Победители Олимпийских Игр и их чествование




Агонистика в Древней Греции во многом опре­деляла тот успех, который сопровождал Олимпийские игры и другие крупнейшие соревнования.

Древний грек стремился быть лучшим во всем. И если в истории современных Олимпийских игр спортсмены, занявшие 2-3-е места, стоят на пьедестале почета рядом с победителем, а современные Олимпийские игры тесно связаны с таким понятием, как "Главное — участие, а не победа", то в Древней Греции о подобном даже не смели и подумать. В Играх Олимпиад того времени мог быть только один победитель, все остальные являлись побежденными.

Участие в Играх не ради победы считалось бы в Древней Греции богохульством. Стремление к ней было отражено даже в популярных греческих именах. Например: nike — победа, отсюда Никандр, Никанор, Никатор, aristos — лучший, отсюда Аристотель, Аристид, Аристокрит, protos – первый, отсюда Протигор, Протей, Протоген.

Четыре крупнейших соревнования в Древней Греции считались священными и были непосредственно связаны с определенными культами богов — Зевса в Олимпии; Аполлона в Дельфах на Пифийских играх; Посейдона в Истмии на Истмийских играх; культом Зевса в Немеях на Немейских играх. Когда атлет завоевывал победу на этих четырех священных соревнованиях, его чествовали как периодоника"победителя круга (цикла)", как героя, а имя его вызывало восхищение в течение многих лет.

Победа на Олимпийских играх рассматривалась греками как знак доброго расположения богов к атлету, а также к городу, откуда он был родом. Греки были уверены, что победитель Игр – избранник богов и что именно они помогали ему выиграть легендарную награду.

Для победителя Игр день награждения был величайшим событием в его жизни, днем славы, который делал бессмертным его имя. Особенно почетной считалась победа в стадиодроме (беге на один стадий).

Именем атлета — абсолютного победителя со­стязаний — называлась очередная Олимпиада.

Олимпиоников увенчивали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной роще. Первым олимпиоником, награжденным таким венком, стал бегун Диаклис. Это произошло на Играх 7-й Олимпиады в 752 г. до н.э. Венок из оливковых ветвей, который победитель вешал потом у своего домашнего очага, при­носил его обладателю почет и славу не только в родном городе, но и во всем государстве, а его семье — честь и уважение всех соотечественников.

Оливковая ветвь, которой награждался побе­дитель Игр, срезалась с дерева, которое росло справа от храма Зевса. Согласно легенде, оливковая роща вокруг Олимпии была посажена Ге­раклом. Оливу Геракл выбрал потому, что в этом районе, выжженном солнцем, могли прижиться лишь такие стойкие деревья, способные расти в сухом и жарком климате.

По традиции оливковые ветви срезал молодой человек, родители которого были еще живы. Количество срезаемых веток было равно количеству видов состязаний. Ветви раскладывались в храме Геры на столе из золота и слоновой кости, откуда их брали судьи, чтобы увенчать победителей.

Во времена Александра Македонского победители Игр сразу после победы получали пальмовую ветвь, которую они держали в руке, когда на пятый день Игр на официальной церемонии награждения увенчивались оливковым венком.

Возницы колесниц, добившиеся победы в конных соревнованиях, награждались шерстяными повязками, которыми они повязывали голову на уровне лба. Венки из оливы доставались владельцам колесниц и лошадей.

Награды присуждали и раздавали судьи. На Играх создавались три судейские коллегии: для пентатлона, для состязаний на колесницах, для прочих видов соревнований.

Когда Игры заканчивались и судьи принимали решение, объявлялись результаты, оглашались имена победителей и названия тех местностей, откуда атлеты прибыли в Олимпию.

В последний день Олимпийских игр проходила официальная церемония награждения победителей. Рано утром все победители с пурпурными повязками на голове, руках и ногах, что являлось культовым обычаем, направлялись к храму Зевса. В руках они несли ветви пальмы. По дороге к храму зрители осыпали победителей цветами и листьями, что также было традицией. Вручение олимпионикам оливковых венков происходило в храме Зевса.

Вручением священного оливкового венка как бы устанавливалась связь между атлетами, природой и богами. Победитель наделялся силой повелевать растительным миром. После этого проходил торжественный банкет, в процессе которого исполнялись хвалебные песни в честь богов, победителей Олимпийских игр и народа Греции.

Олимпионики обладали правом возложить принесенные по обету дары Зевсу на его алтарь в священной роще, а также поставить от своего имени статую в Олимпии, аллегорически изображавшую тот вид спорта, в котором выделился победитель; ему позволялось увековечить на статуе свое имя, навсегда входившее таким образом в историю Игр. Знаком особого отличия было позволение придать лику статуи сходство с лицом увенчанного оливковыми ветвями победителя.

Поначалу статуи изготовлялись из дерева, лишь со временем их стали делать из камня, меди или бронзы.

Иногда эти изваяния являлись произведениями выдающихся скульпторов, которые приезжали на Игры и там работали. В Олимпии существовала, например, знаменитая мастерская Фидия.

Предполагают, что скульпторы чаще всего не заботились о сходстве, а создавали идеализированные образы, предназначенные для того, чтобы сохранить память о победе на Играх. Художник не всегда даже знал лично победителя, доблесть которого он хотел увековечить, и только изред­ка располагал словесным портретом.

Обычай, по которому атлет, трижды победив на Олимпийских играх, получал право иметь в Олимпии свою статую, наделенную физическим сходством, сложился в более поздние времена. Ведь, как уже отмечалось, вплоть до V в. до н.э. греки рассматривали победу на Играх не столько как проявление личных способностей олимпионика, сколько как знак особой божественной милости, дарованной победителю.

В день завершения Олимпийских игр устраивались празнества в честь победителей, в которых наряду с атлетами принимали участие их родственники и сограждане. На торжественном ужине победителям оказывали всевозможные почести.

В Спарте победителей Олимпийских игр чествовали на свой лад – по-военному: олимпионики во время войны сражались в первых рядах, бок о бок со спартанским царем.

В Афинах после 500 г. до н.э. установили денежную премию для олимпиоников.

 

Великие атлеты

 

В 448 г. до н.э. на Играх 83-й Олимпиады два сына ДиагораАкусилай и Дамагет — стали по­бедителями в кулачном бою и в панкратионе.

Однако наибольших успехов достиг младший сын ДиагораДориэй, добившийся в кулачном бою и панкратионе большего количества побед, чем его отец и два старших брата, — 3 раза в Олимпии (432, 428 и 424 гг. до н.э.), 4 раза в Дельфах, 8 раз в Истмии, 7 раз в Немее. За это он был удостоен титула периодоника. Дориэй выиграл и множество других соревнований, вы­ступая в течение 15 лет — до 35-летнего возраста.

Олимпийскими победителями в кулачном бою были и сыновья дочерей Диагора: Эвкл — во взрослой категории и Песирод — в юношеской.

После возвращения победителей домой в их честь устраивались празднества, сочинялись оды, олимпионики получали денежные подарки и по­жизненную пенсию.

Иногда для победителей Игр делали проходы в каменных стенах, окружавших город, — это служило символом того, что городу, в котором живут победители Игр, укрепления не нужны.

Победа на Олимпийских играх приравнивалась к победоносным военным кампаниям.

Олимпионик входил в родной город, и как победитель сражений, во главе триумфальной процессии, забрасываемый цветами восхищенных жителей. Затем он шел на центральную площадь, оттуда — к храму бога-покровителя города, где приносил жертву и посвящал свою победу.

Почести, оказываемые городом победителю Игр, могли быть разными, часто чрезмерными. Например, когда Экзейнетус из Акрагаса вернулся с Игр Олимпиады 412 г. до н.э. двухкратным победителем конных скачек на один круг (до этого он был победителем Игр 416 г. до н.э.), сам триумфатор и его колесница, запряженная четырьмя лошадьми, сопровождались процессией из 300 наиболее знатных людей города, каждый из которых ехал на колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми.

Олимпийские чемпионы получали право пожизненных бесплатных трапез, освобождались от налогов, на празднествах им выделялись самые почетные места — рядом с правителями, иностранными послами. В честь победителя воздвигались статуи.

Не только в эллинский, но и в римский период было много случаев, когда победители Олимпийских игр становились почетными гражданами не только родных, но других городов, получали высокие должности, в том числе звания генерала (от латинского GENERALIS — главный) или правителя колонии. В честь победителей Игр поэтам заказывались хвалебные оды, олимпийские победы обрастали легендами и мифами, в их честь чеканились монеты, что обеспечивало бессмертие. И сегодня, по прошествии тысячелетий, нам известны имена практически всех победителей Олимпийских игр, описания их красочных побед и удивительных достижений.

Шесть раз становился победителем Олимпийских игр в соревнованиях борцов спартанец Иппостенес. Впервые, будучи еще юношей, он стал победителем Игр 37-й Олимпиады, проведенных в 632 г. до н.э. В 624 г. Иппостенес победил на Играх 39-й Олимпиады уже среди мужчин. После этой победы он еще 4 раза подряд не знал себе равных на олимпийской арене. Его победы вызыва­ли восторг сограждан, которые считали Иппостенеса полубогом и воздвигли в его честь храм.

Удивительные отвагу и стремление к победе проявил Арихион из Фигалеи. Будучи двукхратным чемпионом Олимпийских игр, которые он выиграл в 572 и 568 гг. до н.э. Арихион выиграл в финаль­ной схватке на Играх 54-й Олимпиады в 564 г. до н.э. Находясь в состоянии агонии от удушения, он все же вынудил соперника признать поражение, который не выдержал боли от сломанного и вывернутого Арихионом большого пальца на ноге. Труп Арихиона увенчали венком победителя под аплодисменты зрителей.

О победителях Олимпийских игр не забывали и во время войн. Так, известно, что Дориэй в 407 г. до н.э. попал в плен в битве с афинянами, но был освобожден без выкупа. Александр Македонский приказал освободить Дионисидора, попавшего в плен, узнав, что он олимпионик. Когда во время битвы на Сицилии олимпийский чемпион Филипус был убит, то сицилийцы не только похоронили его, но и возвели гробницу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: