ГЛАВА 5. ДЕЯНИЯ БОЖЕСТВА САКШИ-ГОПАЛА




 

2.5.1 Ниже идет повествование на основе «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лилы, 5-й главы) Кришнадаса Кавираджа Госвами с переводом А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады. Некоторые тексты откорректированы, а некоторые добавлены.

Напоминаем, что в Двапара-югу являлись две Божественные Личности - Господь Кришна Вриндавана и Господь Кришна Двараки, Они не являются инкарнациями один другого. В дальнейшем повествовании Господа Кришну Вриндавана будем называть - Господь Кришна. А Господа Кришну Двараки будем называть Господь Васудева Кришна. Господь Кришна является с Кришналоки из духовного мира, а Господь Васудева Кришна – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это оскорбление.

Напоминаем, что в Кали-югу являлись две Божественные Личности: Господь Чайтанья - c Кришналоки, а Господь Гаурахари – с Вайкунтхи. В некоторых книгах отождествляют этих двух Богов и считают одной Личностью, но это тоже оскорбление.

Часто в ведической литературе указывают годы жизни Господа Чайтаньи: 1486 г. – 1534 г.. Но строго говоря правильно нужно указывать так: Господь Гаурахари (1486 г. – 1510 г.), а Господь Чайтанья (1510 г. – 1534 г.).

2.5.2 Слава Чайтанье Махапрабху! Слава Гададхару Пандиту! Слава Нитьянанде Прабху! Слава Адвайте Ачарию! Слава Шривасе Пандиту! Слава всем преданным Господа Чайтаньи!

ЧАСТЬ 1. ГРУППЫ«ПРЕЕМНИКОВ» (ОСКОРБИТЕЛЕЙ) ШРИЛЫПРАБХУП

2.5.3 В этом тексте дано короткое повествование этой главы.

Я в почтении склоняюсь перед Господом. Он действовал через Божество Сакши-Гопала, чтобы облагодетельствовать брахмана. Сто дней Божество Сакши-Гопала пешком шло через всю страну. Поистине, деяния Господа непостижимы.

 

----Господь Чайтанья на пути к Джаганнатха-Пури продолжает посещать храмы-----

 

2.5.4 Проделав долгий путь, Шри Чайтанья Махапрабху со Своими преданными наконец достиг Яджапура, что стоит на реке Вайтарани. Там Он посетил храм Варахадевы и выразил почтение Божеству Варахадевы. В храме Варахадевы Шри Чайтанья Махапрабху пел, танцевал и возносил молитвы. Ночь Он провел в этом храме.

2.5.5 Затем Шри Чайтанья Махапрабху отправился в город Каттак, чтобы посетить храм Сакши-Гопала (Гопала-Свидетеля). Пораженный красотой Божества Сакши-Гопала, Он испытал огромное счастье. В храме Сакши-Гопала Шри Чайтанья Махапрабху некоторое время пел и танцевал. В приливе духовных чувств Он вознес Сакши-Гопалу множество молитв. Решив остаться на ночь в этом храме, Шри Чайтанья Махапрабху вместе со всеми преданными с большим удовольствием выслушал рассказ о Гопале-Свидетеле.

2.5.6 Нитьянанда Прабху уже посещал до этого храм Сакши-Гопала в Каттаке, когда совершал паломничество по святым местам Индии. Тогда историю Сакши-Гопала Нитьянанде Прабху поведали местные жители. Теперь же, к великой радости Чайтаньи Махапрабху, Он пересказал ее.

 

----История о том, как Божество Гопала получило

имя Сакши-Гопала (Гопала-Свидетеля)-----

2.5.7 Некогда два брахмана из Видьянагара, что в Южной Индии, отправились в долгое паломничество по святым местам. Сначала брахманы побывали в Гае, затем в Каши и Праяге. Наконец, к величайшему своему удовольствию, пришли они в Матхуру. Оказавшись в Матхуре, брахманы стали обходить леса Вриндавана и Холм Говардхана. Побывав во всех 12-ти ванах - лесах Вриндавана, они в конце концов оказались в самом городе Вриндаване.

2.5.8 В городе, на месте нынешнего храма Говинды, стоял огромный храм, в котором с пышностью поклонялись Божеству Гопалу.

2.5.9 Омывшись в Кеши-гхате, Калия-гхате и других святых местах на берегу Ямуны, паломники посетили храм Гопала, где они и заночевали. Плененные красотой Божества Гопала, испытывая огромное счастье, они пробыли там несколько дней.

2.5.10 Один брахман был уже пожилым человеком, а другой — юношей, помогавшим старому брахману. Юный брахман всю дорогу помогал старому, и тот остался очень доволен его служением.

2.5.11 Старый брахман сказал юноше: «Ты столько сделал для меня. Ты помог мне посетить все эти святые места паломничества. Даже мой собственный сын не заботится так обо мне. Благодаря тебе в паломничестве я совсем не чувствовал усталости. Если я как следует не вознагражу тебя, то проявлю неблагодарность. Поэтому я обещаю выдать за тебя свою дочь».

2.5.12 Юный брахман ответил: «Господин мой, пожалуйста, послушайте меня. Вы говорите что-то немыслимое. В жизни такого не бывает. Вы родовиты, хорошо образованны и богаты. Я же не могу похвастаться ни знатным происхождением, ни хорошим образованием, ни богатством. Господин мой, я не самый подходящий жених для вашей дочери. Я служу вам лишь затем, чтобы доставить удовольствие Кришне. Господь Кришна очень доволен теми, кто служит чистым преданным и брахманам, а, когда Господь доволен человеком, богатство его преданности Кришне растет».

2.5.13 Старый брахман ответил: «Дорогой юноша, не сомневайся в моих словах. Я уже решил, что выдам за тебя свою дочь».

2.5.14 Юный брахман возразил: «Но у вас еще есть жена и сыновья, а также множество родственников и друзей. Без согласия друзей и родственников вы не сможете отдать мне в жены свою дочь. Вспомните историю царевны Рукмини и ее отца, Бхишмаки. Царь Бхишмака хотел отдать свою дочь, Рукмини, замуж за Васудеву Кришну. Но старший сын Бхишмаки - Рукми был против, и тот не смог осуществить свое намерение».

2.5.15 Старый брахман ответил: «Моя дочь принадлежит мне. Если я решил ее кому-либо отдать, то кто мне может воспрепятствовать? Дорогой юноша, я отдам свою дочь тебе в жены, не считаясь с мнением окружающих. Отбрось сомнения и прими мое предложение».

2.5.16 Юный брахман сказал: «Если вы действительно решили отдать свою дочь мне в жены, то подтвердите это перед Божеством Гопала».

2.5.17 Представ перед Божеством Гопалом, старый брахман сказал: «Дорогой Господь, пожалуйста, будь свидетелем того, что я пообещал отдать свою дочь в жены этому юноше».

2.5.18 Затем к Божеству обратился юный брахман: «Дорогой Господь, Ты мой Свидетель. Если потребуется, я позову Тебя подтвердить это обещание».

2.5.19 Затем оба брахмана пустились в обратный путь. По обыкновению, юноша заботился о старом брахмане. Вернувшись в Видьянагар, брахманы разошлись по домам. Вскоре старого брахмана охватило сильное беспокойство.

2.5.20 Он думал так: «В святом месте я дал обещание брахману и непременно должен выполнить его. Теперь мне следует рассказать обо всем жене, сыновьям, другим родственникам и друзьям».

2.5.21 Поэтому старый брахман созвал всех своих родственников и друзей и рассказал им обо всем, что пообещал перед Божеством Гопалом. Когда родные и близкие старого брахмана услышали его историю, они стали громко возмущаться и просить, чтобы он больше не давал подобных обещаний.

2.5.22 Они единодушно решили: «Выдав дочь за юношу из незнатной семьи, ты опозоришь весь свой род. Когда об этом узнают люди, ты сделаешься всеобщим посмешищем».

2.5.23 Старый брахман сказал: «Но как я могу взять обратно слово, данное в святом месте? Что бы ни случилось, я должен выдать свою дочь замуж за этого брахмана».

2.5.24 Все родственники в один голос сказали: «Если ты отдашь свою дочь в жены этому юноше, мы порвем с тобой отношения». А жена и сыновья заявили: «Если ты сделаешь это, то мы примем яд и покончим с собой».

2.5.25 Старик возразил: «Если я не выдам дочь за того брахмана, он призовет в свидетели Шри Гопаладжи и заберет мою дочь силой. Тогда вся моя религиозность пойдет прахом».

2.5.26 Его сын ответил: «Может, Божество и слышало твои слова, но Оно далеко. Разве Божество может прийти сюда, чтобы свидетельствовать против тебя? Поэтому чего тебе бояться? Ты можешь прямо не отказываться от своих слов. Лгать не нужно. Просто скажи, что ты не помнишь такого обещания. Тебе достаточно сказать: «Я ничего не помню», а остальное я возьму на себя. Вступив в спор с юным брахманом, я одержу над ним верх».

2.5.27 Эти слова очень раздосадовали старого брахмана. Чувствуя себя беспомощным, он полностью сосредоточился на лотосных стопах Божества Гопала.

2.5.28 Старый брахман молился: «Дорогой Господь Гопала, я принял прибежище у Твоих лотосных стоп. Поэтому, пожалуйста, не позволь мне преступить религиозные заповеди и вместе с тем спаси от смерти моих родственников».

2.5.29 На следующий день домой к старому брахману, погруженному в тягостные размышления, пришел юный брахман. Юноша почтительно поклонился старому брахману и, сложив ладони, очень смиренно сказал следующее: «Раньше вы обещали выдать за меня свою дочь, а теперь молчите. Что вы решили?»

2.5.30 Когда юный брахман обратился так к старику, тот не проронил ни слова. Тогда его сын, воспользовавшись ситуацией, выскочил и замахнулся на юношу палкой.

2.5.31 Сын сказал: «Эй, падший нечестивец! Ты хочешь жениться на моей сестре, но это все-равно, что карлику пытаться достать с неба Луну!»

2.5.32 Увидев палку в руках сына старого брахмана, юноша убежал, но на следующий день он собрал всю деревню. Жители деревни послали за старым брахманом.

2.5.33 Когда он пришел, юноша обратился к собравшимся со следующими словами: «Этот господин дал слово отдать мне в жены свою дочь. Однако теперь он не хочет выполнять обещание. Пожалуйста, попросите его объяснить свое поведение».

2.5.34 Все собравшиеся тогда спросили старого брахмана: «Если ты пообещал выдать дочь за этого юношу, то почему ты не выполняешь свое обещание? Ты же дал слово чести».

2.5.35 Старый брахман ответил: «Дорогие друзья, послушайте, что я вам скажу. Я не припомню такого обещания».

2.5.36 Услышав это, сын старого брахмана решил прибегнуть к словесным уверткам.

2.5.37 Он встал и нагло обратился ко всем присутствующим: «В паломничестве по святым местам мой отец носил с собой крупную сумму денег. Увидев у него деньги, этот негодяй решил завладеть ими. Кроме него с отцом никого не было. Этот нечестивец подмешал отцу в пищу дурман дхутуру, и у отца помутился рассудок. Он обобрал отца, а потом заявил, будто его деньги украли воры. А теперь он говорит, что мой отец обещал выдать за него свою дочь. Я обращаюсь ко всем почтенным людям, присутствующим здесь. Пожалуйста, рассудите, достоин ли этот нищий брахман стать мужем моей сестры».

2.5.38 Услышав эти слова, все собравшиеся засомневались. Они подумали, что жадность вполне может заставить человека нарушить законы религии.

2.5.39 Но тут заговорил юный брахман: «Уважаемые, выслушайте меня. Пытаясь выиграть спор, этот человек лжет. Довольный моим служением, пожилой брахман сам предложил мне руку своей дочери. Тогда я попросил его не делать этого и сказал: «О один из лучших брахманов, я не достоин стать мужем вашей дочери. Вы учены, богаты и принадлежите к аристократическому роду. А я беден, необразован и не могу похвастаться знатным происхождением». Однако этот брахман стоял на своем. Снова и снова он просил меня принять его предложение, говоря: «Я отдаю тебе свою дочь. Пожалуйста, возьми ее в жены»». Тогда я ответил ему: «Послушайте, вы образованный брахман. Ваша жена, друзья и родственники никогда не дадут на это согласия. Господин мой, вам не удастся сдержать свое слово. Вы непременно нарушите свое обещание». Но этот брахман продолжал настаивать: «Я обещал отдать тебе свою дочь. Не сомневайся в моих словах. Это моя дочь, и я выдам ее за тебя. Кто мне может запретить?»

2.5.40 Тщательно все обдумав, я попросил брахмана повторить свое обещание перед Божеством Гопала. Тогда этот господин сказал Божеству Гопалу: «Дорогой Гопала, пожалуйста, стань Cвидетелем моего обещания: отдать свою дочь в жены этому брахману». Затем и я, избрав Божество Гопала своим Cвидетелем, припал к Его лотосным стопам со следующей просьбой: «Дорогой Господь, если впоследствии этот брахман откажется выдать за меня свою дочь, я призову Тебя в Cвидетели. Пожалуйста, как следует запомни это». Так я обратился за помощью в этом деле к величайшему из великих. Самого Господа через Божество Гопала я попросил быть моим Cвидетелем».

2.5.41 Старый брахман сказал: «Если Сам Гопала придет сюда засвидетельствовать мое обещание, то я, не раздумывая, отдам свою дочь замуж за этого брахмана». Сын старого брахмана тотчас согласился с ним, сказав: «Да, это правильное решение».

2.5.42 Старый брахман думал: «Господь Кришна очень милостив и потому обязательно придет и подтвердит мои слова».

2.5.43 А сын думал: «Не может быть, чтобы Гопала пришел и засвидетельствовал обещание отца». Так отец и сын достигли согласия.

2.5.44 Тогда юный брахман сказал: «Пожалуйста, запишите это обещание на бумаге, чтобы вы не смогли потом отказаться от своих слов».

2.5.45 Обещание было записано черным по белому перед всеми присутствующими, которые, попросив юного и старого брахмана подписаться, выступили в роли посредников между ними.

2.5.46 Затем юноша сказал: «Досточтимые граждане, пожалуйста, послушайте меня. Старый брахман, безусловно, правдив и свято блюдет заповеди религии. Он не собирался нарушать своего обещания. Лишь опасение, что родственники покончат с собой, вынудило его отступить от истины. Чтобы помочь старому брахману сдержать свое слово, я силой его благочестия приведу сюда в качестве Cвидетеля Божество Гопала через которого действует Господь».

2.5.47 Услышав смелое заявление юноши, некоторые люди стали смеяться над ним, но кто-то сказал: «В конце концов, Бог милостив и вполне может прийти, если пожелает».

2.5.48 После собрания юный брахман отправился во Вриндаван. Придя туда, он прежде всего поклонился Божеству, а затем все подробно Ему рассказал.

2.5.49 Он сказал: «Мой Господь, Ты очень милостив и покровительствуешь брахманам. Поэтому, пожалуйста, смилуйся над нами, двумя брахманами, и не позволь нам нарушить заповеди религии. Дорогой Господь, стремясь получить в жены дочь старого брахмана, я беспокоюсь не о собственном счастье, а только о том, что он может нарушить обещание, и это причиняет мне сильную боль. Ведь на того, кто знает правду, но умалчивает ее, ложится пятно греха. О всемилостивый Господь, Ты знаешь все. Поэтому я прошу Тебя выступить Свидетелем.»

2.5.50 Господь через Божество ответил: «Дорогой брахман, возвращайся домой и созови весь народ. На этом собрании просто постарайся помнить обо Мне. Я непременно появлюсь там и спасу вашу репутацию, засвидетельствовав данное брахманом обещание».

2.5.51 Так как этот юный брахман был чистым преданным, он в своем разуме слышал слова Господа, а также в это время воспринимал тень духовной энергии в районе сердца в оболочке чистого сознания. Поэтому он был полностью уверен, что слышит Господа.

2.5.52 Юный брахман возразил: «О дорогой Господь, даже если Ты появишься там в образе четырехрукого Кширодакашайи Вишну, никто из этих людей все равно не поверит Тебе на слово. Только если Ты придешь туда в образе Божества Гопала и произнесешь свидетельство собственными устами, люди послушаются Тебя».

2.5.53 Господь через Божество сказал: «Я никогда не слышал, чтобы Божество ходило». Брахман ответил: «Это правда. Но тогда как Ты через Божество говоришь со мной? Дорогой Господь, Ты - не статуя. Ты не кто иной, как сын Махараджи Нанды. И ради старого брахмана Ты можешь сделать то, чего не делал никогда».

2.5.54 Шри Гопаладжи улыбнулся и сказал: «Послушай, дорогой брахман. Я согласен идти, но только позади тебя. Не оглядывайся и не пытайся увидеть Меня. Если же ты посмотришь на Меня, Я остановлюсь и больше не сойду с того места. Ты сможешь понять, что Я иду за тобой, по звону Моих ножных колокольчиков. Каждый день вари и предлагай Мне килограмм риса. Съев его, Я буду идти за тобой следом».

2.5.55 На следующий день брахман, спросив разрешения у Божества Гопала, отправился домой, и Гопала пошел за ним. Когда Божество Гопала шел за юным брахманом, колокольчики на ногах у Божества звенели. Брахман слушал этот звон и радовался. Каждый день он готовил и подносил Божеству Гопала рис. Так и шел юный брахман до тех пор, пока не достиг родных краев.

2.5.56 Когда его деревня была уже близко, он подумал так: «Теперь, когда я вернулся в свою деревню, я зайду домой и расскажу всем, что пришел мой Свидетель».

2.5.57 Брахман рассудил, что люди не поверят в приход Божества Гопала, пока не увидят Его своими глазами. «Но даже если Гопала остановится здесь, — подумал он, — бояться все равно нечего».

2.5.58 С этой мыслью юноша обернулся и увидел, что Божество Гопала, через которого действовал Господь, стоит и улыбается.

2.5.59 Господь через Божество сказал брахману: «Теперь можешь идти домой. Я останусь здесь и не пойду дальше».

2.5.60 Тогда юный брахман отправился в деревню и рассказал всем, что Божество Гопала пришло. Эта новость привела людей в изумление. Все жители деревни отправились посмотреть на Гопала-Свидетеля. Увидев, что Божество действительно стоит на том месте, они простерлись перед Ним ниц.

2.5.61 Пришедшие были очарованы красотой Божества Гопала, а когда они узнали, что Он проделал весь путь пешком, то удивлению их не было конца.

2.5.62 Тогда счастливый старый брахман подошел к Божеству Гопалу и упал перед Ним, словно палка. Так Божество Гопала подтвердил перед всеми, что старый брахман действительно пообещал выдать свою дочь за юного брахмана.

2.5.63 После свадебного обряда Господь через Божество Гопала сказал обоим брахманам: «Жизнь за жизнью вы — Мои вечные слуги. Я очень доволен вашей правдивостью. Теперь вы можете просить у Меня, что угодно». С огромным удовольствием оба брахмана попросили у Господа благословение.

2.5.64 Брахманы сказали: «Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, останься здесь и действуй через это Божество, чтобы люди всего мира узнали, как Ты милостив к Своим слугам».

2.5.65 Господь через Божество Гопала согласился остаться там, и оба брахмана стали Ему служить. С тех пор, прослышав об этом случае, множество людей начало приходить из разных земель, чтобы увидеть Божество Гопала.

2.5.66 В конце концов чудесную историю о приходе Божества Гопала услышал правитель этой страны. Он тоже пришел посмотреть на Божество Гопала и получил от этого огромное удовольствие. Царь воздвиг храм, в котором началось ежедневное поклонение Божеству Гопалу. С тех пор Божество это прославилось под именем Сакши-Гопала [Гопала-Свидетеля]. Так Сакши-Гопала остался в Видьянагаре и долгое время принимал там поклонение.

 

-----Божество Сакши-Гопала в Каттаке-----

2.5.67 Впоследствии царь Видьянагара оскорбил царя Ориссы Пурушоттама-деву, отказавшись выдать свою дочь за него замуж и назвав его дворником Божества Джаганнатхи. Этот царь Видьянагара очень гордился тем, что Божество Сакши-Гопала было в его царстве, поэтому он так оскорбил Махараджа Пурушоттама-дева. Бывший царь Видьянагара не понимал, что Господь может действовать и через другие Божества, если тем Божествам служат с любовью.

2.5.68 Тогда Пурушоттама-дева напал на Видьянагар и по милости Господа, проявленной через Божества Джаганнатхи, победил. Так он завладел царевной, а заодно и царством Видьянагара.

2.5.69 Махараджа Пурушоттама-дева одолел в битве царя Видьянагара и завладел его троном, Маникья-симхасаной, который украшали многочисленные самоцветы. Когда царь Ориссы Махараджа Пурушоттама-дева завоевал Видьянагар, Видьянагар стал столицей могущественного царства Ориссы. В те времена Махараджа Пурушоттама-дева сформировал там свое правительство. При Махарадже Пратапарудре губернатором этой провинции был Рамананда Рай.

2.5.70 Царь Пурушоттама-дева был великим преданным и человеком высокой арийской культуры. Припав к лотосным стопам Божества Гопала, он стал молиться: «Пожалуйста, соблаговоли прийти в мое царство».

2.5.71 Когда царь стал умолять Божество Гопала прийти в его царство, Гопала, чувствуя Себя обязанным царю за его преданное служение, внял его молитве. Поэтому царь забрал Божество Гопала и вернулся с Ним в Каттак.

2.5.72 Завоевав трон Маникья, царь Пурушоттама-дева отвез трон в Джаганнатха-Пури и подарил Господу Джаганнатхе. Одновременно он начал в Каттаке регулярное поклонение Божеству Гопала.

2.5.73 Когда Божество Гопала установили в Каттаке, царица - жена Пурушоттама-девы пришла посмотреть на Божество Гопала и с великой преданностью преподнесла Ему всевозможные украшения. У царицы было украшение для носа с очень красивой жемчужиной, которое она тоже очень хотела подарить Божеству Гопала.

2.5.74 Царица думала так: «Если бы носик у Гопала был проколот, я подарила бы это жемчужное украшение Ему».

2.5.75 С этой мыслью царица поклонилась Божеству Гопалу и вернулась к себе во дворец. Ночью ей приснился Гопала и сказал ей следующее: «В детстве матушка проколола Мне нос и с большим трудом продела в него жемчужное украшение. Эта дырочка в носу осталась и поныне. Можешь закрепить в ней украшение, которое ты пожелала Мне подарить».

2.5.76 Проснувшись, царица рассказала свой сон царю. Они вместе пошли в храм, взяв с собой жемчужное украшение. Обнаружив в носу у Божества дырочку, они продели в нее жемчужное украшение и, очень довольные, устроили большой праздник.

2.5.77 Так Божество Гопала остался в Каттаке, и Его продолжали называть Сакши-Гопала.

2.5.78 Такова история Божества Сакши-Гопала, поведанная Нитьянандой Прабху - Шри Чайтанье Махапрабху. Господь Чайтанья и Его преданные слушали ее с огромным удовольствием.

2.5.79 Когда Шри Чайтанья Махапрабху сел перед Божеством Сакши-Гопалой, Нитьянанда обратил внимание, что Господь Чайтанья и Божество излучают ослепительное сияние, и что глаза Их напоминают лепестки лотоса, лица обоих были прекрасны и напоминали полную Луну.

2.5.80 Заметив это сходство Шри Чайтаньи Махапрабху с Божеством Сакши-Гопалой, Нитьянанда сказал об этом преданным, и все заулыбались.

2.5.81 Господь Шри Чайтанья Махапрабху с большим удовольствием провел в этом храме ночь, а утром, после мангала-арати, продолжил Свое путешествие.

 

-----Господь Чайтанья продолжает путь в Джаганнатха-Пури-----

 

2.5.82 Шрила Вриндаван дас Тхакур [в своей книге «Чайтанья-бхагавата»] очень живо описал все места, которые Господь Чайтанья, Гададхара Пандит, Нитьянанда Прабху, Мукунда Датта и Говинда посетили по дороге в Джаганнатха-Пури.

 

------Господь Нитьянанда сломал данду

Господа Чайтаньи-----

2.5.83 Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел в Нилачалу, Он омылся в реке Бхаргинади и в озере Бинду-сароваре, отдав на время Свой посох Господу Нитьянанде.

2.5.84 В «Чайтанья-бхагавате» (Антья-кханда, 2-ая глава) говорится, что, когда Господь Шри Чайтанья Махапрабху пришел в Нилачалу, Он посетил храм Господа Шивы, известный как Гупта-каши (скрытый Варанаси). Господь Шива освятил это место, принеся туда воду из всех мест паломничества и создав озеро Бинду-саровара. Шри Чайтанья Махапрабху, испытывая глубокое почтение к Господу Шиве, омылся в этом озере. Люди и поныне приходят к Бинду-сароваре, чтобы омыться в нем.

2.5.85 Реку Бхарги, или Бхаргинади, расположенную в девяти километрах к северу от храма Джаганнатхи, после того, как в ней омылся Господь Чайтанья, стали называть Данда-бханга-нади. Причина этого объясняется в следующем стихе.

2.5.86 Когда Господь Чайтанья Махапрабху зашел в храм Капотешвары [Господа Шивы], Нитьянанда Прабху сломал Его посох натрое и выбросил в Бхаргинади. С тех пор эту реку называют Данда-бханга-нади.

2.5.87 Увидев издалека храм Джаганнатхи, Шри Чайтанья Махапрабху погрузился в духовный экстаз. Поклонившись храму, Он принялся танцевать, охваченный любовью к Богу.

2.5.88 Нынешний храм в Джаганнатха-Пури построил царь Ананга-бхима. По мнению историков, этому храму не менее двух тысяч лет. Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху еще не было небольших храмовых построек вокруг старинного храма, так же как и возвышения перед ним.

2.5.89 Идя по дороге, Господь Чайтанья и преданные танцевали и пели, переполняемые любовью к Богу.

2.5.90 Шри Чайтанья Махапрабху пребывал в духовном экстазе и не обращал внимания на внешний мир. Поэтому Он то плакал, то смеялся, то танцевал, а иногда в духовном экстазе кричал. Хотя до храма оставалось всего 9 километров, дорога казалась Ему бесконечной.

2.5.91 Нигде не останавливаясь, Господь Чайтанья вместе со Своими приближёнными достиг Атхараналы. Там к Господу Чайтанье вернулась способность воспринимать внешний мир, и Он обратился к Шри Нитьянанде Прабху.

2.5.92 При входе в Джаганнатха-Пури есть мост с 18-ью арками, который называется Атхаранала (атхара означает «18»).

2.5.93 Господь Чайтанья Махапрабху попросил Нитьянанду Прабху: «Пожалуйста, дай Мне данду».

2.5.94 Нитьянанда Прабху ответил: «Она сломалась на 3 части. Когда Ты упал в порыве духовного экстаза, Я подхватил Тебя, и Мы оба повалились на Твою данду. Под Нашей тяжестью данда сломалась. А куда делись обломки, Я не знаю. Несомненно, Твоя данда сломалась по Моей вине. Теперь Ты можешь, если сочтешь нужным, наказать Меня».

2.5.95 Услышав о том, как сломалась Его данда, Господь Чайтанья немного расстроился. Слегка рассердившись, Он произнес такие слова.

2.5.96 Чайтанья Махапрабху сказал: «Вы оказали Мне неоценимую услугу, приведя Меня в Нилачалу. Однако Моя данда— единственное, что у Меня было, — вы не сумели сберечь. Поэтому на встречу с Господом Джаганнатхой идите либо передо Мной, либо за Мной. Вместе с вами Я не пойду».

2.5.97 Мукунда Датта ответил Шри Чайтанье Махапрабху: «Кришна Чайтанья, иди впереди, а всем остальным позволь идти следом. Мы не будем приближаться к Тебе».

2.5.98 Тогда Шри Чайтанья Махапрабху очень быстрым шагом пошел впереди остальных преданных. Никто не мог понять истинных намерений Господа Чайтаньи Махапрабху и Господа Нитьянанды.

2.5.99 Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость, я, Кришнадас, рассказываю «Шри Чайтанья-чаритамриту».

 

----- Комментарии ----

 

2.5.100 Храм Сакши-гопалы расположен между узловой станцией железнодорожной ветки Бхуванешвар-Кхурда и станцией Джаганнатха-Пури. Это Божество больше не находится в Каттаке, как во время паломничества Нитьянанды Прабху. Каттак — это город в штате Орисса, на берегу реки Маханади. Привезенный из Видьянагара, Сакши-гопала некоторое время находился сначала в Каттаке, а затем в храме Джаганнатхи. Потом царь Ориссы основал в 18-ти километрах от Джаганнатха-Пури деревню Сатьявади, куда перевезли Божество Сакши-Гопала. Впоследствии там построили для Него новый храм. Сейчас неподалеку от Сатьявади находится железнодорожная станция «Сакши-Гопала», и люди специально приезжают туда посмотреть на Гопала-Свидетеля.

 

-----не мечите бисер перед свиньями-----

 

2.5.101 Нам опять приходится объяснять некоторые оскорбления, которые происходят в наше время в религиозных организациях, претендующих на бхакти-йогу. Итак, перейдем к повествованию.

2.5.102 Иисус Христос во время знаменитой Нагорной проповеди изрек очень мудрую мысль: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас." ("Евангелие от Матфея")

2.5.103 Эти слова Иисуса Христа образно говорят о том, что нужно проповедовать только согласно духовного уровня людей. Господь Чайтанья также проповедовал только согласно духовного уровня людей по следующим причинам:

2.5.104 1) Если человек находится на низком духовном уровне, он не сможет понять возвышенного духовного знания, а будет только повторять, как попугай те выражения, которые наиболее часто встречаются в этом возвышенном знании. Это можно сравнить с тем, как второклассник приходит в 9-й класс школы. Что такой ученик сможет усвоить из школьных дисциплин, если он – не вундеркинд, а обычный ребенок? В реальности ничего толком понимать не будет, только сможет в силу своей хорошей памяти цитировать учителя. Но не на всех предметах можно будет устроиться таким образом. К примеру, в математике, физике, химии, биологии такой номер уже не пройдет, и в итоге этот ученик будет сильно разочарован и обозлен на всех подряд, он потеряет уже веру в естественно-научные дисциплины. Некоторые могут возразить, что естественно-научные дисциплины отличаются от религиозных писаний, которые пишут для масс людей. Но заметим, что не все религиозные писания написаны для масс людей. Поясним это подробнее.

2.5.105 2) Для возвышенного духовного знания необходимо, чтобы в разуме человека преобладала гуна благости, которая помогает ему анализировать писания, а не просто запоминать наизусть. Разные религиозные писания только на первый взгляд представляют собой повествование каких-то историй о Богах и представляют собой свод правил поведения. Многим людям кажется, что это просто нужно запомнить, как таблицу умножения, и тогда они будут корифеями духовной науки и смогут на разные случаи в жизни приводить то или иное правило или историю, обучающую как правильно действовать в такой ситуации. Это типичная ошибка во всех религиозных организациях.

2.5.106 Религиозные писания на самом деле представляют собой изюминку философского знания, и без строгого логического мышления невозможно понять даже азбучные истины в писаниях. Но естественно неквалифицированные в философии люди и не способные к анализу, подхватывают на «ура» это оскорбительное выражение, которое теперь встречается в писаниях: «не пытайтесь понять игры Кришны с помощью логики, там одно сплошное блаженство». Это оскорбительное выражение и появилось в писаниях для того, чтобы просто привлечь массы людей к этому знанию. Но большинство людей не готовы анализировать писания, а могут только что-то запоминать, как попугаи, не понимая смысла. И в конечном итоге вместо служения Господу, они изо всех сил начинают оскорблять Его, думая, что стали корифеями и могут учить всех других, как им жить, но сами не понимают даже элементарных основ духовного знания.

2.5.107 3) чтобы служить именно Господу, а не лидерам религиозных организаций и не своему эго, и не Сатане, нужно иметь соответствующие качества, которые соответствуют гуне благости. Без этого не может вообще быть никакого служения Господу. Сколько бы человек не повторял имен Бога, сколько бы не читал писаний и не служил Божествам, но если он это делает в гуне страсти, тогда это только будет служением Сатане. Поэтому в истинной религиозной практике в первую очередь делают упор на анализ писаний в соответствии с основным законом духовной науки и на анализ поведения и игр Господа. При таких занятиях постепенно начинает развиваться гуна благости в разуме человека и успокаивается ум. Но обратите внимание: таким анализом предлагают заниматься только тем, кто уже понял бесполезность своего служения Богу в гуне страсти, и кто не удовлетворен своей жизнью в таком бесполезном время препровождении. Это и определяет ступени в духовном развитии. Господь силком к Себе никого не тащит, ибо насильно мил не будешь.

2.5.108 Если человек уже понял бесполезность служения Богу в гуне страсти и разочарован жизнью – это более высокая ступень в духовном развитии по сравнению с тем, когда человек удовлетворен, служа Господу в гуне страсти, и интенсивно там повторяет имена Бога и выполняет другое служение в гуне страсти – а реально выполняет служение Сатане. Следующее, что последует после такого реального служения Сатане под видом служения Богу – это придет наказание в том или ином виде. К примеру, в виде наказания придет состояние, когда человек как бы теряет привычную опору в жизни, и он уже не удовлетворен жизнью и тогда начинает искать что-то другое и т.д. И разные виды наказаний будут идти до тех пор, пока человек сам не вдохновится анализировать писания и постепенно развивать гуну благости.

2.5.109 Переход из состояния в разуме с преобладающей гуны страсти в состояние с преобладающей гуной благости – это болезненный процесс, ибо приходится отвыкать от того, к чему уже успели привыкнуть в предыдущих жизнях. Если человек перестал в этой жизни есть мысо, рыбу, употреблять спиртные напитки и наркотики, курево, перестал играть а азартные игры, ограничил себя в занятиях сексом, повторяет 16 кругов Харе Кришна маха-мантры и даже больше – это еще ничего общего не имеет с гуной благости. Так способны поступать люди в гуне страсти. Эти регулирующие принципы – не являются характеристикой гуны благости. Гуна благости – это совсем другое внутреннее состояние. Чтобы начать переходить в гуну благости, нужно уже испытать такое сильное разочарование в жизни, чтобы захотеть включить свои мозги и сбросить с себя силовое давление окружающих. Так очень постепенно поднимают человека, чтобы вдохновить его служить Богу, а не Сатане.

2.5.110 Приведем еще некоторые примеры состояний человека в переходный период от преобладающей гуны страсти к преобладающей гуне благости. Заметим, что только Параматма в сердечной чакре человека может точно знать ваше истинное состояние, и именно только Параматма руководит вашим продвижением по этому пути, но в тоже время Она дает и свободу действия. Итак, несколько примеров.

2.5.111 а) Кто-то мог в предыдущей жизни пройти интенсивный курс поклонения Сатане, думая, что он поклоняется Богу. Но так как это поклонение было в гуне страсти, и человека одолевали всякие желания в гуне страсти, то на самом деле он служил Сатане. После такого служения всегда приходит наказание, чем интенсивнее служение Сатане, тем тяжелее наказание. После разных наказаний, в следующую жизнь человек может прийти полностью не желающий служить Богу. Часто о таком говорят, что он – атеист. Но на самом деле насколько кто-то атеист или нет – знает только Параматма в сердце человека. В этой новой жизни человек вначале может быть ярым атеистом, а потом вдруг стать обратно верующим. Но если он опять попадет в религиозную организацию, где поклоняются Богу в гуне страсти, значит он опять будет поклоняться Сатане под видом служения Богу. И опять тогда впереди будет наказание, разочарование и т.д. Сколько так человек будет сам себя обманывать – неизвестно, ему дается свобода выбора.

2.5.112 б) Другой пример. Человек пришел в эту жизнь атеистом, он всю жизнь мог заниматься какой-нибудь научной деятельностью, развивая логическое мышление или занимался философией с примененим логического мышления. Если этот человек не увлекался сексуальной жизнью, не стремился разбогатеть, не стремился к карьере, не стремился к славе и популярности, а довольствовался своим собственным логическим анализом, не особо посвящая других в это, жил спокойной размеренной жизнью, даже если он ел мясо, но, тем не менее, эти качества его характера, к которым он уже привык за эту жизнь, помогут ему быстрее прогрессировать на пути в гуну благости, чем человеку, который интенсивно занимается служением Богу в гуне страсти. Эти два человека могут настолько сильно отличаться как небо и земля, это образное сравнение. Такой так именуемый атеист уже вполне готов идти по пути развития гуны благости, если он вдруг случайно не попадет в какую-нибудь религиозную организацию, где служат Богу в гуне страсти.

2.5.113 Путь в служении Господу в гуне благости начинается со знаменитых слов Господа Васудевы Кришны из «Бхагавад-гиты»: «Оставь все другие религии». Или более смысловое значение это: «Оставь все другие религиозные организации.»

2.5.114 Если проанализировать игры Господа, когда Он приходил как преданный, и учил бхакти-йоге, тогда станет ясно, что Он не устраивал никаких официальных посвящений в ученики, хотя Сам мог принять какое-нибудь посвящение. К примеру Господь Чайтанья принял посвящение в санньясу от Кешава Бхарати в ученической приемственности Шанкарачарии, где проповедовался монизм – «единство» Бога и живого существа в плане духовной энергии. По крайней мере этому учил Шанкарачарий. Но потом последователи извратили Его учение. Господь Чайтанья принял санньясу по нескольким причинам, мы сейчас не будем останавливаться на перечислении всех причин, отметим только одну. Это – Он хотел Своим примером показать для масс людей, что необходимо учиться духовной науке, подобно тому, как люди учатся в школе. В любой школе есть учитель, но там никто не принимает официального посвящения в ученики. Поэтому Господь Чайтанья, как бы принял учителя, но в тоже время Господь Чайтанья проповедовал совсем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: