МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ
к выполнению контрольной работы по дисциплине
«Государственные и муниципальные финансы»
(для магистрантов заочной формы обучения
по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»)
Луганск 2018
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ
к выполнению контрольной работы по дисциплине
«Государственные и муниципальные финансы»
(для магистрантов заочной формы обучения
по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»)
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании кафедры государственного
и муниципального управления
Протокол № ____ от ____.____.201___ г.
Луганск 2018
УДК
ББК
Составитель: Чернякова Т.М.
Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы» (для магистрантов заочной формы обучения по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» / Т.М. Чернякова – Луганск 2018. – 38 с.
Методические указания содержат общие требования и варианты контрольных заданий по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры государственного управления и таможенного дела, протокол № ___ от _____.2018 г.
Методические указания утверждены на заседании методического совета Института экономики и бизнеса, протокол № ___ от _____.2018 г.
Составитель Т.М. Чернякова, к.э.н., доцент
Ответственный за выпуск А.Е. Пожидаев, к.г.у., доцент
Рецензент
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... 25
1. Методические указания к выполнению контрольной работы.......................... 27
2. Объем пояснительной записки и требованию к оформлению контрольной работы.. 29
3. Варианты заданий к теоретической и практической части контрольно работы......... 29
4. Порядок и критерии оценки контрольной работы............................................. 56
Список рекомендованной литературы.................................................................... 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Государственные и муниципальные финансы – это важнейшее звено финансово-кредитной системы страны. Они представляют собой совокупность денежных отношений, проявляющихся в особых формах доходов и расходов, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых для выполнения функций и задач государства и местных органов власти. Через бюджетную систему происходит перераспределение валового внутреннего продукта страны между сферами общественной деятельности, территориями и отдельными группами граждан.
В настоящее время предъявляются все более растущие требования к процессам формирования доходов государственных и муниципальных бюджетов, их обоснованности, к эффективности и гласности бюджетных расходов, направленных на долгосрочный рост экономики.
Курс «Государственные и муниципальные финансы» связан с такими дисциплинами, как «Финансы», «Налоги и налогообложение», «Основы теории государственных финансов и налогов», «Макроэкономика», «Бюджетная система».
Цели и задачи изучения дисциплины:
- формирование у обучающегосясовременного стиля мышления, ориентированного на предприимчивость, умение самостоятельно принимать решения на основе системы современных базовых знаний по теории государственных и муниципальных финансов, основам их организации и функционирования;
- формирование представления о сущности государственных и муниципальных финансов;
- изучение бюджетного устройства, проводимой бюджетной политики, механизма межбюджетных отношений, содержания бюджетного федерализма и специфики межбюджетных отношений;
- получение представления о конкретных видах доходов и источниках их формирования, о видах расходов и направлениях их использования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы страны;
- изучение характера, структуры и назначениягосударственных внебюджетных фондов;
- формирование представления о сущности государственного кредита и механизма управления им, государственного долга, его формах и путях минимизации;
- приобретение навыка аналитической работы на разных этапах бюджетного процесса с целью мониторинга и контроля над его ходом и результатами
исполнения бюджетов.
Программа предусматривает теоретическую подготовку, практические занятия и самостоятельную работу. Промежуточный контроль усвоения дисциплины осуществляется в форме проведения семинарских занятий и зачета, итоговый – в форме экзамена.
После изучения курса «Государственные и муниципальные финансы» студент должен
знать:
1.экономическую природу и сущность финансов, их место в системе экономических отношений, отличительные признаки финансовых отношений;
2. теоретические и организационно-правовые основы функционирования
государственных и муниципальных финансов;
3. сущность и функции финансов, содержание государственных и муниципальных финансов;
4. структуру финансовой системы, место в ней бюджетной системы государства;
5. организационно-правовые основы построения бюджетной системы;
6. принципы построения бюджетной системы, специфику региональных бюджетов;
7. социально-экономические задачи управления бюджетами различных уровней;
8. бюджетную классификацию;
9. планирование доходов бюджетов с учётом источников их пополнения;
10. планирование расходов бюджетов с учётом их целевого предназначения;
11. обоснованность расходов бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и реструктуризацию экономики;
12. значение сбалансированности бюджетов разных уровней;
13. специфику бюджетов органов государственной власти и муниципальных образований;
14. особенности и этапы бюджетного процесса: проектирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль, роль участников бюджетного процесса;
15. модели межбюджетных отношений, сущность и содержание бюджетного федерализма;
16. виды и условия предоставления межбюджетных трансфертов;
17. сущность государственного кредита, особенности и тенденции развития и управления им;
18. содержание и основные формы государственного долга;
19. структуру, сущность и социальное назначение государственных и территориальных внебюджетных фондов;
20. источники, порядок формирования и использования государственных и
территориальных внебюджетных фондов;
уметь:
1. определятьместо государственных и муниципальных финансов в финансовой системе страны;
2. выявлять тенденции развития основных звеньев финансовой системы;
3. разбираться в основах организации и функционирования отдельных звеньев государственных и муниципальных финансов;
4. анализировать современные проблемы организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, охарактеризовать пути их решения;
5. оценивать основные направления современной финансовой политики в области совершенствования составления бюджетов органов государственной и муниципальной власти;
6. анализировать развитие государственных и муниципальных долговых отношений;
7. прогнозировать перспективы развития территориальных внебюджетных фондов;
8. объективно оценивать недостатки в организации плановой и контрольной работы в сфере государственных и муниципальных финансов;
9. находить пути решения проблем в области организации и функционирования муниципальных финансов;
10. выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять методические подходы к их решению, адекватные масштабу проблемы;
11. определять и расставлять приоритеты вусловиях ограниченных финансовых и временных ресурсов и успешно строить работу с соблюдением паритета интересов заинтересованных сторон;
12. профессионально действовать в ходе подготовки и выполнения, поставленных задач в сложных меняющихся условиях рынка, в полном объеме реализовывать возможности управленческого потенциала;
13. выявлять наиболее перспективные направления деятельности организации, применять оптимальные приёмы и методы управления;
владеть:
1. основными нормативно-правовыми актами в изучаемой области;
2. навыками самостоятельной работы с научными изданиями и нормативно-правовыми актами в сфере финансов;
3. методиками самостоятельного анализа тенденций развития государственных и муниципальных финансов;
4. приёмами оценки конкретных ситуаций в области управления бюджетными и долговыми отношениями;
5. современными подходами к совершенствованию механизмов функционирования внебюджетных фондов;
6. способами ведения исследовательской и аналитической работы,
абстрактно - логического мышления;
7. методиками факторного и сравнительного анализа, методами индукции и дедукции, историческим подходом к рассмотрению современных явлений;
8. способностью к последующему самостоятельному творчески - продуктивному наращиванию профессиональных знаний и навыков.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
В соответствии с программой дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» студент должен выполнить контрольную работу по одному из предложенных вариантов.
Задание к контрольной работе составлено в десяти вариантах, выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента. Самовольная замена одного варианта другим не разрешается.
Таблица 1
Начальная буква фамилии | Вариант контрольной работы |
А, Ю, С | 1. |
Б, Я, Т | 2. |
В, Ч, М | 3. |
Г, Ш, Н | 4. |
Д, Ф, Щ | 5. |
Е, Л, Ц | 6. |
Ж, Н, Э | 7. |
З, О | 8. |
И, П | 9. |
К, Р | 10. |
Требования к выполнению:
– в контрольной работе необходимо переписать условие задания, а затем и решение;
– работа должна быть выполнена и представлена в строго установленный срок;
– в начале работы должен быть указан номер варианта работы;
– задания выполняются в том порядке, в каком они даны в указаниях;
– работа должна быть аккуратно оформлена, написана разборчиво, чисто, без ошибок и зачеркиваний. В конце работы следует привести список используемой литературы.
– при удовлетворительном выполнении работа оценивается «допущена к собеседованию». После успешного прохождения собеседования магистрант получает зачет по работе и допускается к зачёту по дисциплине; в конце работы следует привести список используемой литературы.
Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает два вопроса. Практическая часть включает тематический диктант, тест и составление акта поверки субъектов хозяйствования (предпринимателей) по кадровому аудиту на примере предприятия, где работает студент (за любой год из последних трех лет).