Введение в анатомию человека
Лекция 1
«Много есть чудес на свете, человек – их всех чудесней»
Софокл (495 в. до н.э. – афинский драматург)
План:
1. Анатомия и физиология как науки и предмет изучения
2. Методы исследований анатомии и физиологии
Анатомия и физиология как науки и предмет изучения
Науки, изучающие организм человека
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
|
| ||||||||||
| |||||||||||
Анатомия человека (от греч. anatome — рассечение, расчленение) — это наука о формах, строении и развитии человеческого организма, его систем и органов.
Физиология человека (от греч. physis — природа, logos — наука) изучает функции, процессы жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток, взаимосвязей и взаимодействия в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.
В подготовке преподавателей по физической культуре анатомия человека имеет:
1) общеобразовательное значение (представление о строении организма человека);
2) подготовительное значение (фундамент для изучения других дисциплин);
3) прикладное значение (представляет материал, который будет использоваться при построении тренировочного процесса, при отборе СШ, при решении вопросов ранней специализации);
4) социальное значение.
Методы исследований анатомии и физиологии
Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Все методы делят на две группы:
Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая — на живом человеке.
На трупном материале | На живом человеке |
метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) — позволяет изучать, строение и топографию органов | рентгенологический метод — позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни |
метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения; | соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей — используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.; |
метод распиливания замороженных трупов —позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела; | антропометрический метод — изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др |
метод коррозии — применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований | |
инъекционный метод — заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др | |
микроскопический метод — используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение |
Методы исследований физиологии – эксперименты на лабораторных животных, электрокардиограммы и др.
Методы исследований гигиены – клинические (выяснение причин массовых заболеваний), лабораторные (анализ проб воздуха, воды).
Задание по теме «Введение в анатомию человека»
1. Прочитать тему «Введение в анатомию человека» и устно ответить на вопросы:
- Назовите науки изучающие человека.
- Что изучают анатомия, физиология и гигиена человека?
- Дайте определение терминам «анатомия» и «физиология».
- Значение знаний анатомии и физиологии для специалистов в области ФК и С.
- На какие группы делятся методы исследования анатомии человека?
- Какие методы исследования применяются в анатомии?
2. Записать тему «Введение в анатомию человека» в тетрадь.
3. Самостоятельно (используя интернет источник) найти и записать.новейшие методы исследования в современной анатомии и физиологии? (2-3 метода).
4. Используя учебник «Анатомия человека», стр. 9 «Краткая история развития анатомии и физиологии» заполнить таблицу (11 ученых).
5. Выучить конспект.
Использованная литература
1. Анатомия человека [Текст]: учебник для техникумов физической культуры / Под ред. А.А. Гладышевой – Москва.: «Физкультура и спорт», 1977. – 343 с.
2. Горелова, Л.В. Анатомия в схемах и таблицах [Текст]/ Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. – Изд.2-е, стер. – Ростов на Дону.: Феникс, 2013.-573с.
3. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма [Текст]: учебник / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов – Москва.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384с., ил.