Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.
Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.
Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.
Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.
№18 Структура и функции философского знания
Общую структуру философии,философского знания составляют:
1. Онтология - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.
2. Гносеология - учение о познании.
3. Аксиология - учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют так же:
1. Социальную философию - анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.
2. Философскую антропологию - учение о человеке.
3. Философию культуры - изучается, исследуется сущность и значение культуры.
4. Философию права - учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.
5. Философия истории.
6. История философии.
Важное значение имеют:
1. Диалектика - (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.
2. Эстетика - наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
3. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Функции философии
1. Мировоззренческая функция состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
2. Методологическая функция состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики.
3. Гуманистическая функция, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку.
4. Практическая функция, состоит прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.
Основной вопрос философии.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм (первична материя) и идеализм (первично сознание): объективный (наш мир и материю конструирует система), солипсизм (существует 1 субъект); а также оптимизм (проблем в познавании не существует), скептицизм (сомнение в познаваемости) и агностицизм (мир не познаётся, юм, кант).