Существующие классификации шрифтов




Билет № 1

ГОСТ 3489-71 «искусственно разделил все шрифты на шесть основных групп: рубленые шрифты, шрифты с едва намеченными засечками, медиевальные, обыкновенные, брусковые и малоконтрастные шрифты.»/6, С. 18/ В эту классификацию не попадают большинство акцидентных шрифтов, а контраст штрихов не зависит от наличия засечек.

По функциональному назначению все шрифты делятся на текстовые (их нужно читать) и акцидентные (они привлекают внимание и создают настроение). Поскольку тексты в печатных изданиях набирают, текстовые шрифты называются еще и наборными. Текстовые шрифты должны быстро и правильно читаться, не утомляя глаз.

Слово «акцидентные» (лат. Accidentia — случай, случайность) «произошло от типографического термина «акциденция»: так называли «мелкие, некнижные формы печати (от билета до афиши), обслуживающие текущие потребности быта, культуры, промышленности и торговли.»

Во всех этих «малых типографических формах» ведущей становится функция рекламы: необходимо было привлечь внимание, заинтересовать, выделиться из аналогичных сообщений, создать привлекательный образ, так или иначе ассоциирующийся с предлагаемыми услугами и запомниться. Создавались такие типографические композиции, как правило, в технологии для воспроизведения иллюстраций: если шрифты для текстов набирались из готовых гарнитур, то акцидентные шрифты рисовались как иллюстрация.

Примером текстового шрифта могут являться Times New Roman и Arial, а примером максимально акцидентного шрифта – буквица (в европейской традиции — инициал) — первая буква текста, акцентирующая начало главы или раздела. Степень акциденции определяется активностью букв как композиционных элементов. Заголовочный шрифт акцидентнее текстового, но менее акцидентен, чем буквица. Чем короче текст, тем более акцидентным может быть шрифт.

По технологии исполнения шрифты можно разделить на рукописные (то есть написанные: один штрих — одно движение руки), рисованные (сколько угодно движений руки в любых направлениях на один штрих), спроектированные (чаще всего вычерченные по модульной сетке с помощью циркуля и линейки) и... другие.

Во всех существующих классификациях по форме обязательно присутствуют группа шрифтов с засечками (антиквенные шрифты или по-просту антиква) и группа шрифтов без засечек (гротески).

Фирма Паратайп в своих каталогах руководствуется следующей классификацией шрифтов: антиква, гротески, декоративные, рукописные, неалфавитные (комплекты нотных и математических знаков, пиктограмм, орнаментов), нелатинские некириллические.

Г. М. Барышников предлагает более простую классификацию: антиквенные шрифты, рубленые (гротески) и шрифты свободного стиля (сюда входят и рукописные, и рисованные и все остальные).

 

Наиболее развернутую классификацию приводит Юрий Гордон в своей книге «Про буквы от Аа до Яя», предваряя ее сентенцией о фатальном отсутствии универсальных систем классификации. Помимо антиквенных шрифтов и гротесков Юрий Гордон в отдельные классы выделяет:

• шрифты египетские (шрифты, толщина засечки у которых равна толщине штриха) (Рис. 13);

• ленточную антикву — шрифты промежуточные между гротеском и антиквой: в отличие от малоконтрастных или неконтрастных гротесков они обладают заметным контрастом, а их штрихи к месту выхода на засечку утолщаются, создавая намек на засечку (Рис. 14);

• антикву-гротеск (Рис. 23);

• рукописные шрифты, воспроизводящие технологию ручного письма — сюда попадают и каллиграфические шрифты — написанные по канону в соответствии с правилами, и шрифты-почерки (Рис. 15);

• итальянские шрифты — шрифты с обратным контрастом: в них основные штрихи тонкие, а дополнительные штрихи и засечки — жирные (Рис. 16);

• готические шрифты (Рис. 17);

• орнаментированные шрифты (Рис. 18);

• матричные шрифты — шрифты, сконструированные из ограниченного количества стандартных элементов по единой геометрической схеме (Рис. 19);

• трафаретные шрифты (Рис. 20);

• русские исторические шрифты (Рис. 21) и

• фигурные шрифты: если в орнаментированных шрифтах орнамент является подчиненным графеме элементом, призванным украшать достаточно явно простроенную букву, то в этой группе шрифтов буква образуется из рисунка, который выходит на первый план — графема «зашифрована» в рисунке (Рис. 22).

К антикве-гротеску Ю. Гордон относит «шрифты-изгои, не нашедшие пристанища в других классах» (Рис. 23).

Но и это классификация не является исчерпывающей: шрифты, как и людей, можно разделять по характеру, темпераменту, профессиональной ориентации, возрасту, полу, степени психического (и физического) здоровья, настроению и т.д.

Апертура показывает степень открытости незамкнутых символов, то есть расстояние между незамкнутыми концами символа. К таким символам относятся, например, цифры: «2», «5»; буквы «С», «Э». Условно апертуры можно разделить на 3 категории: открытые, или шрифты с открытой или большой апертурой; полузакрытые, или шрифты с полузакрытой или промежуточной апертурой; закрытые шрифты, или шрифты с закрытой или малой апертурой. На рисунке (Рис. 347) показаны варианты апертур от открытой до закрытой. Деление апертур условное, так как отнести многие шрифты к той иной апертуре можно приблизительно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: