхи. Шастры учат именно этому — абсолютно всемогущей природе Бога. А что значит всемогущий? Что значит, что Бог всемогущий? Значит всё может, да. Значит, Он может быть в имени, значит Он может прийти к нам. Может Он прийти к нам?

Люди очень часто не понимают… Потому что всемогущество, понятие всемогущества сродни понятия абсолюта. Нам очень трудно понять, что значит «Бог всемогущий». В распространённой здесь религии люди говорят, что Бог всемогущий. Если спросить у них: «Может Он прийти в этот мир?» Они скажут: «Не может». Почему? Он же всемогущий! Они скажут: «Может, но не приходит». Это уже нарушение всемогущества Бога — Бог может всё. Бог может создать камень, который Он не сможет поднять, потом Он его поднимет — всё может. Люди, которые не понимают этой абсолютной природы, начинают строить силлогизмы или какие-то парадоксы на основе этого постулата о всемогуществе или об абсолюте. Может ли Бог создать камень, который Он не сможет поднять? Всё! Они доказали, что… Что они доказали? Только свою собственную глупость. Ничего другого они не доказали. Они доказали, что они находятся в относительной сфере, и с этой относительной сферы они пытаются судить об абсолюте, пытаются понять абсолют.

Невозможно! По-другому нужно относиться к этому. В абсолют можно поверить. Чтобы приобщиться к абсолюту, в него нужно поверить. Собственно, отсутствие этой веры у нас до конца — это проблема. Наше мёртвое Святое Имя, причина того, что оно мёртвое в том, что у нас нет до конца ясного понимания того, что имя неотлично от Самого Кришны.

Я сейчас буду объяснять, как очень интересно Бхактивинода Тхакур объясняет этот феномен, эту проблему.В сущности, мы материалисты. У нас материалистическое сознание и ничего другого от нас требовать нельзя — мы привыкли быть материалистами, мы привыкли жить в материальном мире, мыслить материальными категориями. Трудно, непонятно, что значит духовный мир. Если начать думать какими-то абсолютными категориями, очень сложно. Но для этого дана вера. Вера — это мостик между нашим состоянием сознания и более высоким состоянием сознания.

Бхактивинода Тхакур очень интересно объясняет, что у человека, заражённого материализмом, у человека, чьё сознание материалистично, по определению, привыкшего материальным образом общаться с этим миром, появляются два сомнения, два фундаментальных сомнения. Эти два фундаментальных сомнения я объяснял на нескольких лекциях. Они символически отражаются в виде двух жён Камсы. Бхактивинода Тхакур объясняет, что Камса — это материализм. Камса — олицетворение материализма. Его страх, страх пред Богом, страх перед смертью, желание доказать свою власть — всё это… Камса типичный материалист и у него две жены: Асти и Прапти. Эти две жены Камсы — это два сомнения, которые появляются в уме у материалистичного человека относительно Бога и которые являются естественным следствием материализма. Асти что значит? Асти значит «есть». Первое сомнение какое? Есть Бог или нету. Когда человек погружён в материальную деятельность, погружён в материальный мир, у него естественным образом появляется это сомнение — есть Бог или нет? И какой ответ он получает от этого мира? Нет Бога! Нет. Где Он?! Где Он, покажите мне вашего Бога! Где Он?! Гагарин летал… не видел! После него Титов тоже летал или кто там ещё летал? Комаров и кто-то там ещё. (смех) Терешкова тоже летала на тот случай, если женщины лучше видят. Они тоже Бога не видели. (смех) Асти.

Второе сомнение — прапти. Что значит прапти? Прапти — даже если Бог есть, смогу я Его достичь или нет? Достигну я Его или нет? И если тут в основном собрались люди, которые развелись с первой женой… Камсы, вторую они на всякий случай сохранили. У кого есть сомнения, смогу я достигнуть Бога или нет, поднимите, пожалуйста, руки. Спасибо, что подтверждаете учение ачарьев. Бхактивинода Тхакур говорит: «Это неизбежное следствие материалистичного сознания». Асти и прапти — два сомнения относительно Бога, касающиеся Бога: достигну я Его или не достигну? смогу или нет?

Он говорит, что сознание, соприкоснувшееся с материей, порождает анартхи, и эти сомнения — часть анартх, часть нежелательного состояния нашего. Он говорит, что есть три вида анартх. Асат-тришна. Асат-тришна значит жажда ничтожных материальных вещей, нереальных — денег, богатства — эфемерных вещей. У кого есть асат-тришна в сознании? Желания? Единогласно. Может кто-то воздержался?

Хрид-даурбалйам. Хридайа-даурбалйам значит всевозможные психологические проблемы в нашем уме — жадность, страх, гнев, иллюзия. Хридайа-даурбалйам — обида, злость, раздражение. Иначе говоря, у нас есть материальные желания, которые появляются в результате того, что мы отделены от Бога, у нас появляются всевозможные искажённые механизмы психологические — их психология изучает. И мы, кстати говоря, сегодня сможем с психологией разобраться полностью. Полностью понять, что, в общем, не нужно ничего этого. Потому что вся эта вещь — это порождение атеизма. От порождения, в конце концов, атеизма. Обида, злость раздражение, жадность, страх — что бы мы ни взяли, всё это слабость сердца, психологическая слабость, которая возникает из-за духовной слабости. У нас нет духовной силы, духовной уверенности в наших отношениях с Богом. И возникает духовная слабость, которая проявляется в виде различных детских проблем. Вот.

Наконец, апарадха — это третья вещь. Что получается? Слушайте очень внимательно, что получается в результате этого. Мы осквернены этим облаком анартх. И из-за того, что мы осквернены этим облаком анартх, мы не видим Бога. Это облако анартх закрывает от нас Бога. Я всё думал, почему Кришна такую погоду нам устроил. Чтобы нам далеко не нужно было ходить для понимания этой аналогии. Когда облака затягивают небо, то мы не видим солнца. Не понимаем. Солнце есть. Свет тут только благодаря тому, что солнце есть. Но мы Бога не видим, потому что анартхи. Наше сознание затянуто этим облаком анартх. Свет Бога, который просачивается сквозь облако… Когда свет солнца просачивается сквозь облако, какое он качество приобретает? Он слабый рассеянный, хмурый. Мы все видели это. Сразу как-то холодно становится, да? Чем гуще тучи анартх, которые отягощают наше сознание, тем труднее Богу пробиться через нас, через эти тучи.

Естественно, когда человек становится преданным, эти облака немножечко разряжаются, как сейчас, видите там солнце чуть-чуть появилось, да? Слегка. Но когда облака ещё есть, даже если они тонкие, то свет, который просеивается сквозь эти облака — это не сам свет солнечный, а тень света — чхайа. Этот рассеянный свет, на санскрите эта вещь называется абхас, или чхайа-абхас. Соответственно, когда у человека есть это сознание каких-то анартх, когда в человеке есть анартхи, в его сознании есть анартхи, и он повторяет Святое Имя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это Святое Имя проходит сквозь эти анартхи. Это очень тонкий момент. Послушайте очень внимательно, потому что даже многие вайшнавы не понимают этого.

В шестой песни «Шримад-Бхагаватам» есть знаменитая история про Аджамилу, где объясняется, что такое намабхас. Там говориться, что что такое намабхас? Самый простой пример намабхаса, который в случае с Аджамилой был проявлен, что это за намабхас? Есть хела-намабхас, есть санкета-намабхас, есть там… есть четыре вида намабхасы. Так? В чём суть намабхасы? Суть намабхасы в том, что… В чём была суть намабхасы, которую Аджамила произнёс? Он звал кого? Сына! Он не имел в виду Бога, правильно? Так? Он звал своего сына, он не имел в виду Бога, но так как так уж получилось, что сын его был тёзкой с Богом, то он произнёс намабхас. Он не имел… Он не звал Бога, он звал сына и это называется санкета-намабхас.

Я знаю очень возвышенных вайшнавов из других, скажем так, гаудия-сампрадайи, которые не признают этого удивительно тонкого, но очень точного положения Бхактивиноды Тхакура. Они говорят, что мы не повторяем намабхас. Бхактивинода Тхакур утверждает, что на начальном уровне, когда человек старается избавиться от анартх, он повторяет намабхас. Каким образом наше повторение намабхас? Мы же Кришну зовём, правильно? Мы же Кришну зовём, мы же не тёску Его зовём! Бхактивинода Тхакур утверждает, что тем не менее, когда мы повторяем Святое Имя, мы не повторяем Святое Имя, мы повторяем тень Святого Имени. Чхайа-намабхас. Почему это намабхас? Потому что наши представления о Кришне искажённые, потому что у нас нет ясногои точного… и ровно настолько, насколько у нас нет ясного и точного представления о том, что мы имеем в виду, когда говорим Харе Кришна, ровно настолько эта вещь является абхасом, тенью. У нас до какой-то степени материальные представления о Боге. Мы, так или иначе, проецируем свои материальные представления, которые у нас есть, на Бога. Кто такой Бог? Непонятно кто. Да? Я сбил вас полностью с толку. Но очень часто, когда мы думаем о Боге, когда мы говорим… Поэтому Бхактивинода Тхакур говорит, что наше с вами повторение, если там нет оскорблений, оно всё равно не является чистым Святым Именем, потому что у нас нет очень точной ясной концепции всемогущества Бога, абсолютности Бога и, прежде всего, неотличия Бога и Его имени.

В тот самый момент, когда мы поймём, что Бог неотличен от Своего имени… Иногда у меня бывает это. Я могу вам признаться. Так, в какой-то момент, вдруг это ощущение ясно приходит ко мне. В тот же момент, волосы на голове встают дыбом на всём теле, в тот же момент слёзы наворачиваются на глаза. А потом опять Харе Кршина Харе Кришна Кришна Кришна — ну ясное дело, Кришна там, Кришна ну, Кришна.

Т.е. этот очень тонкий момент. Это два типа санкета-намабхасы. Один тип санкета-намабхасы, когда мы конкретно зовём кого-то другого, не зовём Бога. Другой тип — когда мы зовём Бога, но под Богом мы понимаем непонятно чего.

Однажды говорил с Гуру-Махараджем, он мне рассказывал про одного вайшнава из… ну бывшего… когда-то он был в ИСККОН. У него сейчас своё немножечко направление. И он мне интересную вещь сказал, которая меня тогда поразила. Он говорит: «Он тоже о Кришне говорит, но он понимает под Ним что-то совсем другое». Иначе говоря, мы все говорим о Кришне, мы все говорим: «Кришна», — но у нас нету ясности в том… Эта концепция или понимание того, кто такой Кришна, может быть не совсем ясна у нас — затемнена немного. И намабхас — это хорошая вещь. Намабхас может дать всё, кроме любви к Кришне. Всё остальное может дать. Освобождение он вам даст, богатство даст, мужа тоже даст. Главное побольше «намабхасьте» и всё будет хорошо. Так? Сосредотачивайтесь, всё будет хорошо. Любви к Богу не даёт намабхас, кришна-прему не даёт, потому что анартхи, потому что невежество по-прежнему закрывается.

Сейчас мы с вами будем пытаться от намабхаса избавиться. Хотите, да? Те кто хочет, оставайтесь, все остальные можете уйти. Тогда если хотите, то громко крикните: «Да!» (Зал: «Да!!!!») Потому что надо вас как-то разбудить. (смех) От нама-апарадх мы уже освободились. Мы вчера и сегодня освободились от корня нама-апарадх — от невнимательности, что является корнем нама-апарадх. Всему свой срок, но на самом деле, это важная вещь. Она, на самом деле, не такая уж сложная, в сущности. Я уверен, что очень скоро мы с вами достигнем этого уровня.

Суть в том, что нам нужно обрести правильную самбандху или правильную связь, правильные отношения с Кришной, понять, кто такой Кришна. Эти усилия и должны составить правильно настроение, когда мы повторяем мантру. Самбандха-гьян чуть… через несколько минут буквально мы будем медитировать на эту самбандха-гьяну.

Но Чайтанья Махапрабху объясняет очень важную вещь: что у нас у всех есть самбандха-гьяна какая-то, правильно? Что такое самбандха-гьян? Самбандха-гьян, в сущности… Кто мы такие? Да, маленькие души, дживы — искорки сознания. Кто мы по природе своей? Слуги Кришны. Кришна кто? Бог. Что мы в материальном мире делаем? Да, страдаем, тюрьма. Знаете всё! Да? Слышали когда-нибудь эти новости. Известные вещи! Почему тогда говорится, что у нас нет самбандха-гьян? Чайтанья Махапрабху объясняет, что эту самбандха-гьян в виде веры, в виде семени веры, духовный учитель вкладывает в наше сердце эту самбандха-гьяну. Но это семя должно укорениться в нашем сердце.

В «Евангелие» есть знаменитое сравнение о сеятеле, да? Помните эту притчу о сеятеле? Как сеятель вышел и стал разбрасывать семена и семена, куда попали? Да, кто-то на камень какие-то семена попали, какие-то семена в терновник попали и не проросли, какие-то семена птицы склевали и не проросли, а какие-то семена упали на плодородную почву. Это семя веры — ещё раз, очень внимательно слушайте, старайтесь, как можно более внимательно слушать — оно попадает в наше сознание и оно должно укорениться в нашем сердце. Птица может его склевать — подлетит какая-нибудь птичка — этих птиц много вокруг летает. Встречались вам какие-нибудь птицы, которые хотят склевать семя нашей веры? Прилетает такая птица и говорит: «Сейчас я тебе всё расскажу». И всё. Уходим от этой птицы, веры нет. Иногда сознание наше неплодородное — вера попадает в неплодородную почву.

Суть в том, что семя должно укорениться в четырёх оболочках нашего сознания. Какие четыре оболочки у нашего сознания есть? Да, манас, буддхи, аханкара и читта. Слышали об этом, да? Я не буду сейчас долго об этом рассказывать, но суть в том, что это семя должно глубоко войти в антахкарану или в сердце человека — во внутренний орган человека, который имеет эти четыре функции. И можно долго с вами сейчас… Мы можем целый семинар по тому, как укоренить семя в уме. Буквально в двух словах мы можем сказать… Что значит укоренить семя самбандха-гьяны в нашем манасе? Какова функция манаса, ума? Принимать-отвергать, правильно. Что-то нравится, что-то не нравится, правильно? Теперь, каким образом семя самбандха-гьяны может укорениться в нашем уме? Да, когда мы принимаем… Что принимаем? Прасад принимаем, правильно? Да, и не просто принимаем прасад, а что говорим? Вкусно, да. Вкусно. Когда мы нюхаем благовония, когда мы… вся эта чувственная деятельность, связанная с Кришной, когда она принимается нами, потому что сама по себе эта вещь, она несёт в себе самбандху. Прасад несёт в себе самбандху.

Поклонение божествам… Прежде всего, манас укрепляется или вера в самбандха-гьяну в манасе укрепляется с помощью поклонения Божествам. Арчана — это специальный способ для того, чтобы очистить наш ум, наш манас — эмоциональный ум или чувственный ум. Когда мы всю чувственную деятельность, так или иначе, связываем с Божествами.

Буддхи. Каким образом самбандха-гьяну укрепить в нашем будхи? Шастры, прежде всего, шастры. Действия, которые мы совершаем исходя из шастр. Мы больше уже не совершаем действия сами по себе, мы совершаем, сверяясь с чем? С шастрами. Можно — нельзя, хорошо — плохо. Это то, что помогает человеку укрепить внутри. И в конце концов, всё это должно в аханкару…

Каким образом в аханкаре самбандха-гьяну можно закрепить? Я должен очень чётко всё время напоминать себе, что я слуга. В конце концов, всё это проникнет в читту. Когда это приникнет в читту, в наше подсознание, то, как это будет проявляться? Ну да, в том, что это будет у нас спонтанно, в том, что мы сны какие будем видеть? Да, все сны будут про Кришну. Хотите видеть сны про Кришну? (смех)

Я недавно читал про одного вайшнава, про одного великого вайшнава. И там человек, описывающий его жизнь, говорит, что про него невозможно было понять — бодрствует он или спит, потому что во сне он звал Кришну, он кричал, он вспоминал какие-то игры, он говорил. А наяву он делал то же самое. (смех) Когда он общался с этим миром, он был рядом с Кришной. Это значит, что сознание Кришны или семя, самбандха-гьян, вошло в читту. Что у нас сейчас есть? У нас есть самбандха-гьян. На каком уровне оно? Да, на уровне очень поверхностном. Сны у нас какие? Следующий практикум — рассказать друг другу сон последний, который вы видели. Я шучу. (смех)

Нету сознания Кришны, самбандха-гьяна не проникла глубоко, семя не проникло глубоко. Это значит, что анартхи ещё остаются, и это значит, что этот инструмент, который у нас есть — инструмент, который нам дан Кришной: читта, манас, буддхи — этот инструмент чем стал? Этот инструмент… Мы стали его инструментом. Проблема в том, что нам дан инструмент, но этот инструмент в какой-то момент сказал: «Ничего себе! Мы ещё посмотрим, кто у нас инструмент!» Это всё равно, что у вас есть молоток, и вы забиваете молотком гвозди, и в какой-то момент молоток говорит: «Хватит! По очереди. Теперь я буду тобой гвозди забивать. (смех) Хватит издеваться надо мной!» Это состояние нашего инструмента.

Поэтому… В чём вывод? Очень важный теоретический вывод. Что это семя самбандха-гьяны, которое состоит из понимания того, кто такой Бхагаван, что такое майа и кто такая атма. В сущности, самбандха-гьян — это понимание этих трёх категорий: Бхагаван, атма и майя. Три этих вещи мы должны знать. Мы должны постоянно размышлять над этим. Это очень важный совет, который даёт Сам Махапрабху. Человек должен постоянно размышлять над этой самбандхой, одновременно с этим делая всё остальное, о чём мы говорили, чтобы васаны, живущие в нашем сознании — семена желаний, такие как люблю — не люблю, нравится — не нравится, зависть, жадность, гордость. У кого-то есть эти проблемы? Чтобы они не склевали нашу самбандха-гьян.

Вопрос к вам, очень важный. Вопрос на самоанализ или на анализ других, потому что других легче анализировать, чем самого себя. Видели ли вы когда-нибудь вайшнава, встречался ли вам когда-нибудь вайшнав, у которого как бы есть самбандха-гьян, но когда дело доходит до дела, до того, друзья или враги или ещё что-то такое, он судит обыкновенным образом. Встречался? В зеркало смотрели иногда?

Трагическая вещь. Мы знаем самбандху-гьян, знаем, что я душа, знаем, что мне нужно, знаем, что мне нужна связь с Кришной, знаем, что, в сущности, нет у меня врагов, что единственный враг мой — это кто? Это мой ум. С вожделением, со всем остальным, и всё равно — этот враг, этот враг, этот меня обидел и этот меня обидел. (смех) Постоянно. Я постоянно это слышу. Я устал уже. Иногда я слышу от других, иногда от своего собственного ума. Это значит, что ещё до конца самбандха-гьян не укоренился.

Теперь у нас будет медитация с вами. Примите медитативную позу. На что мы будем медитировать? Именно на это. Я сказал, что совет, который даёт, в том числе, Чайтанья Махапрабху — размышлять над этим, думать над этим, визуализировать это, представлять это. Потому что тогда, когда мы возьмём чётки, если у нас это знание будет ясное, мы по-другому будем повторять Святое Имя. Я включаю нашу машинку. (заиграла медитативная музыка)

Я прошу вас, пожалуйста, попытайтесь удобно сесть. Лучше с прямым позвоночником и расслабьтесь максимально. Сейчас мы будем находить в себе внутри, как бы эту точку самбандхи — связи с Кришной. Это медитация из «Харинама-чинтамани». Это слова Бхактивиноды Тхакура. Следите сначала со стороны за своим дыханием, я уже учил вас этой технике.

Нам только кажется, что мы действуем в этом мире. Эта иллюзия называется асмитой. Асмита — это иллюзорное представление о себе, как о деятеле, когда душа путает себя с инструментом, с буддхи. Из-за этого у нас возникает множество напряжений внутри. Из-за этого возбуждается ум. Наблюдая себя со стороны, мы выходим из этого состояния. Сосредоточьтесь максимально теперь, и я буду направлять ваши мысли в определённое русло — в русло того, что мы услышали только что.

Мы — маленькая частичка духа, крошечная искорка сознания. По природе своей мы вечный слуга Бога, слуга Творца. Мы искорка этого пламени, которая вырвалась оттуда. По недоразумению мы возомнили себя самостоятельным, независимым, хотя сплошь и рядом, во всём, мы унизительно зависимы от Бога. Мы зависимы в исполнении наших элементарных нужд. Бог дал нам этот механизм — тело и ум, и мы освоили этот механизм. Мы скитаемся здесь по этому миру, отвернувшись от Бога. Наша единственная надежда здесь — найти счастье. Мы кричим, отчаянно ищем счастья. Мы хотим найти блаженство, во чтобы-то ни стало — счастья, которого хотим именно мы с вами. Но на самом деле, весь этот мир — это тюрьма. Мы получаем какие-то жалкие капли счастья — маленькие иллюзорные капельки удовлетворения. Вместе с этим мы получаем страдания, старость, болезни, в конце концов, смерть. Весь этот мир, который манит нас, привлекает — по сути дела тюрьма. В этой тюрьме мы получаем наказание. Наказание за то, что мы предали свою природу — природу слуги Бога, отвернулись от Него, не захотели Его видеть. Теперь, после всех этих скитаний, когда мы поняли, что невозможно по-настоящему найти счастье, разочарование пришло. Этот надоевший материальный вкус ушёл. У нас есть только одно единственное желание — это вернуться обратно к Кришне. Я маленькая частица Бога. И моё вечное предназначение — вечно служить Богу. (прекратила играть медитативная музыка)

Сложно сразу после этого начать говорить. Чувствуете, тише стало? В уме тоже тише стало. Ещё раз, суть в том, что это знание не освоено глубоко. Чтобы оно проникло вглубь, человек должен размышлять над этим. Он должен созерцать этот мир сквозь призму этого знания. Созерцать всё то, что происходит с ним, смотреть на других и видеть, каким образом это знание работает реально. В сущности, эта медитация, очень простая медитация, которую можно буквально несколько секунд делать перед тем, как мы начинаем джапу. Это то, что я крошечная искорка сознания. Три вещи всего — я крошечная искра сознания и слуга Бога; Кришна — бесконечное сознающее существо, сознание, породившее меня, и Он мой Господин; а материальный мир — это тюрьма для тех, кто поднял бунт против Бога. Она нужна для того, чтобы исправить меня, избавить меня от желания независимости, от бунтарских тенденций — глупого, бессмысленного, иррационального желания независимости.

Вот и всё. Если мы в этом настроении будем повторять Святое Имя, то результат будет совсем другой, результат будет абсолютно другой, потому что именно в этом настроении можно будет понять неотличие Кришны от Его имени.

Мы не закончили ещё. У нас есть важная следующая часть, которая тоже будет состоять из медитации, молитвы и ещё круга мантры. Шри Чайтанья Махапрабху, объясняя Санатане Госвами самбандху, науку самбандха-гьян, даёт очень интересную медитацию, которую мы сейчас тоже с вами проведём. Но сначала, прежде, чем мы приступим к этому, я хочу вам задать вопрос. Это будет небольшой темой для нашего обсуждения. Что является главной движущей силой, или главным импульсом в нашей деятельности? Вера, вкус, избавление от страданий, стремление к счастью, желание доставить Кришне удовольствие — такой нестандартный ответ тоже есть. Если мы ещё глубже задумаемся, что является настоящим глубинным стимулом, или что заставляло нас делать самые необычные вещи в этом мире. Страх тоже, да. Все эти вещи, все эти импульсы есть, но есть ещё один очень важный движущий импульс — отношение, любовь к другим людям.

Делал из вас кто-то что-то для других? Делали вы что-то, что вы в норме бы никогда не сделали? На самом деле, эта вещь часто не замечаемая нами, воспринимаемая, как нечто само собой разумеющееся. Отношения являются самым главным стимулом для деятельности. Помните у Достоевского в «Преступлении и наказании»? Что заставило Раскольникова убить старуху? Да, мать и сестра. Любовь к матери и к сестре. БОльшую часть вещей мы делаем не ради самих себя. БОльшую часть вещей, на самом деле, мы делаем ради того, чтобы сохранить отношения и для того, чтобы поддержать отношения. Потому что, в конце концов, мы состоим из любви, нам нужна любовь. У каждого из нас есть какие-то отношения, которые нам дороги. У кого есть такие отношения? В конце концов, если мы не нашли этих отношений в материальном мире, мы приходим в сознание Кришны и находим эти отношения здесь. Есть у вас люди, про которых вы знаете, что они с вами до конца будут? До самого конца. Что они вас в последний путь провожать пойдут.

Буквально ещё давайте несколько минут потратим на то, чтобы подумать, а действительно, какую роль отношения играют в нашей жизни. Разбейтесь на пары и просто расскажите какой-нибудь случай, что вы делали ради других. Что вы никогда бы ни за что не сделали, но ради другого человека вы сделали? На два-три человека — просто расскажите друг-другу, что вы делали. И расскажите, как вы превосходили свои собственные возможности, как вы делали что-то, что вас самих удивляло, когда нужно было ради другого сделать. Когда мы ради себя что-то делаем, мы обычно не прыгаем выше собственной головы. Расскажите, было? Наверняка, у каждого есть такой случай. Расскажите каждому, поделитесь.

Каждый вспомнил что-то, что он сделал, чего он в норме бы никогда не делал, но ради другого сделал, да? Наверняка, у каждого есть такая. Ну хотя бы зубы почистил. (смех) Наверняка, у каждого есть какой-то опыт этой жертвы ради другого. Как называется эта жертва собой ради другого? Да, оно по-разному называется: бескорыстие, любовь — или по-другому, оно называется «предание себя» — мы отдаём другому себя. Предание себя значит, я исполняю что-то, не что я хочу, а что я думаю, кто-то другой хочет. Я делаю не то, что я делал бы, а то, что он хочет. Это называется… Как на санскрите это называется? Шаранагати.

У нас у всех есть опыт шаранагати. Мы все понимаем, что ради отношений человек жертвует чем-то, отдаёт что-то. Кто-то испытывал счастье от того, что он это делал? Особенно, когда он выходил за пределы своих возможностей. Когда он делал что-то необычайное, и когда видел радостную улыбку на лице другого человека или какое-то счастье. Все, да? Теперь, кто-то хочет увидеть улыбку Кришны? (смех)

Суть в том, что Эта личность есть у каждого из нас, в жизни каждого из нас, но мы о Ней забыли. Я говорил, что у каждого из нас есть — может быть, не все даже вспомнили — есть Кто-то, Кто будет с вами до конца, да? Кто-то стал лихорадочно вспоминать. Есть Кто-то, Кто будет с вами до конца. И даже после конца. Как Его зовут? (смех) Он в вашем сердце, во всех ситуациях, всегда. Он находился всегда и всегда будет там. Когда у нас есть отношения с Ним, то тогда наше повторение мантры наполняется смыслом и жизнью. Смысл самбандха-гьяны в том, чтобы почувствовать эти отношения.

Признаком того, что мы отвернулись от Кришны, является что? Когда человек отворачивается от Кришны, что появляется? Страх! У него появляется страх. Всевозможные формы страха — это признак того, что он разорвал отношения с Кришной. Мне хотелось привести любопытное определение шаранагати. Мы знаем определение («Хари-бхакти-виласа», 11.676):

Анукулйасйа санкалпах

Пратикулйасйа варджанам

Ракшишйатити вишвасо

Гоптритве варанам татха

Атма-никшепа-карпанйе

Шад-видха шаранагатих

Все знают эти шесть составляющих, или многие знают. Шрила Прабхупада приводит этот стих в комментарии к 66-му стиху 18-й главы «Бхагавад-гиты», где Кришна говорит:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: