Тема 1. Просвещение и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII вв.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ»

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации (получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

 

 

Донецк,2017


 

 

Рабочая программа дисциплины«История педагогики»

 

 

Программаразработана старшим преподавателем кафедры дошкольного и начального образования Исаевой Ю.А.

 

 

Рекомендована к утверждению на совместном заседаниикафедры дошкольного и начального образования и кафедры дополнительного образования

 

протокол заседания

от 12 мая 2017 г. № 9

 

 

И.о. заведующегокафедрой дошкольного

и начального образования ___________________Матузова И.Г.

 

И.о. заведующегокафедрой

дополнительного образования_________________ Марченко Г.В.

 

 


 

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины «История педагогики» является овладение обучающимися знаниями о поступательных процессах становления и развития образования и педагогической мысли в разных государствах и в различные исторические периоды, определяющими развитие профессионально-личностной компетентности специалиста в области педагогической деятельности.Предметом изученияистории педагогики и образования является характер и особенности целей, принципов, содержания, методов и средств обучения и воспитания в конкретную историческую эпоху, их эволюцию, возникновение новых педагогических теорий, а также анализ причин, вызывающих отмирание и модернизацию одних и возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи изучения дисциплины:

– ознакомление обучающихся с тенденциями и факторами развития мирового историко-педагогического процесса;

– усвоение системы знаний о становлении и развитии воспитания, школы и педагогической мысли в различные исторические периоды и в различных социокультурных условиях;

– овладение системой знаний об основных педагогических идеях и положениях известных педагогов, просветителей и общественных деятелей и осмысление их вклада в развитие мировой педагогической мысли;

– обеспечение условий для самостоятельного пополнения знаний в области истории педагогики, анализа взаимосвязи между наследием классической педагогики и современной педагогической теорией и практикой воспитания и образования.

В результате освоения дисциплины «История педагогики» слушатель должен знать:

- генезис мирового историко-педагогического процесса; становление и эволюцию различных философско-педагогических подходов к воспитанию человека;

- различные педагогические системы, концепции воспитания и обучения в их взаимосвязи с социокультурным развитием общества;

- авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли прошлого;

- основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса;

уметь:

- анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и систематизировать простейшие историко-педагогические факты, делать обоснованные выводы об их причинах, взаимосвязях, последствиях, выявлять главное в педагогических явлениях и процессах прошлого;

- выявлять общее и специфическое в оценке педагогических явлений и процессов прошлого;

- соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;

- устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений;

- применять полученные в области истории педагогики знания для решения современных проблем воспитания;

владеть:

-умением применять рациональные приемы поиска, отбора и использования историко-педагогической информации;

-умением реферировать, рецензировать историко-педагогическую литературу, составлять тезисы, резюме, схемы.

 

2. Учебно-тематический план освоения дисциплины

Содержание дисциплины

Содержательный модуль 1. История отечественной школы и педагогики

Тема 1. Просвещение и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII вв.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

Специфика содержания и форм воспитания в зависимости от того, к какой социальной группе относится ребенок. «Кормильство». Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли.Начальное обучение в Киевской Руси. Мастера грамоты. Школы «учения книжного». Педагогическая мысль средневековой Руси. «Поучение князя Владимира Мономаха детям». «Домострой». «Азбука» Ивана Федорова. Азбуковники. «Гражданство обычаев детских» Е. Славинецкого. Педагогические взгляды С. Полоцкого.Европеизация российского просвещения. Переустройство школьного дела при Петре I. Типы государственных школ. Школы профессионального уклона. Общеобразовательные и специальные школы. Духовные школы. Семинариумы. Закрытые сословно-дворянские учебные заведения. Петербургская Академия наук. Академический университет и гимназия. Московский университет. Первая учительская семинария в России. Педагогические институты при университетах. Открытие кафедр педагогики. Демократизм М.В. Ломоносова в области просвещения. Учебные пособия М.В. Ломоносова. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской дидактики. Внедрение классно-урочной системы обучения в российских школах.Влияние Екатерины II на характер российского образования. Система закрытых учебно-воспитательных заведений. Роль И.И. Бецкого в открытии новых типов образовательно-воспитательных учреждений. Академия художеств. Смольный институт благородных девиц. Воспитательные дома. Роль Ф.И. Янковича в открытии народных учебных заведений. Типы народных училищ. «Руководство учителям народных училищ». Педагогические взгляды Н.И. Новикова. Педагогическое сочинение «О воспитании и наставлении детей». Создание первого в России детского журнала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: