Семинарские занятия как форма обучения




А.В. Федоринов

ОСНОВЫЯЗЫКОЗНАНИЯ

Учебно-методическое пособие

 

 

Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика

 

Оренбург

УДК 804. 0

ББК 81.Фр

Ф 33

 

Рецензент – доцент, кандидат филологических наук О.П. Симутова

 

 

Федоринов, А.В.

Ф 33 Основы языкознания: учебно-методическое пособие / А.В. Федоринов, Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2016. – 118 с.

 

 

Учебно-методическое пособие включает общие сведения о семинарских занятиях, планы семинарских занятий, глоссарий, контрольные вопросы к разделам, тесты для контроля самостоятельной работы студентов, список тем рефератов, вопросы к зачету, список литературы, рекомендуемой для освоения дисциплины.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов первого курса направления подготовки 45.03.02Лингвистика (бакалавриат), по профилю Перевод и переводоведение.

 

 

 

УДК 804.0

ББК 81

© Федоринов А.В., 2016

© ОГУ, 2016

 

 

Содержание

Введение.......................................................................................................  
1 Семинарские занятия как форма обучения…………….……………  
2 Планы семинарских занятий……............................................................  
3 Контрольные вопросы к разделам ………………….…………………  
4 Тесты……………………………………………………………………  
4.1 Тесты первого модуля………………………………………………  
4.2 Тесты второго модуля………………………………………………  
5.1 Ключи к тестовым заданиям первого модуля………………………  
5.2 Ключи к тестовым заданиям второго модуля………………………  
6 Глоссарий………………………………………………………………  
7 Контрольные вопросы к зачету………………………………………  
8 Список рекомендуемых тем рефератов по курсу «Основы языкознания»………………………………………………… …………...  
Список использованных источников........................................................  

 

Введение

Настоящее учебное пособие представляет собой дидактический материал для студентов 1 курса по специальности: 45.03.02 Лингвистика (бакалавриат) по профилю «Перевод и переводоведение», предназначенный для освоения дисциплины «Основы языкознания» в рамках учебного плана

Создание данного пособия обусловлено изменениями в организации учебного процесса студентов, обучающихся по вышеуказанному профилю подготовки и связано с реализацией федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Главной задачей высшего образования является формирование будущего специалиста с определенными качествами: целеустремлённостью, самостоятельностью, креативностью, конкурентоспособностью, стремлением к самосовершенствованию и инновационной деятельности, к самообразованию в течение всей жизни. Основная цель высшего образования – «научить учиться».

Реформа высшего образования предусматривает необходимость реорганизации учебного процесса и пересмотр учебно-методического содержания подготовки специалистов, акцентируя внимание на самостоятельную и творческую работу студентов.

поможет студентам подготовиться к практическим занятиям по курсу основ языкознания, обогатить теоретический багаж знаний, облегчит подготовку к семинарским занятиям и к сдаче зачета.

Основная цель учебного пособия – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям, помочь студентам в освоении основополагающих положений языкознания.

Предлагаемое учебное пособие состоит из восьми частей.

В первой части предлагаются общие сведения о семинарских занятиях.

Вторая часть предлагает планы семинарских занятий и вопросы к ним. Всего предусмотрено десять разделов по дисциплине «Основы языкознания».

В третьей части предлагаются вопросы к каждому из десяти разделов предмета.

Четвертый пункт пособия содержит тесты для самостоятельной работы студентов по все темам изучаемой дисциплины. Содержание заданий направлено на усвоение основополагающих положений, теорий и понятий языкознания.

В пятой части пособия имеются ответы для контроля самостоятельной работы студентов.

Шестая часть дидактического материала представляет собой глоссарий и является самой объемной. Она содержит основные дефиниции лингвистики, которые необходимы студентам для освоения базовых понятий и положений языкознания.

В седьмом разделе представлены вопросы для сдачи зачета.

В восьмой части пособия имеются примерные темы для написания рефератов по дисциплине «Основы языкознания».

Для развития навыков самостоятельного приобретения и использования в практической деятельности приобретенных знаний, умений и навыков в учебном пособии используются целевые направления самостоятельной работы студентов: овладение теоретическим материалом, углубление знаний при работе с тестами по всем разделам предмета, систематизация учебного материала, формирование практических умений.

Материал данного учебного пособия соответствует действующей программе, предназначенной для вузов по предмету «Основы языкознания».

 

 

Семинарские занятия как форма обучения

Семинарские занятия как форма обучения восходят к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – «рассадник» и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII века эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX века – в российских университетах. Эта форма обучения постоянно развивается.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

1) развитие творческого профессионального мышления;

2) познавательная мотивация студентов;

3) профессиональное использование знаний в учебном процессе:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования понятиями, определениями;

в) овладение знаниями, умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем, отстаивание своей точки зрения.

В ходе семинарского занятия решаются следующие задачи: повторение и закрепление знаний, контроль усвоения знаний, педагогическое общение.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с их последующим обсуждением.

Эти формы перетекают друг в друга. Метод докладов предполагает обмен мнениями студентов и преподавателя. Преподаватель направляет беседу студентов в необходимое русло.

Семинар должен стать интерактивным, во время его проведения должны быть доверительные беседы со студентами.

Формируя атмосферу творческой работы на семинаре, нужно ориентировать студентов на дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов.

Учитывая характер студента, его способности, преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Слабым студентам предлагаются облегченные вопросы, дающие возможность испытать ощущение успеха.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Во Франции они называются «atelier». Семинар нужно организовать таким образом, чтобы облегчить и активизировать работу студентов, обращая внимание на следующие моменты:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения, которые следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

В современной педагогике используются лекции-диспуты, на которых студенты имеют возможность выразить свою точку зрения, отстаивать её в дискуссиях со своими сверстниками. Тематика по лингвистической проблематике может быть различной: «Нужен ли нам литературный язык»? или «Каковы перспективы развития языков в будущем?»

Планы семинарских занятий

3.1 Семинар 1 Языкознание как наука о языке, её связь с другими науками

 

План:

 

1) лингвистика как наука о языке;

2) предмет изучения общего языкознания;

3) вопросы частного языкознания;

4) понятие о языковых уровнях, их основные единицы;

5) общие сведения о языковых универсалиях: деление универсалий на две группы: абсолютные и статистические;

6) лингвистика как интегративная наука о языке, её связи с другими науками.

 

Контрольные вопросы к 1 семинарскому занятию:

 

1 Назовите предмет изучения языкознания.

2 Чем занимается общее языкознание?

3 Каковы вопросы, изучаемые в частном языкознании?

4 Кем написан гениальный труд по лингвистике «Основы фонологии»?

5 Дайте определение и характеристику языковых уровней.

6 Как можно соотнести уровень дискурса с уровнем сверхфразового единства?

7 В каком языковом ярусе находится дискурс?

8 Где находится уровень сверхфразового единства?

9 Назовите самый высокий языковой уровень.

10 Кем было введено понятие дискурса в языкознание?

11 Назовите имена отечественных и зарубежных учёных, занимающихся проблемой дискурса.

12 Какие языковые универсалии вы можете перечислить?

13 Назовите основные статистические универсалии.

14 Перечислите абсолютные универсалии в языке.

15 Каким образом лингвистика связана с естественными науками?

16 Чем занимается топонимика, как она связана с языкознанием?

17 Расскажите о связи лингвистики с гуманитарными науками.

18 Какие связи и общие точки соприкосновения имеет лингвистика с нейрохирургией?

 

3.2 Семинар 2 Язык как особое социaльное явление, его основные и второстепенные функции.

 

План:

 

1) природа языка;

2) язык как особый социальный феномен;

3) Ф. де Соссюр и его основные идеи о языке. Трихотомия языка;

4) феномены диглоссии и билингвизма;

5) основные категории языка и мышления, их соотношение:

a) различие между словом и понятием;

б) разница между предложением и суждением;

6) основная гамма функций языка:

а) основные функции языка;

б) вспомогательные функции языка;

в) производные функции языка.

 

Контрольные вопросы ко 2 семинарскому занятию:

 

1 Что вы можете сказать о сущности языка? Какие точки зрения существуют по этому поводу?

2 Назовите разницу между идеальным и материальном в языке.

3 Каким образом язык связан с обществом? Имеется ли взаимное влияние языка и общества?

4 Как вы охарактеризуете понятие языковой политики? Осуществляется ли она в нашей области? Если она имеет место быть, то каким образом и где она проводится?

5 Дайте дефиницию социальной дифференциации языка.

6 Кем были разведены два понятия «язык» и «речь»?

7 Каким образом соотносится трихотомия язык, речь и речевая деятельность? Перечислите основные единицы этих понятий.

8 Назовите самые важные функции языка.

9 Что понимается под «метафункцией» языка?

10 Какой аспект отражает аксиологическая функция языка?

11 Перечислите учёных, занимающихся аксиологическими проблемами в нашем регионе.

12 Что вы знаете о фатической функции языка?

13 Для чего предназначена апеллятивная функция языка?

14 Как можно назвать контактоустанавливающую функцию языка другим термином?

 

3.3 Семинар 3. Краткий экскурс в историю языкознания. Главные лингвистические направления

 

План:

 

1) языкознание как составная часть философии;

2) древнейшие словари и лексикография в лингвистике;

3) осмысление языка с точки зрения философии;

4) изучение языка посредством логического подхода;

5) истоки сравнительно-исторического языкознания. Учёные, занимающиеся этим направлением в лингвистике и их основные идеи;

6) создание психологического направления в лингвистике;

7) истоки младограмматизма как нового направления в языкознании;

8) появление натуралистической школы в языковедении;

9) вклад ученых, занимающихся вопросами структурализма в языковедении. Отечественные и зарубежные структуралисты, их основные идеи и суггестии;

10) современные направления в языкознании и перспективы их развития.

 

Контрольные вопросы к 3 семинарскому занятию:

 

1 Составной частью какой науки было языкознание?

2 Назовите имена ученых, стоящих у истоков науки о языке.

3 Кем была написана грамматика санскрита?

4 Что означает в переводе на русский язык «санскрит»?

5 Как можно охарактеризовать грамматику Панини?

6 Дайте определение лексикографии. Перечислите самые древние словари.

7 Что вы можете сказать о философском направлении в теории языка?

8 Чем характеризуется логический подход к языку?

9 Когда возникло сравнительно-историческое языкознание? Назовите ученых, стоящих у истоков его возникновения. Дайте краткую характеристику основных принципов сравнительно-исторического языкознания.

10 Дайте характеристику психологическому направлению в языкознании.

11 Где и кем была основана школа младограмматиков? Какими вопросами занимались представители этого направления в лингвистике?

12 На каких принципах основан структурализм? Кто из отечественных и зарубежных представителей этого направления внес значительный вклад в разработку этого лингвистического течения?

13 Дайте краткую характеристику новых лингвистических направлений и расскажите о перспективах их развития.

 

3.4 Семинар 4 Основные теории происхождения языка

 

План:

 

1) разработка логосической теории происхождения языка;

2) возникновение междометной теории происхождения языка;

3) появление теории звукоподражания;

4) объяснение происхождения языка посредством жестов;

5) трактовка теории общественного договора;

6) интерпретация теории трудовых выкриков и трудовой теории;

7) марризм в языкознании. Поборники этой теории происхождения языка и её критики.

 

Контрольные вопросы к 4 семинару:

 

1 На какие три основные направления делится логосическая теория происхождения языка?

2 Как характеризовал язык Вильгельм фон Гумбольдт?

3 Расскажите о суггестиях Ж.М. Дежерандо об истоках появления языка.

4 Каковы представления Я. Гримма о природе языка?

5 Кто разрабатывал звукоподражательную теорию? В чём заключается слабое место этой теории?

6 Продолжением какой теории происхождения языка является теория рефлексий И. Гердера?

7 Назовите автора теории происхождения языка из жестов. Расскажите об этой теории.

8 Какую теорию происхождения языка разработал немецкий филолог Л. Гейгер?

9 Расскажите о теории общественного договора; назовите поборников этой теории.

10 Каким образом трактует теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо? Назовите других ученых, поддерживающих эту теорию.

11 Кто из отечественных и зарубежных лингвистов разрабатывал теорию трудовых выкриков?

12 Как интерпретирует свою трудовую теорию Ф Энгельс? Какой труд этого учёного лёг в основу этой теории?

13 Назовите имя ученого, являющегося разработчиком марризма.

14 Почему Н.Я. Марр назвал свою теорию происхождения языка яфетической?

15 Какие языки брал для сравнения Н.Я. Марр?

16 В чём состоит суть яфетической теории?

17 Каковы слабые стороны «марризма»?

18 Назовите имена учёных-лингвистов, считающих яфетическую теорию несостоятельной и псевдонаучной?

19 Какая теория происхождения языка вам кажется единственно верной и безошибочной? Дайте аргументированный ответ.

 

3.5 Семинар 5 Закономерности исторического развития языка

 

План:

 

1) общие сведения о закономерностях исторического развития языков;

2) основные процессы развития и взаимодействия языков: интеграция и дифференциация;

3) феномен языковых контактов; родство языков и языковые союзы;

4) лингвистические понятия субстрата, суперстрата, адстрата, инстрата, перстрата;

5) общие сведения о языках народностей и национальных языках;

6) взаимодействие языка и культуры;

7) дефиниция литературного языка и литературно-языковой нормы;

8) причины появления искусственных международных языков. Глобализация и перспективы её развития.

 

Контрольные вопросы к 5 семинару:

 

1 Назовите причину проявления социальной обусловленности языка.

2 Расскажите о внешних и внутренних законах развития языка.

3 Перечислите основные процессы развития и взаимодействия языков.

4 Дайте краткую характеристику дифференциации и интеграции языков.

5 Что понимается под родством языков? Перечислите какие-нибудь родственные языки.

6 Дайте определение языковой семье и языковому союзу. Назовите имя ученого, который первый ввел в лингвистику термин «языковой союз».

7 Перечислите языки, входящие в первый культурно-языковой союз.

8 Какие языки входят во второй культурно-языковой союз?

9 Назовите языки, которые входят в третий культурно-языковой союз.

10 Какое количество культурно-языковых союзов выделяется в языкознании?

11 Какие языки входят в четвертый культурно-языковой союз, если он имеется, конечно.

12 Дайте краткую характеристику таким феноменам как адстрат, инстрат, субстрат, суперстрат, перстрат. Приведите примеры из истории развития языков.

13 Какой язык принято называть национальным? Процитируйте примеры национальных языков.

14 Перечислите искусственные международные языки. Где они используются? Приведите примеры из различных отраслей знаний.

15 Какое число окончаний используется в грамматике эсперанто?

16 Назовите окончание имени существительного в эсперанто.

17 Приведите пример окончания инфинитива в эсперанто.

18 Какое окончание используется для имени прилагательного в эсперанто?

19 Назовите окончание наречия в эсперанто.

20 Какое количество падежей используется в эсперанто для имён существительных?

21 Куда ставится ударение в эсперанто?

22 Какой алфавит лёг в основу эсперанто? Сколько в нем букв?

23 При помощи чего конструируется почти весь словарный состав эсперанто?

24 Каково чередование коммуникативной основы эсперанто?

25 Ученые каких отраслей знания говорят и пишут на эсперанто? Какое количество людей, говорящих на эсперанто, насчитывается в современном мире?

 

 

3.6 Семинар 6 Фонетика

 

План:

 

1) общие сведения о фонетике и фонологии;

2) различие взглядов на фонему между московской и санкт-петербургской лингвистическими школами;

3) классификация звуков речи;

4) понятие о фонеме как мельчайшей смыслоразличительной единице языка;

5) общие сведения о классификации фонем;

6) феномен дистрибуции фонем;

7) понятие о слоге как артикуляционно-акустической единице;

8) природа паразитических звуков;

9) дефиниция ударения и его виды;

10) элементы интонации и их исключительное значение в восточных языках;

11) проблема взаимодействия звуков в речевом потоке;

11) понятие о фонетической транскрипции.

 

Контрольные вопросы к 6 семинарскому занятию:

 

1 Назовите предмет изучения фонетики. Перечислите имена ученых, занимающихся вопросами фонетики и фонологии.

2 Что изучает фонология?

3 Дайте определение звука. Сделайте небольшое сообщение об акустических характеристиках звука.

4 Перечислите признаки, которые нужно учитывать при классификации гласных и согласных.

5 Каким образом классифицируются фонемы?

6 Какова разница между фонемой и её аллофоном? Назовите основные функции фонемы.

7 Что называется позицией фонемы? Приведите примеры сильных и слабых позиций фонемы.

8 Как вы понимаете феномен дистрибуции фонемы?

9 Дайте краткую характеристику слога. Какие типы слогов вы знаете? Приведите примеры.

10 Перечислите имена авторов теорий слогораздела.

11 Какова причина появления паразитических звуков? Как с ними бороться?

12 Дайте определение ударения. Какое бывает ударение? Назовите его типы.

13 Перечислите элементы интонации.

14 Какова разница между комбинаторными и позиционными изменениями звуков?

15 Что вы понимаете под термином ассимиляции?

16 Для каких целей используется аккомодация?

17 назовите причину появления сингармонизма.

18 Что такое фонетическая транскрипция? Приведите примеры фонетической транскрипции в английском, немецком и французском языках.

 

3.7 Семинар 7 Появление и эволюция письма

 

План:

 

1) предпосылки письма и общие понятия о нём;

2) этапы, формы развития и эволюция начертательного письма;

3) общие сведения о графике;

4) феномен алфавита. Первые азбуки и алфавиты;

5) перспективы развития алфавита;

6) основные принципы орфографии;

7) виды транскрипции;

8) понятие о транслитерации. Международные правила её использования.

 

Контрольные вопросы к 7 семинару:

 

1 Дайте определение письму. Перечислите типы письма.

2 Каково различие между пиктографией и буквенным письмом?

3 Расскажите об идеографическом письме. Перечислите его основные виды. Где используется идеография в настоящее время?

4 Каким образом можно представить фонографическую систему письма?

5 Какое письмо считается родоначальником всех видов алфавитного письма?

6 Назовите основное отличие финикийского письма от древнегреческого.

7 Какое письмо послужило основой для создания восточнославянских алфавитов?

8 Дайте определение графики. Перечислите виды графики.

9 Какой принцип используется в основе русской графики?

10 Что является предметом изучения орфографии? Что указывается в орфографических словарях?

11 Перечислите принципы, на основании которых строится орфография в различных языках мира.

12 Какой принцип является приоритетным для русской орфографии?

13 Дайте краткую характеристику фонематического принципа орфографии.

14 В чем суть принципа морфолого-графических аналогий?

15 Расскажите о транскрипции. Перечислите виды транскрипции и приведите примеры её использования.

16 Что понимается под транслитерацией? Приведите примеры транслитераций.

17 Процитируйте примеры транслитерации на французском, немецком или английском языках.

18 Какие словари снабжены фонетической транскрипцией? Назовите авторов таких словарей (французских, английских, немецких).

 

3.8 Семинар 8 Лексикология

 

План:

 

1) лексикология как наука о языке. Предмет её изучения;

2) слово как предмет лексикологии;

3) слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения;

4) дефиниция лексического значения слова и понятия;

5) понятие о слове и предмете;

6) общие сведения о мотивированности слова

7) предмет изучения лексикографии. Основные типы лингвистических словарей.

 

Контрольные вопросы к 8 семинару:

 

1 Чем занимается лексикография? В чем состоит её отличие от лексикологии?

2 Дайте определение слова. приведите примеры различных интерпретаций дефиниций слова.

3 Какие характерные признаки присущи слову?

4 Представьте графически семантический треугольник и расскажите о нём.

5 Каким образом соотносятся такие лингвистические термины как слово и понятие? Связаны ли они между собой?

6 Какова разница между общей и частной предметной соотнесенностью слова?

7 Что понимается под внутренней формой слова?

8 Назовите причины утраты внутренней формы слова.

9 Перечислите типы лингвистических словарей.

10 Имена каких авторов энциклопедических словарей (немецких, английских, французских) вам известны?

11 Что понимается под лексическим значением слова?

12 Приведите пример слов, которые не являются мотивированными.

 

3.9 Семинар 9 Лексикология (продолжение)

 

План:

 

1) понятие о семантической структуре слова;

2) общие сведения о типах лексических значений слова;

3) полисемия слова;

4) феномен омонимии;

5) Ш. Балли и его взгляды на фразеологизмы;

6) труды отечественных лингвистов по проблеме фразиологизмов;

7) феномен лексико-семантической системы языка;

8) краткая характеристика лексико-семантических, тематических групп и семантических полей.

 

Контрольные вопросы к 9 семинару:

 

1 В чем состоит различие между лексическим и грамматическим значением слова?

2 Перечислите типы лексических значений.

3 Что вы понимаете под полисемией слова?

4 Процитируйте синоним для термина «многозначность слова».

5 Дайте определения метафоре, метонимии, синекдохе. Приведите примеры для каждого лингвистического феномена.

6 Что понимается под термином омонимии? Какие виды омонимов вы знаете?

7 Назовите критерии разграничения явлений омонимии и полисемии.

8 Дайте определение фразеологического оборота. Перечислите типы фразеологических оборотов.

9 Приведите примеры фразеологических оборотов на французском, немецком и английском языках. Переведите их на русский язык.

10 Что представляет собой лексико-семантическая система языка?

11 Что понимается под лексико-семантической группой?

12 Что относится к тематической группе?

13 Какова дефиниция семантического поля?

14 Что находится в ядре семантического поля?

15 Чем представлена периферия семантического поля?

 

3.10 Семинар 10 Лексикология (продолжение)

 

План:

 

1) общие сведения о синонимах и синонимических рядах;

2) феномен антонимии в языке;

3) характеристика паронимов и парономазов;

4) о стилистическом расслоении словарного состава языка;

5) об исторических изменениях словарного состава языка. Архаизмы, историзмы, устаревшие слова, окказионализмы, неологизмы. Перспективы и пути обогащения словарного состава языка;

6) изучение лексикологии в диахронии;

7) научная и народная этимологии;

8) общие представления об ономастике.

 

Контрольные вопросы к 10 семинарскому занятию:

 

1 Дайте определение синонимов и синонимических рядов?

2 Каково определение антонима? Приведите примеры антонимов из разных языков.

3 Дайте дефиницию паронимам и парономазам? Чем они отличаются друг от друга?

4 Перечислите стили языка, которые вам известны.

5 В чём принципиальное различие между нейтральной, разговорно-бытовой и книжной лексикой?

6 Какая разница имеется между активной и пассивной лексикой?

7 Как отличить историзмы от архаизмов? Приведите примеры.

8 Что называется неологизмами?

9 Где встречаются очень часто окказионализмы? Назовите фамилии писателей, в произведениях которых имеется большое количество окказионализмов.

10 Что понимается под деэтимологизацией слова? Приведите примеры этого лингвистического явления.

11 Какая разница существует между научной и народной этимологией? Приведите примеры народной этимологии.

12 Какими вопросами занимается ономастика?

 

3.11 Семинар 11 Грамматика

 

План:

 

1) общие сведения о грамматике;

2) основные единицы грамматического строя языка;

3) дефиниции лексического и грамматического значения;

4) понятие о морфеме как мельчайшей значимой единице языка и как составной части слова;

5) основные классификации морфем.

 

Контрольные вопросы к 11 семинарскому занятию:

 

1 Из какого языка был заимствован термин грамматика? Перечислите основные единицы грамматического строя языка.

2 Что понимается под лексическим значением слова?

3 Что вы понимаете под грамматическим значением слова?

4 Дайте дефиницию морфемы.

5 Как классифицируются морфемы?

6 Какие различают морфемы? Приведите примеры из разных языков.

 

3.12 Семинар 12 Грамматика (продолжение)

 

План:

 

1) проблема формы слова;

2) общие сведения о синтетических и аналитических формах слова;

3) основные способы образования слов;

4) способы выражения грамматических значений;

5) феномен опрощения, переразложения, изменения по аналогии в лингвистике;

6) понятие о грамматической категории;

7) главные и второстепенные части речи. Их краткая характеристика.

 

Контрольные вопросы к 12 семинару:

 

1 Каковы различия между синтетическими и аналитическими форма слова?

2 Перечислите основные способы образования новых слов.

3 Каким способом выражаются грамматические значения?

4 Что называется опрощением?

5 В чем заключается процесс переразложения?

6 Дайте дефиницию изменения по аналогии.

7 Кто из ученых написал трактат о грамматических категориях?

8 Кем из учёных впервые был введён термин «части речи»?

9 Перечислите основные и второстепенные части речи.

 

3.13 Семинар 13 Грамматика (продолжение)

 

План:

 

1) проблема переходности частей речи;

2) гамма своеобразий частей речи в различных языках;

3) дефиниция словосочетания и предложения;

4) общие сведения о предложении как основной коммуникативной и структурной синтаксической единице языка;

5) понятие частей речи. Главные и второстепенные члены предложения;

6) представление языка как системы систем.

 

Контрольные вопросы к 13 семинарскому занятию:

 

1 Что понимается под переходностью частей речи?

2 В чём состоит своеобразие частей речи в различных языках?

3 Дайте дефиниции предложению и словосочетанию.

4 Что является основной коммуникативной и структурной синтаксической единицей языка?

5 Перечислите основные части речи и члены предложения.

6 Какое определение языку вы можете дать? Представления каких лингвистов о языке кажутся вам самыми оптимальными?

 

3.14 Семинар 14 Классификация языков

 

 

План:

 

1) общие сведения о языках мира;

2) проблема языкового родства;

3) индоевропейские языки и их генеалогическая классификация;

4) генеалогическая классификация языков других языков мира;

5) разработка морфологической классификации языков;

6) общие сведения об ареальной классификации языков;

7) классификация языков по функциональному признаку;

8) научная и народная этимологии. Основные методы научной этимологии.

 

Контрольные вопросы к 14 семинару:

 

1 В чём проявляется родство языков? Приведите примеры родственных языков.

2 Что вы знаете и можете рассказать о генеалогической классификации индоевропейских языков?

3 Приготовьте сообщение о генеалогической классификации других языков мира.

4 Что представляет собой типологическая классификация? Как она называется по-другому?

5 На чём базируется «ареальная классификация языков»?

6 Что вы знаете о функциональной классификации языков?

7 Что является предметом изучения этимологии? Расскажите о методах научной этимологии;

8 В чём состоит отличие научной этимологии от народной?

 

3.15 Семинар 15 Лекция-диспут «Нужен ли нам литературный язык»?

 

3.16 Семинар 16 Лекция-диспут «Каковы перспективы развития языков?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: