Psychophysiological features of adolescence




ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Бобылева В.А.

ДНР, г. Донецк

ГБОУ ВПО «Донбасская аграрная академия»

Valeriabobylevalera@gmail.com

Богрова К.Б., доцент кафедры психологии, канд. психол. наук, доцент

Psychophysiological features of adolescence

Abstract. В данной статье дается теоретический анализ психофизиологических особенностей подросткового возраста. Подростковый период рассматривается как возраст бурных гормональных, психоэмоциональных и физиологических перестроек. Анализируется взаимосвязь протекающих физиологических и психических процессов.

Keywords: adolescence, psychophysiological features of adolescents.

Ключевые слова: подростковый возраст, психофизиологические особенности подростков.

 

Проблематика рассмотрения подросткового возраста состоит в утверждении, что данный этап жизни человека является одним из наиболее труднопереносимых и сложных – в физическом и психологическом плане – возрастов детского периода, так как в организме ребёнка происходит множество физиологических и психических процессов – так называемый «переломный момент» в жизни, переход из состояния ребёнка в юношу или девушку, где меняются социальные роли, что несёт за собой смену окружения, поведения в обществе и взглядов окружения на тебя. Адаптация по вышеперечисленным условиям процесс ресурсозатратный как для ребёнка, так и для его родителей и других близких, поэтому его и называют «сложным возрастом». Иными словами, подростковый возраст – период становления личности.

Этот возраст характеризуется наличием многих психологических проблем. Родители ребёнка – главные люди в жизни своего ребёнка, особенно на моменте его становления в обществе, однако многие родители обеспокоены изменениями в своём чаде («Раньше он был другим», «Он стал слишком грубым»), не понимая, что это естественный процесс в организме, который, конечно, будет сказываться на поведении ребёнка, возможной смене его мировоззрения, проявлении раннее скрытых чувств а также их «обострении», отстранённости, переоценке своих взглядов на жизнь, на ценности, события – отсюда и исходят собственные суждения, нередко прямолинейные и категоричные. Неправильное поведение родителей, их неграмотный подход с точкой зрения «Я всегда прав», «Я лучше знаю, что тебе нужно» вызывает у ребёнка бурные реакции, обострении «чувства собственного достоинства». Родителям подростков следует помнить и понимать, что они – непосредственный инструмент в формировании личности ребёнка, главные участники первичной социализации и становления своего ребёнка-подростка – будущего взрослого – в обществе. При неправильном поведении при подростке родители рискуют утратить свой авторитет даже в будущем, после прохождения «переломного возраста».

Процессы в организме всегда взаимосвязаны, что говорит нам о том, что психические проблемы в результате острой реакции на смену каких-либо аспектов жизни подростка приводят и к физическим неприятностям. Частные стрессовые ситуации при малейших изменениях в ближайшем социуме – в школе, семье, с друзьями – могут вызвать так называемый «буллинг», иными словами – непринятие человека, его «травля» с целью собственного самоутверждения – ещё один фактор, помимо родителей, влияющих на личность ребёнка (буллинг способен вызвать у ребёнка социальную замкнутость, понижение самооценки на этапе её активного развития, что будет проявляться в вторичных, третичных видах). Такая опасная обстановка для подростка требует у родителей пристального внимания к изменениям в жизни ребёнка, его поведении, наблюдение за его окружением с целью своевременного выявления возможной проблемы, её своевременного исправления у специалиста или своими силами методом беседы (важно показывать, что вы его понимаете и что он может на вас положиться – поверьте, это решит множество проблем), предупреждения появления последующих неблагоприятных факторов.

По словам Л. С. Выготского, подростковый возраст – совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются не доверительные, ограждающие отношения с родителями, что обязательно скажется на подростке – появляющиеся проблемы на этом фоне повлияют на развитии каких-либо отклонений в развитии. Возникшее девиантное поведение затруднит с ним педагогическую работу – педагогам будет тяжело справиться с подростком, совладать с его настроением, возможным отсутствием регуляции контроля, что может повлиять на привлечение специалистов оказания психологической помощи (психологов, психотерапевтов, психиатров) [1].

Главной психофизиологической особенностью подросткового возраста является нестабильность гормональной, нейрогенной и вегетативной регуляции. Отрочество можно охарактеризовать выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими перепадами настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессии. Пик подросткового возраста приходится у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек – на 11-15 лет [2]. В старшем подростковом возрасте (16-18 лет) настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки у них нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяется ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность – застенчивостью. Романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко соседствуют с рационализмом и циничностью, а искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, враждебностью и даже жестокостью. Функциональные особенности нервной системы подростков существенно отличаются от взрослых, что определяет своеобразие их реагирования на внешние воздействия.

Так как именно в подростковом возрасте человек сталкивается с различными модификациями: появлении стереотипов, изменении поведенческих реакций и характерологических особенностей, переход из образного мышления к абстрактному, усилении проявления детского эгоцентризма, проявлении желания выразить своё «Я», реализоваться в обществе. Подросткам присущи такие черты как непоследовательность и излишняя псевдо-самостоятельность. Не стоит забывать об физиологических изменениях, основным из которых является половое созревание.

Необходимо помнить, что у подростков замедленная реакция на вербальную и звуковую информацию, что требует учёта при организации и работе с ним.

Некоторые подростки не укладываются в среднестатистическую возрастную норму, что проявляется в опережении «обычного темпа» или его замедлении.

Достигнутый подростком биологических возраст отражает функциональную готовность к выполнению социальной функции. Пубертатный период отражается в несоответствии между биологическим и календарным возрастом [3].

В заключении можно сделать вывод, что подростковый (пубертатный) период – возраст бурных гормональных, психоэмоциональных и физиологических перестроек, которые оказывают существенное влияние на становление личности, определении его в дальнейшей – взрослой, самостоятельной – жизни.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.

2. Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной, М.: РАМН, Союз педиатров России, Центр информации и обучения. – 2003. – 477с.

3. Яйленко А.А. Проблемы подросткового возраста. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-podrostkovogo-vozrasta



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: