Мнение специалистов о влиянии каллиграфии на человека




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №271 Красносельского района имени П.И. Федулова

Исследовательская работа по окружающему миру

«Современные информационные электронные устройства в жизни школьника. Польза или вред?»

Работу выполнила:

Костенко Дарья Ученица 3-4 класса

Научный руководитель:

Кузнецова Ю.Р.

Санкт-Петербург

Содержание:

  1. Содержание……………………………………………………………………….2
  2. Гипотеза…..……………………………………………………………………….3
  3. Введение Актуальность темы.…………………………………………………...4
  4. Теоретическая часть…………………………………………………………… 5
  5. Практическая часть……………………………………………………………….6
  6. Мнение ученых о значении каллиграфии на человека…………………………7
  7. Мои исследования………………………………………………………………..10
  8. Выводы и заключение…………………………………………………………....11
  9. Список используемой литературы……………………………………………….12

 

 

 

Гипотеза

Современные электронные информационные устройства в жизни школьника приносят больше пользы, чем вреда. Но только с учетом их правильного применения.

 

Введение Актуальность темы.

Данная тема очень актуальна потому, что в современной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с электроникой. Это касается и школьников.

Потребность в общении появилась у людей ещё в глубокой древности. Это было обусловлено необходимостью передавать минимальную, хотя и жизненно важную на тот момент развития человечества информацию. В дальнейшем непосредственное общение людей друг с другом становилось всё более частым и информационно насыщенным. А затем появились разнообразные способы общения, самым распространённым из которых являлось использование письменности. Мы вступили в Информационный век развития человечества, когда одной из значимых ценностей является информация. Владение ею часто является гарантом успешности. От гусиных перьев и чернильниц, шариковых авторучек и печатных машинок человечество шагнуло к новым средствам передачи информации На фотографии (рис. 1,2,3) видно, что учащиеся начальной школы постоянно пользуются различной электроникой.

 

История каллиграфии

В России расцвет каллиграфии был в дореволюционное время. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. Например, Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. После революции этот вид искусства фактически исчез из школьной программы. Его заменили чистописанием. А 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии. Известный эстонский мастер и педагог Пауль Лихтейн еще в 1970 году предупреждал о последствиях использования шариковой ручки и о влиянии ее на культуру всего общества. По его мнению, и в букве и в письме была заложена великая воспитательная сила, приемы письма оттачивались столетиями. И всего несколько десятилетий потребовалось на то, чтобы разрушить накопленный опыт и традиции.

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Ее финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Вот еще один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешевое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.

Мнение специалистов о влиянии каллиграфии на человека

Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой. По его мнению, между этими двумя способами имеется коренное отличие в так называемых основах психомоторной механики. В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, т. е. при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.

Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает еще более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.

Письмо – один из самых сложных видов деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность. При письме шариковой ручкой такого не происходит, что подтверждается научными исследованиями зарубежных и отечественных ученых (Иван Михайлович Сеченов).

Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О ее воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трех важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.

 

Мои исследования

Занимаясь каллиграфией около полугода, я заметила, что моя способность концентрироваться на выполнении каллиграфических заданий изменилась в лучшую сторону. Занятия каллиграфией требуют немалых внутренних усилий, но в процессе занятий ваша рука приобретает способность выполнять тончайшую работу, а глаз становится чувствительным к деталям. Преодолевая иной раз свою лень, я воспитываю в себе усердие и аккуратность. Недаром каллиграфы говорят: «Чем упорнее Вы шлифуете букву, тем сильнее буква шлифует Вас». Также могу отметить, что занятия каллиграфией снимают накопившееся напряжение и успокаивают.

Чтобы узнать, как занятия каллиграфией влияют на других детей, я приготовила анкету и предложила заполнить ее ребятам, также посещающим Школу Каллиграфии. Проанализировав ответы, я получила следующий результат: большинство ребят отметили, что во время занятий каллиграфией они испытывают умиротворение и расслабление; что занятия каллиграфией развивают в них аккуратность, воображение и дисциплинируют их жизнь. Также многие отметили улучшение своего почерка, выразили желание видеть уроки каллиграфии в своем школьном расписании и сменить шариковую ручку на перо и чернильницу.

 

8. Выводы и заключение

Результаты экспериментальных исследований полностью подтвердили мою гипотезу: каллиграфическое письмо способно положительно влиять на личность ребенка, так как тесно связано с функционированием мозга и психики.

Я надеюсь, что моя работа послужит тому, что больше людей заинтересуются каллиграфией и смогут развить в себе много замечательных качеств и раскрыть новые таланты. Остается надеяться, что удастся привлечь внимание общества к проблеме и возродить забытую историческую традицию. Ведь не зная своего прошлого невозможно построить будущее.

 

 

Источники информации

1. Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // “Начальная школа”, 2008. №11.

2. Ефимов В.Ф. Использование ИКТ в начальном образовании. // Начальная школа, 2009. №2.

3. Сабирова, Э.Г. Целесообразность применения информационных технологий при обучении младших школьников / Э.Г. Сабирова // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции “Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования”: В 2-х ч. - Челябинск: Изд-во “Образование”, 2006. - Ч. 2. - С. 276-278.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения - М: Просвещение, 2011 - 31 с.

5. Информационный сайт "Учительской газеты"

https://www.ug.ru/02.26./po4.htm

6. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/user/12578/page/pamyatki-dlya-roditelei

7. https://festival.1september.ru/articles/567121/

8. https://www.uchportal.ru/publ/16-1-0-884

9. https://www.cybermama.ru/whitepages.php?id_article=8

10. https://www.compgramotnost.ru/computer-i-zdorovye/vliyanie-kompyutera-na-zdorove-cheloveka

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: