Предпосылки возникновения языкознания и лингвистических традиций.
История языкознания- научные взгляды на язык.
Язык можно изучать по:
- системному характеру языка,
- историческое направление,
- часть психики,
- социальное явление языка.
Истоки языкознания.
Предпосылки возникновения языкознания.
XIXв – языкознание возникает как наука, но в истории человеческой мысли – самая древняя наука.
Только 10 % языков имеют письменность.
Чтобы создать язык нужно знать фонетику, историю.
Причины возникновения интереса к языку:
- сохранить текст
- потребность общения на разных языках, из этого необходимость изучать, а сначала описать языки.
- потребность в комментировании текста. Проблема толкования, например священные писания.
Мир познается через слово. В слове есть связь с вещью (например значения имён).
Лингвистическая концепция реальности:
а) если нет имени, то мы не можем оперировать реальностью реальностью.
б) реальность не отличается от слова.
Люди часто задают вопрос Что есть язык?
Язык – система знаков.
Впервые Гумбольд обратил внимание на то, что почему язык – система.
Для пользования языком необходимы:
- речевые центры,
-физиологические особенности.
+ Изначально язык намного сложнее.
+ Порциг «Чудо языка»
Как связаны слова и вещи?
(Эко «Имя розы»)
Лингвистические традиции (до науки) - взгляды, толкования на тот или иной язык.
Др. Вавилон – традиции не дошли.
Традиции, которые дошли до нас:
- Китайская
- индийская 1-2 тыс до н.э./ грамматика Панини. Считается древнейшей.
- Классическая (Греко-Латинская, Греко- Латинская) – Латынь и пр.
- Арабская – базируется на религии.
- Японская (последние 300 лет)
Характеристики языка зависят от языка («немцы» для русских). За единственно возможным считается свой язык.
Традиции идут в разных направлениях.
Грамматика:
- понимать тексты
- производить тексты.
В рамках традиции формировалось понятие нормы.
Прото-языкознание в древней индии.
2е тыс.до н.э. – вторжение в иран и Индию индоевропейских племен ариев, распад индоиранских языков на две ведви (иранскую и индийскую).
В 25-15 вв до н.э. арии создают «Веды» - освещение проблем языка.
Среди ведических богов было богиня речи Вач, богиня священной речи Бхарати.
Середина 1 тыс. до н.э.
Ведический язык (середина 1 тыс. до н.э.) выходит из употребления. Появляются сборники глосс к архавизмам из «Ригведы» - первые лингвистические опыты.
ВЕДАНГИ – дисциплины для понимания точной передачи вед (шикша, чханда, нирукта, кальпа).
В. До н.э
Шакатаяна – первый известный нам грамматист древней Индии (8век до н.э.). Работы утрачены, известны по цитатам у Ясски и других позднейших авторов. Шакатаяна считал, что номинальные выражения по своей этимологии восходят к глагольным корням.
В.до н.э.
Написаны ритуально-мифологические трактаты на языке санскрит (брахманы).
Яска (7в. До н.э.) = древнеиндийский грамматист. Основной труд «Нирукта». Выделил синонимические ряды, тематические группы имен предметов, указал на систему 7 падежей. Лингвистическое исследование Ясски было связано с религией.
В.до н.э.
Санскрит- основной религиозный язык.
Санскритская литература существовала до 13 века н.э.: любовная лирика, индийский авантюрный роман.
Панини (520 (шалатула) – 460 гг до н.э. – написал древнеиндийскую грамматику. Состоит из строф. Которые заучивались наизусть. В основе идея – прослушав и выучив эту грамматику, научимся создавать правильную лексику. Выделяет внутреннюю флексию, части речи (имя глагол, частица, пустые части речи, т.е служебные слова).
Последователи и комментаторы пванини:
Вьяди, катьяяна, Патанджали, а в среднековье – Чандра, Варурчи.
Вопросы языка освещаются в религиозной литературе. Язык- от Бога. У нас до 17 века теория божественного происхождения языка у нас.
Вопросы языка получают освещение в трудах представителей.
Век до н.э.
Катьяна – автор «Варттика» – дополнения к сутрам Панини, изучает среднеиндийские диалекты (пракриты), выдвигает идею исторического развития языков (язык не меняется, он одинаков).
*владение граммотным языком- есть владение языком.
3-2 вв до н.э.
Связь фонетики и морфологии.
Вараручи высказывает идею о санскрите как источнике пракритов, изучает ассимиляцию, связи фонетики и морфологии.
Философия языка Бхартрихари (5/6 века).
- философы задают себе вопрос что есть язык, почему он оказался у человека, как язык связан с миром, и слово с действительностью.
Акт речи состоит из:
Осмысление (идея)
Говорение
Понимает слушающий. – попытка структурировать общение.
Лексикографи я. – фиксирует этапы развития языка. Помогает понять значения слов, фиксировать их. Труд «Амаракоша» - 5 век Амарасимхи – заложил принципы индийской лексикографии (группировка слов по содержательным принципам – по смыслу (попытка создания Тезаурусов), упорядочение синонимов, список полисемичных слов с толкованием. Стихотворная форма словарных статей для заучивания.
«Абхидханачинтамани» Хемачандры (13 век), автор грамматики «хаймавьякарана»
Грамматика в индийской традиции играла важную роль, так как санскрит в котором очень богата грамматика.