Философия языка Бхартрихари (5/6 века).




Предпосылки возникновения языкознания и лингвистических традиций.

История языкознания- научные взгляды на язык.

 

Язык можно изучать по:

- системному характеру языка,

- историческое направление,

- часть психики,

- социальное явление языка.

 

Истоки языкознания.

Предпосылки возникновения языкознания.

XIXв – языкознание возникает как наука, но в истории человеческой мысли – самая древняя наука.

Только 10 % языков имеют письменность.

Чтобы создать язык нужно знать фонетику, историю.

 

Причины возникновения интереса к языку:

- сохранить текст

- потребность общения на разных языках, из этого необходимость изучать, а сначала описать языки.

- потребность в комментировании текста. Проблема толкования, например священные писания.

 

Мир познается через слово. В слове есть связь с вещью (например значения имён).

Лингвистическая концепция реальности:

 

а) если нет имени, то мы не можем оперировать реальностью реальностью.

б) реальность не отличается от слова.

 

Люди часто задают вопрос Что есть язык?

 

Язык – система знаков.

Впервые Гумбольд обратил внимание на то, что почему язык – система.

 

Для пользования языком необходимы:

- речевые центры,

-физиологические особенности.

+ Изначально язык намного сложнее.

+ Порциг «Чудо языка»

 

Как связаны слова и вещи?

(Эко «Имя розы»)

 

Лингвистические традиции (до науки) - взгляды, толкования на тот или иной язык.

 

Др. Вавилон – традиции не дошли.

 

Традиции, которые дошли до нас:

  1. Китайская
  2. индийская 1-2 тыс до н.э./ грамматика Панини. Считается древнейшей.
  3. Классическая (Греко-Латинская, Греко- Латинская) – Латынь и пр.
  4. Арабская – базируется на религии.
  5. Японская (последние 300 лет)

 

 

Характеристики языка зависят от языка («немцы» для русских). За единственно возможным считается свой язык.

Традиции идут в разных направлениях.

 

Грамматика:

  1. понимать тексты
  2. производить тексты.

 

В рамках традиции формировалось понятие нормы.

 

Прото-языкознание в древней индии.

2е тыс.до н.э. – вторжение в иран и Индию индоевропейских племен ариев, распад индоиранских языков на две ведви (иранскую и индийскую).

В 25-15 вв до н.э. арии создают «Веды» - освещение проблем языка.

Среди ведических богов было богиня речи Вач, богиня священной речи Бхарати.

Середина 1 тыс. до н.э.

Ведический язык (середина 1 тыс. до н.э.) выходит из употребления. Появляются сборники глосс к архавизмам из «Ригведы» - первые лингвистические опыты.

 

ВЕДАНГИ – дисциплины для понимания точной передачи вед (шикша, чханда, нирукта, кальпа).

 

В. До н.э

Шакатаяна – первый известный нам грамматист древней Индии (8век до н.э.). Работы утрачены, известны по цитатам у Ясски и других позднейших авторов. Шакатаяна считал, что номинальные выражения по своей этимологии восходят к глагольным корням.

В.до н.э.

Написаны ритуально-мифологические трактаты на языке санскрит (брахманы).

Яска (7в. До н.э.) = древнеиндийский грамматист. Основной труд «Нирукта». Выделил синонимические ряды, тематические группы имен предметов, указал на систему 7 падежей. Лингвистическое исследование Ясски было связано с религией.

 

В.до н.э.

Санскрит- основной религиозный язык.

Санскритская литература существовала до 13 века н.э.: любовная лирика, индийский авантюрный роман.

 

Панини (520 (шалатула) – 460 гг до н.э. – написал древнеиндийскую грамматику. Состоит из строф. Которые заучивались наизусть. В основе идея – прослушав и выучив эту грамматику, научимся создавать правильную лексику. Выделяет внутреннюю флексию, части речи (имя глагол, частица, пустые части речи, т.е служебные слова).

 

Последователи и комментаторы пванини:

Вьяди, катьяяна, Патанджали, а в среднековье – Чандра, Варурчи.

Вопросы языка освещаются в религиозной литературе. Язык- от Бога. У нас до 17 века теория божественного происхождения языка у нас.

Вопросы языка получают освещение в трудах представителей.

 

Век до н.э.

Катьяна – автор «Варттика» – дополнения к сутрам Панини, изучает среднеиндийские диалекты (пракриты), выдвигает идею исторического развития языков (язык не меняется, он одинаков).

 

*владение граммотным языком- есть владение языком.

 

3-2 вв до н.э.

Связь фонетики и морфологии.

Вараручи высказывает идею о санскрите как источнике пракритов, изучает ассимиляцию, связи фонетики и морфологии.

 

Философия языка Бхартрихари (5/6 века).

- философы задают себе вопрос что есть язык, почему он оказался у человека, как язык связан с миром, и слово с действительностью.

 

Акт речи состоит из:

Осмысление (идея)

Говорение

Понимает слушающий. – попытка структурировать общение.

 

Лексикографи я. – фиксирует этапы развития языка. Помогает понять значения слов, фиксировать их. Труд «Амаракоша» - 5 век Амарасимхи – заложил принципы индийской лексикографии (группировка слов по содержательным принципам – по смыслу (попытка создания Тезаурусов), упорядочение синонимов, список полисемичных слов с толкованием. Стихотворная форма словарных статей для заучивания.

«Абхидханачинтамани» Хемачандры (13 век), автор грамматики «хаймавьякарана»

 

Грамматика в индийской традиции играла важную роль, так как санскрит в котором очень богата грамматика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: