Олимпия – место проведения древних Олимпийских игр




 

Олимпия была одним из самых популярных и почитаемых святилищ Древней Греции. И даже после покорения Греции Македонией, а позднее Римом историческая роль Олимпии как культурного и религиозного центра сохранялась, а ее слава, как отмечают многие историки, не угасла вплоть до крушения античной цивилизации. Выделявшаяся великолепием построек и пышными празднествами, Олимпия имела всеэллинское значение в периоды расцвета Древней Греции и интернациональное (в полном смысле этого слова) — в периоды эллинизма и римского владычества.

Олимпия имела очень удачное географическое местоположение. Неподалеку от Олимпии находились древняя Писа (место ее расположения точно не установлено), а также город Элида и другие древнегреческие поселения.

Элида поначалу была небольшим государством. Но в VI в. до н.э. ее территория увеличилась. Главным городом государства являлась Элида, менее значительными были Бупрасий, Писа, Элейский Пилос.

Особое место в этой области, как уже отмечалось, занимала Олимпия с ее святилищем, что долго обеспечивало Элиде относительно мирное су­ществование, оберегая от войн и являясь источником ее политического и экономического процветания.

Хотя о существовании Олимпии как весьма важного древнегреческого святилища было известно и в средневековье, и в эпоху Возрождения, од­нако тогда еще не было определено ее местонахождение.

Идею изучения древней Олимпии выдвинул, как полагают, французский ученый-историк Бернар де Монфокон в книге "Палеография Греции" (1707 г.). А в 1723 г. он в письме к архиепископу о. Корфу вел речь о том, что если начать работы в Олимпии, там могут быть открыты большие ценности.

О возможных интересных для науки находках на территории святилища Олимпии в 1764 г. высказался немецкий просветитель и историк искусства Древней Греции Иоганн Иоахим Винкельман, в своей книге "История искусства древности".

Путешествовавший по Греции в 1766 г. англичанин Ричард Чандлер, посетив район Пелопоннеса, обнаружил неподалеку от горы Кронос остатки большого храма — части его стен и обломки капителей колонн.

Посетивший Олимпию в 1787 г. французский путешественник и ученый Фавель описал находившиеся там руины храма Зевса, которые в то время были глубоко погружены в более поздние слои грунта. В 1788 г. Бартелеми в "Описании античной Греции" впервые привел план Олимпии.

В начале XIX в. о храме Зевса в Олимпии сообщали английские путешественники Додвелл и Джелл (1807 г.). В 1811 г. Олимпию осматривал известный исследователь античных времен Чарлз Коккерел. А в 1813 г. появился подробный план, отражавший тогдашнее состояние Олимпии, предшествовавшее ее раскопкам.

Первые серьезные раскопки Олимпии начал в 1824 г. английский археолог лорд Станкоф. В результате его раскопок был составлен план, отражавший то, какой была Олимпия в античные времена. В дальнейшем этот план неоднократно уточнялся при последующих археологических раскопках. Это позволило с большей достоверностью воссоздать расположение различных объектов и облик древней Олимпии.

В 1829 г. в Олимпии под руководством французского археолога Дюбуа проводились раскопки, в ходе которых с западной стороны храма Зевса были обнаружены обломки мраморных украшений здания. Свои находки французские археологи отправили по реке Алфей к морскому порту, откуда вывезли во Францию, где они попали в парижский Лувр.

В 1875—1881 гг. раскопки в Олимпии вели немецкие археологи во главе с Эрнстом Курциусом. Но теперь (в отличие от того периода, когда исследования в тех местах вели французы) все памятники, обнаруживаемые в Олимпии, должны были оставаться в Греции. Сначала археологичес­кие находки отправлялись в Афины, а в 1887 г. был построен музей в самой Олимпии.

Первые Олимпийские игры современности, состоявшиеся в Афинах в 1896 г., помимо всего прочего, способствовали и повышению интереса к Олимпии, и активизации археологических раскопок. В частности, в 1906-1909 гг., в 1921-1923 гг. и в 1927—1929 гг. немецкие археологи под руководством В. Дерпфельда вели раскопки в центральной части Олимпии — в ее священной роще Алтис (результаты этих исследований нашли отражение в вышедшей в свет в 1935 г. книге В. Дерпфельда "Древняя Олимпия").

Археологические исследования продолжались в Олимпии и во второй половине 30-х годов XX в. немецкими учеными (А. Геркан — 1936 г., Р. Хампе и У. Янцен — 1937 г., Е. Кунце и X. Шлейф — 1938 г.).

Исследования в Олимпии были прерваны Второй мировой войной, а возобновлены в 1952 г. (Е. Кунце) и продолжены в дальнейшем (А. Мальвитц и другие археологи).

 

Олимпия в архаический период (VIII-VI вв. до н.э.)

 

Олимпия на начальном этапе проведения Олимпийских игр (VIII в. до н.э.) являлась историческим, культурным и религиозным центром Древней Греции.

Здесь уже тогда было большое количество различных памятников, причем строительство многих из них исследователи относят к первой поло­вине ІІ тысячелетия до н.э.

Свидетельства ряда древних авторов (Павсания и Пиндара), а также древнегреческие легенды и мифы позволяют предполагать, что сами древние греки возникновение святилища на месте Олимпии относили не к среднеэлладской эпохе, а к микенскому времени.

Археологи обнаружили вблизи Олимпии много поселений того периода Находки, относящиеся к микенской эпохе, археологи обнаружили и в районе древнего стадиона в Олимпии. Предполагают, что они были перемещены в то место во время расширения стадиона с тех участков территории святилища, которые подверглись перепланировке в классический период истории Древней Греции.

В "гомеровский" период в Олимпии не было ни значительных архитектурных сооружений, ни храмов, посвященных даже самым почитаемым богам, а поклонения им и жертвоприношения осуществлялись на алтарях, расположенных под открытым небом. Особо почитаемым был алтарь Зевса, располагавшийся в центре святилища.

Большое значение в Олимпии после дорийского завоевания Пелопоннеса стало придаваться Гераклу — фиванскому герою.

Весьма заметным событием в истории не только Олимпии, но и всей Древней Греции в ее архаический период стали первые Олимпийские игры, состоявшиеся в 776 г. до н.э.

Как свидетельствуют древние источники, если в микенскую эпоху преобладали конные соревнования на колесницах, то на первых древнегреческих Олимпийских играх (и ряде последующих) соревнования проводились в беге на короткую дистанцию (один стадий). В дальнейшем (в последней четверти VIII в. до н.э., в VII и VI вв. до н.э.) программа игр, проводившихся в Олимпии, время от времени расширялась, пополняясь новыми видами состязаний.

В те годы Олимпия являлась и крупным торговым центром, чему во многом способствовало то, что река Алфей была судоходной и по ней, а далее по морю ходили корабли, обеспечивая связь ее с Критом и другими культурными и торговыми центрами.

Однако престиж Олимпии, расположенной в центре страны, был обусловлен прежде всего тем, что она являлась всеэллинской святыней, основной частью которой был священный участок Зевса, застроенный храмами и множеством прилегающих к ним зданий, культурных и религиозных памятников.

Постепенно Олимпия расширялась, в основном, в направлении к югу от горы Кронос, занимая все большие территории на берегах Алфея и Кладея. Она украшалась новыми зданиями, менявшими ее облик. От основных святынь в ней были отделены официальные административные сооружения — булевтерион, в котором заседал Совет (буле), и пританей, где пританы (дежурные чиновники) занимались текущими делами святилища, а также спортивно-зрелищный комплекс, включав­ший стадион и ипподром, что, как полагают, определялось их тогдашней второстепенной ролью по сравнению с культовыми постройками.

Пританей в Олимпии, был расположен напротив гимнасия. В пританее имелись не только помещения для повседневной работы пританов, но и палата торжеств, где чествовали победителей Олимпийских игр. А булевтерион находился к югу от святилища Олимпии.

Стадион в Олимпии был расположен южнее святилища. Причем зрители, стремившиеся посмотреть соревнования, попадали на стадион, не проходя через святилище.

Наиболее крупным и величественным культовым сооружением Олимпии в архаический период был храм супруги Зевса богини Геры, воздвигнутый скилунтцами — жителями Трифалии. Среди предметов, посвященных богине, были диск Ифита и стол, на котором находились венки для победителей Олимпийских игр. На диске Ифита — по его окружности — был написан текст перемирия, которое элейцы объявляли на время Олимпийских игр, а на столе, являвшемся уникальным творением и сделанном из слоновой кости и золота, были изображены Зевс, Гера, Аполлон, Артемида, Плутон и Дионис. Кроме того, на этом столе был изображен весь порядок олимпийских состязаний.

Архаический период в Олимпии характеризовался не только активным строительством культовых и других сооружений, но и широким распространением там скульптур и произведений искусства прикладного характера. В частности, в VII—VI вв. до н.э. создаются бронзовые, каменные и терракотовые статуэтки, появляются монументальные скульптурные памятники, а предметы вооружения украшаются декоративными узорами и покрываются рельефными бляшками. Археологи нашли в Олимпии в районе стадиона в толще земляных валов, в которых вырезались скамьи для зрителей, много щитов, шлемов, панцирей с надписями, посвященными богу Зевсу, и с именами победителей Олимпийских игр.

В архаический период богатыми украшениями отличалась в Олимпии и культовая посуда.

В Олимпию привозили не только продукцию, изготовленную в греческих городах, расположенных на Балканском полуострове, и в греческих колониях, старавшихся сохранить свои связи с метрополией, но и изделия, создававшиеся варварами.

Развитие архитектуры и скульптуры в завершающей части архаического периода (годы поздней архаики — VI в. до н.э.) предвосхитило последующий расцвет этого святилища в классический период Древней Греции.

 

Олимпия в классический период (V — IV вв. до н.э.)

 

В начале V в. до н.э. в Олимпии архи­тектура все еще соответствовала основным принципам и традициям предыдущего архаического периода Но найденные произведения скульптуры, созданные в начале V в. до н.э., уже отличались новыми чертами, характеризовавшимися тем, что запечатлевалась как бы в движении. Становится понятным, что динамичность скульптурных образов была явлением, охватившим почти все регионы Эллады.

Уже во второй четверти V в. до н.э. в архитектурном облике Олимпии стали ощущаться классические веяния (во внешнем виде ансамбля святилища и его скульптурах). В то же время происходят большая перепланировка и строительство новых сооружений в Алтисе, что было связано с Олимпийскими играми 476 г. до н.э., проведенными впервые после греко-персидских войн.

Известно, что в этот период к находившемуся в Олимпии Пелопиону были пристроены новые пропилеи. Реконструированы здания пританея и булевтриона. В Олимпии появилось все больше бронзовых, мраморных и терракотовых статуй. В западной части Алтиса находилась мастерская выдающегося древнегреческого скульптора Фидия, создававшего для храма статую Зевса (созданную около 430 г. до н.э.).

В это же время в Олимпии продолжал действовать и храм Геры, сооруженный еще в архаический период.

По традиции раз в 4 года 16 женщин ткали Гере одеяние. Эти женщины играли и роль судей во время проведения игр для девушек, которые назывались Гереями. В программе Герей были только состязания в беге. Соревновались девушки на Олимпийском стадионе, дистанция для бега, по сравнению с соревнованиями среди мужчин, уменьшалась на одну шестую. Сначала соревновались самые юные, затем — более старшие. Бежали они с распущенными волосами, а одеты были в хитоны, немного не доходящие до колен. Победительницы награждались венками из веток оливкового дерева и частью туши коровы, приносимой в жертву Гере.

Состязания девушек проводились с древних вре­мен, по преданию их учредила Гипподамия, воздавая благодарность Гере за свой брак с Пелопсом.

Существует и другая история возникновения игр в честь Геры с участием женщин. Павсаний рассказывает, что во времена, когда тираном Писы был Дамофонт, отношения между элейцами и писейцами были враждебными — в силу недружественной политики Дамофонта, который причинил много неприятностей элейцам. После смерти тирана жители Писы не захотели взять на себя ответственность за его действия, да и элейцы не были склонны к военному конфликту и хотели мирным путем устранить разногласия. Для решения спор­ных вопросов элейцы выбрали из 16 городов, кото­рые тогда относились к Элиде, по одной женщине, старшей по возрасту, отличавшейся мудростью, добрым именем и достоинством. Эти 16 женщин уладили разногласия между элейцами и писейцами. В последствие им было поручено ткать одеяния для Геры и проводить в Олимпии состязания среди девушек — Гереи, а также создание двух хоров, один из которых получил название хора Фискои, с которой сочетался Дионис и от которого она родила сына Наркея, достигшего в дальнейшем огром­ной власти, а второй — хора Гипподамии.

В дальнейшем много городов Элиды было разрушено, страна разделена на 8 фил. Однако жители сохранили число женщин, ответственных за соблюдение традиций. В частности, судейство соревнований в ходе Гереи проводились женщинами, которые избирались по 2 от каждой из 8 фил.

Внутри Алтиса, справа от храма Зевса, был отведен священный участок в честь Пелопса, на котором распологался Пелопион. Участок был окружен каменной оградой, внутри которой росли деревья и стояли статуи. Следует отметить, что героя Пелопса элейцы почитали больше других героев, как и Зевса — больше других богов. Как отмечает Павсаний, согласно преданию, этот участок Пелопсу отвел еще Геракл, который был потомком Пелопса в четвертом поколении.

Между храмами Геры и Зевса высился основной жертвенник — Зевса Олимпийского, сделанный из пепла тех жертвенных животных, которых приносили богу.

В Олимпии было собрано огромное количество пожертвований и приношений, в основном в виде статуй. Большое количество статуй в Олимпии не было связано с Олимпийскими играми, они устанавливались городами и частными лицами.

Среди многочисленных статуй Зевса следует упомянуть о расположенной в здании совета. Эта статуя, получившая название "Хранитель клятв", должна была внушать страх нарушителям закона. У этой статуи Зевса, в каждой руке которого находилась молния, атлеты, их братья и отцы, учителя гимнастики клялись не нарушать обычаи и правила олимпийских состязаний. У этой статуи атлеты также клялись, что они добросовестно готовились к состязаниям в течение десяти месяцев. Клялись у статуи и организаторы состязаний, и судьи, обязуясь честно осуществлять отбор участников соревнований, жеребьевку и т.д. В ногах у Зевса-Хранителя клятв, как отмечает Павсаний, находилась медная доска с надписью в элегических стихах, направленная на внушение страха приносящим ложную клятву.

В Олимпии было и множество других пожертвований, сделанных жителями Эллады и многочисленных колоний. Например, изображения ряда подвигов Геракла доставили в Олимпию гераклеоты (жители Гераклеи).

 

Олимпия в эллинистический период (IV—I вв. до н.э.)

 

В IV в. до н.э., который исследователи истории Древней Греции считают переходным от позднеклассического к эллинистическому периоду, архитектурный облик Олимпии изменялся гораздо существеннее, чем в предыдущие времена.

Было сооружено много новых построек, с более сложными и динамичными формами, чем у сооружений предыдущих веков. При этом строгость и сдержанность форм классики, сменяет увлечение великолепием и роскошью.

В IV в. до н.э. Олимпийские игры проводились с большим размахом, это влекло за собой строительные работы, направленные на реконструкцию стадиона и ипподрома. На стадионе расширили (до 10 м) дорожку для соревнований в беге, имевшую 192-метровую протяженность. Тогда же получил свой окончательный вид и ипподром.

Стараниями, в основном, немецких археологов удалось почти полностью воссоздать в первона­чальном виде облик стадиона в Олимпии. От первого стадиона остались немногочисленные следы. Второй стадион находился примерно в том же месте, что и первый. В середине IV в. до н.э. стадион переместили на 75 м восточнее. Построенный Леонидом стадион имел арену (213 x 29 м) и места для зрителей (около 50 тыс.) на склонах горы Кронос.

Ипподром вначале представлял собой свободное пространство с линиями старта и финиша, что позволяло проводить соревнования только в одном направлении (без поворотов). В дальнейшем ипподром превратился в более сложный объект, где можно было проводить состязания уже в двух направлениях, обходя на поворотах дорожные столбы и придерживаясь межевых знаков. По мнению историков, размеры ипподрома в Олимпии составляли 730—770 м на 60—70 м. Дистанция, на которой проходили соревнования, была отделена барьером от мест для зрителей, чтобы обеспечить их безопасность.

Внутри Филиппейона на высоком постаменте стояли созданные скульптором Леохаром статуи Филиппа II и его жены Олимпиады, Аминты — отца Филиппа II и Евридики — его матери, окружавшие статую Александра Македонского.

В промежутке между 330 и 320 гг. до н.э. вблизи юго-западной оконечности Алтиса был построен очень большой (с размерами 80 х 70 м) Леонидайон, сооруженный архитектором Леонидом (с острова Наксос) на его собственные средства. Предназначался он в качестве гостиницы для знатных посетителей: двор окружали помещения, в которых во время олимпийских праздников жили почетные послы и другие особо важные гости, прибывавшие в Олимпию.

В юго-восточной части Алтиса в первой половине IV в. до н.э. был выстроен элланодикейон – здание, предназначенное для э лланодиков, которые осуществляли судейские функции на Олимпийских играх.

В конце III в. до н.э. строительство вновь оживилось, что было связано с новым расцветом древнегреческих Олимпийских игр и реконструкцией спортивных комплексов, на которых проводились олимпийские соревнования.

Однако новые сооружения возводились, в основном, за пределами территории самого Алтиса, как правило — с западной стороны. Вне священной рощи у северо-западного угла в конце III в. до н.э. была сооружена палестра (66,75 м х 66,35 м), предназначенная для тренировочных занятий атлетов, прибывших в Олимпию. Двор этой палестры (41 м х 41 м) окружали крытые помещения, в том числе комнаты для атлетов, залы для их тренировки, душевые и бассейны. Во внутреннем дворе палестры атлеты занимались борьбой, кулачным боем и панкратионом, а также прыжками в длину. Если же погода не позволяла атлетам тренироваться на открытом дворе, то они занимались теми же видами спорта в предназначенных для этого залах. В палестре имелось разнообразное оборудование и снаряжение для занятий атлетов, в том числе кожаные мешки, наполненные песком, мукой или пшеницей, для тренировки кулачных бойцов, перчатки для кулачного боя, диски для метания, грузы для прыжков в длину, корзины с песком высшего качества, которым посыпались спортивные арены, сосуды для масла и для смеси масла и грязи, использовавшихся борцами. В Олимпии существовала и четко соблюдалась технология подготовки покрытий на спортивных площадках и в залах для занятий борьбой, кулачным боем и панкратионом. Там использовались песок и земля только высшего качества. Поверхность тщательно очищалась, взрыхлялась, а затем утрамбовывалась и поливалась водой. Эта работа, требовавшая времени и немалых усилий, обычно выполнялась самыми занимающимися атлетами.

Во II в. до н.э. к северу от палестры был построен гимнасий, по своим размерам превосходящий все другие сооружения Олимпии. В нем, помимо помещений для занятий атлетов и их про­живания во время соревнований, хранились списки победителей Олимпийских игр и перечень Олимпиад, по которым велось летоисчисление в Древней Греции, а также было много статуй наиболее отличившихся атлетов.

Центральной частью этого гимнасия был портик (219,5 м х 11,3 м). По преданию, именно там сам Геракл отмерил дорожку, протяженность которой была равна классической олимпийской дистанции — одному стадию (192,27 м в пересчете на современную меру длины).

К сооружениям спортивного предназначения относился также построенный в северо-западной части Олимпии банный комплекс, существенно расширенный и реконструированный в эллинистический период. Были усовершенствованы водо­снабжение этого комплекса, осуществлявшееся из реки Кладей, и система отопления, увеличилось количество ванн.

В эллинистический период Древней Греции в Олимпии был расширен пританей, а также подвергся частичной реконструкции и был увеличен дом жрецов — теоколейон.

Во II в. до н.э. Олимпия, как и Греция в целом, испытывает усилившееся влияние Рима. Из событий той поры можно упомянуть, в частности, посещение Олимпии римским полководцем Павлом Эмилием.

В конце эллинистического периода Греция попала под власть Рима. В 146 г. до н.э. римский полководец Муммий разрушил Коринф. А еще через год Греция стала одной из римских провинций. Тем не менее, как отмечают историки (Плутарх, Павсаний и др.), римские завоеватели порой присылали в Олимпию свои дары, а некоторые из римских правителей посвящали богам свои статуи.

 

Олимпия в период римского владычества в Греции (145 г. до н.э. — I—IV вв. н.э.)

 

В период римского владычества в Греции Олимпия, как свидетельствуют историки, стала постепенно приходить в упадок.

Однако порой при содействии некоторых римских императоров или частных лиц, оказывавших святилищу финансовую поддержку, активизировалось строительство различных сооружений и временами возрождалось былое великолепие Олимпийских игр.

Римский император Германик завоевал на Олимпийских играх венок победителя, а в 4 г. до н.э. римлянин Тиберий (императором он стал в 14 г. н.э. и правил до 37 г. н.э.) стал победителем Олимпийских игр в состязаниях конных колесниц (правда, он не был возницей, а, в соответствии с тогдашними порядками и правилами, был награжден как владелец колесницы и лошадей).

После правления императора Августа римляне нередко грабили Олимпию. Безудержное тщеславие Нерона, стремление к славе олимпийского триумфатора привело к сравнительно кратковременной активизации в строительстве сооружений в Олимпии и в проведении там Олимпийских игр, в соревнованиях которых он возжелал участвовать. Для пребывания Нерона в Олимпии в Алтисе построили дворец в римском стиле. А в юго-восточной части святилища и соорудили триумфальную арку. Для фундамента этой арки были использованы постаменты статуй, похищенных из Олимпии [90].

Во II в. н.э. усилилось внимание римских властей к Олимпии. Это было связано с тем, что император Адриан покровительствовал Греции.

Для римлян, посещавших Олимпию, там было построено много терм (бань). В начале II в. н.э. к западу от Алтиса на месте находившихся там древних терм были сооружены новые термы Кладея. Правее входа располагались объекты, которые, используя современную для нас терминологию, можно назвать котельной и туалетами. Несколько южнее этих терм была построена новая гостиница.

Большое значение для Олимпии во II в. н.э. имела поддержка ее со стороны богатых меценатов, таких, например, как Герод Аттик, строивший на свои средства как в Олимпии, так и в Афинах.

В III в. н.э. происходило немало крайне неблагоприятных событий для Древней Греции. Постепенно приходит в упадок и святилище в Олимпии. Произошедшее в III в. н.э. сильное землетрясение разрушило многие обветшавшие к тому времени здания в Алтисе.

В III в. н.э. Олимпия сильно пострадала от нашествий варваров в Грецию. Когда в 267 г. н.э. орды герулов, наступавшие на Элла­ду, двинулись на Пелопоннес, в Олимпии, дабы защитить ее от варва­ров, стали возводить крепостные стены, чтобы оградить храм Зевса и некоторые другие сооружения на прилегающей к нему территории. Для их постройки использовали ряд разбираемых зданий, в том числе Метроон, Леонидайон, портик Эхо и др. Нетронутыми остались храмы Зевса и храм Геры и Филиппейон, а также сокровищница сикионцев и некоторые другие здания. Однако защищать святилища от нашествия варваров не пришлось, поскольку герулы просто не дошли до Олимпии.

В IV в. н.э. состязания в Олимпии все еще проводились, хотя уже не были столь пышными и торжественными, как в прежние времена.

В 394 г. н.э. римский император Феодосии I запретил Олимпийские игры. А в следующем году большой урон святилищу Олимпии нанесли готы под предводительством Алариха, продвигавшиеся на юг Пелопоннеса.

В IV в. н.э. жестокий удар по Олимпии нанесла стихия: сильное землетрясение разрушило многие сооружения, в том числе храм Геры, палестру, а также каменные стены, которые защищали Алтис от вод реки Кладей. Ее разлив принес святилищу новые бедствия и разрушения.

В 426 г. н.э. римский император Феодосии II издал эдикт об уничтожении языческих построек. Храм Зевса, согласно одним историческим источникам, был сожжен, а по другим — разрушен землетрясением.

Очередное землетрясение нанесло удар по Олимпии в конце VI в. н.э. А разливы вод Кладея и Алфея вынудили покинуть ставшие опасными для жительства места обитателей Олимпии. Заливавшие Олимпию Алфей и Кладей толстым слоем нанесенного песка надолго покрыли территорию древнегреческого святилища. И только в XIX— XX ст. н.э. археологические раскопки вновь вернули человечеству то, что осталось от легендарной Олимпии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: