Вопрос 3. Место и время христианского Богослужения. Таинства.




v день Воскресения Христова – первый день недели.

v Среда и пятница были проводимы в покаянии, молитве и посте.

Годовые:

v праздник Пасхи, предваряемый 40-кадневным постом;

v За Пасхой через 40 дней праздновалось Вознесение Господне;

v через 50 дней – сошествие Святого Духа, или Пятидесятница;

v Во II веке: праздники Рождества и Крещения Христова.

v в VI веке: Благовещения, Сретения, Успения Божией Матери; в VII веке – Воздвижения Креста Господня;

v в VIII веке – Введения во храм Пресвятой Богородицы;

v в Х веке – Неделя Православия и праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Составными частями Богослужения были: чтение слова Божия, пение священных песен, молитвы, совершение таинств и проповедь. В первые времена христианства выбор чтения зависел обыкновенно от воли предстоятеля, впоследствии же для каждого воскресного и праздничного дня были установлены определенные чтения. Александрийский диакон Евталий (IV в.) разделил Евангелие и Апостол на зачала, или отделения, которые были приняты к употреблению всей Церковью. Прежде пели все присутствующие в церкви, а с IV века введены певчие, и пение доведено было до высокой степени совершенства. В VIII веке составлены восемь гласов, или напевов, существующих и доныне. В том же веке на Западе появились оргАны при Богослужении. Замечательнейшими составителями церковных песен были: Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский и Иоанн Дамаскин.

Таинства. Важнейшую часть Богослужения в первые времена составляли таинства.

Вступление в Христианскую Церковь всегда совершалось не иначе как через крещение. При Апостолах крещению всегда предшествовало краткое наставление в вере (Деян. 8, 35) и устное ее исповедание (Деян. 8, 37), а совершалось оно, по заповеди Иисуса Христа, посредством троекратного погружения в воду во имя Отца и Сына и Духа Святого (Мф. 28, 19). После Апостолов нашли нужным допускать к крещению не иначе, как после более или менее продолжительного приготовления.

За крещением следовало всегда сообщение Святого Духа крещаемому вначале через возложение рук, а потом через миропомазание. Правом низводить Святого Духа на крещаемых обладали одни Апостолы и преемники их власти – епископы. Когда возложение рук было заменено миропомазанием, то совершение сего последнего над крещаемым было разрешено и пресвитерам. Право же освящения мира для таинства осталось только за епископами. Действие Духа иногда проявлялось дарами пророчества, чудес и т. д.

 

Примечание. Желающий креститься приходил к епископу, который осенял его знамением креста, давал новое имя и записывал его в церковные книги. С сего времени он считался уже принадлежащим обществу христиан и вместе с другими оглашенными (так назывались все готовящиеся к крещению) изучал Символ веры и вообще все христианские догматы у местного священника или в нарочно установленных для того училищах. Время оглашения продолжалось иногда несколько лет. Для крещения избирали дни воскресные или субботу перед Пасхой и праздники Пятидесятницы и Богоявления. Тогда оглашенного вводили в преддверие крещального притвора, снимали верхнюю одежду и обувь, поставляли лицом к западу и заставляли троекратно отрекаться от сатаны и всех дел его, от всех видов служения ему. Потом обращали его от запада к востоку, троекратно спрашивали его о желании сочетаться со Христом и испытывали его в вере. При этом оглашенный читал Символ веры. По исповедании веры оглашенного помазывали елеем, троекратно погружали в освященную молитвой воду во имя Отца и Сына и Святого Духа и облачали в белую одежду. Больных только окропляли, а не погружали. Во II веке уже упоминается о крестных отцах.

В III веке возник вопрос, должно ли считать действительным крещение, совершаемое еретиками. Киприан и с ним Церкви Малоазийские говорили, что не должно; Церковь же Римская утверждала противное. После многих споров положено было считать всякое крещение действительным, если только оно совершено во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Христиане, нарушившие обеты, данные при крещении, были отлучаемы от Церкви. Если они изъявляли желание примириться с Церковью, то должны были принести искреннее покаяние, исповедаться в грехах своих перед священником и от него принять разрешение. Впадшие в грехи тяжкие и явные совершали свою исповедь перед всею Церковью и затем длинным рядом подвигов и испытаний свидетельствовали искренность своего покаяния. Разрешение кающихся совершалось епископом через молитву и возложение рук. Для разрешения избирали дни воскресные и особенно среду и пятницу Великого поста. С конца III века общественная исповедь стала мало-помалу выходить из употребления: причиной сего был преимущественно раскол новациан. Два пресвитера, Новаций римский и Новат карфагенский, внушали народу, чтобы он не сообщался с теми, которые отреклись от веры во время гонения Декиева, и утверждали, что впадшие в тяжкие грехи после крещения отнюдь не должны быть разрешаемы. Церковь, осудив их учение, в предотвращение нарекания от еретиков и соблазна для слабых, предоставила епископам власть назначать особых пресвитеров, которые исповедывали бы наедине всех, не решавшихся принести покаяния общественного.

Важнейшей частью христианского Богослужения была Литургия, при которой совершалось Таинство Причащения. Судя по дошедшим до нас Литургиям Иакова, брата Господня, Евангелиста Марка и Климента Римского, порядок в ней был точно такой же, как и в Литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого. Сии последние явились уже в IV веке: их признают сокращением Иерусалимской Литургии Апостола Иакова. Это сокращение касается особенно молитв при освящении Святых Даров. В VI веке Григорием Двоесловом изложен был чин Литургии Преждеосвященных Даров, который он видел в Константинополе. После Богослужения в первые времена устраивались из приношений верующих трапеза или вечеря любви, в которых одинаково участвовали богатые и бедные. По причине случавшихся на ней беспорядков, Соборы стали запрещать ее с половины IV века.

Браки совершались с благословения епископа. Епископы, священники и диаконы избирались на служение с молитвой и рукоположением. На рукоположение смотрели как на необходимое условие к преподанию избираемым особенной Божией благодати для достойного прохождения их звания. Над больными было совершаемо Таинство Елеосвящения, как имевшее силу врачевать немощи душевные и телесные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: