Распределение ролей в группе




Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций.

Состав группы обычно характеризуется ее численностью и общими для большинства членов группы признаками – возрастом, полом, уровнем образования, национальной принадлежностью, вероисповеданием и др.

Структура группы описывается через (посредством, с помощью) функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, принятые в этой группе наборы ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и наборы норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения).

социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнить чело­век, занимающий данный статус в социальной системе. Это также нор­мативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого че­ловека, занимающего данную позицию; и хранящийся в сознании человека набор представлений о том, как он и другие должны ве­сти себя в определенных обстоятельствах

часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие "статус" или "позиция", обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины "статус" и "позиция" часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие "позиция" имеет несколько иное значение.

Вторая характеристика индивида в группе — это "роль". Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.

Лидер. Лидер должен отвечать за успешность команды в целом, следить за тем, чтобы команда в полной мере использовала потенциал каждого участника.

Организатор. Организатор влияет на усилия команды, обращает внимание на постановку целей и выстраивание приоритетов, стремится структурировать результат ее деятельности. Лидер и организатор вместе определяют направление и конечный продукт деятельности команды.

Исполнитель. Исполнитель превращает понятия и планы в практические трудовые процедуры, систематически и эффективно реализует согласованные планы.

Генератор идей. предлагает новые идеи и стратегии, пытается найти новые способы решения проблем, стоящих перед командой.

Исследователь ресурсов. Эта роль имеет отношение к идеям, разработкам и ресурсам вне команды. устанавливает внешние полезны для группы контакты.

Контролер-оценщик. Эта роль предполагает анализ проблем, оценку идей, предложений, зачастую выполняет функции критика.

«Душа» группы поддерживает других в их сильных сторонах, помогает компенсировать слабые, улучшает коммуникацию между участниками, развивая командный дух.

Отделочник ведет активный поиск тех аспектов работы, которые нуждаются в особом внимании, поддерживает в группе ощущение неотложности, необходимости.

Р. Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну менее часто встречающуюся роль:

1. Альфа – лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, к действиям, составляет программу, направляет, при­дает ей уверенность и решительность.

2. Бета – эксперт, имеющий специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда требуются или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон; его поведение рационально, самокритично, ней­трально и безучастно.

3. Гамма – преимущественно пассивные и легко приспо­сабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою ано­нимность, большинство из них отождествляется с альфой.

4. Омега – самый «крайний» член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, какого-то отличия от ос­тальных или страха.

5. Оппозиционер, активно выступающий про­тив лидера.

Другой исследователь, М. Белбин, считает, что в действительно эффективной группе необходимы восемь ролей:

Председатель. Это человек, который осуществляет руководство командой и координирует ее действия. Председатель может не быть творческим и одаренным человеком, но он должен быть дисципли­нирован, целеустремлен и уравновешен. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о людях и вещах, понимать нужды других людей.

Организатор. Это инициативные, легковозбудимые, мобильные и наиболее влиятельные люди в группе. В отсутствие председателя они обычно берут на себя его роль, хотя и не являются идеальными людьми для этого. Их сила заключается в их стремлении и страст­ном желании достичь цели, но они могут быть сверхчувствитель­ными, раздражительными и нетерпеливыми. Они необходимы, поскольку побуждают других членов группы к действиям.

Мозговой центр – генератор идей. В отличие от организатора люди, входящие в мозговой центр организации, устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на дру­гих. Они являются источником оригинальных идей и предложе­ний. Они обладают большой силой воображения, и в то же время они самые умные члены команды. Однако они могу: быть невни­мательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молча­ливы, по характеру сдержанны.

Контролер-критик. Контролеры также умны, но они обладают скорее аналитическим, чем творческим, складом ума. Они скру­пулезно анализируют идеи и обладают способностью увидеть сла­бые места в аргументах. Они менее общительны, чем другие, скры­вают свои сведения, держатся в стороне от команды, но они не­обходимы для проверки качества. Они надежны, но могут быть бестактными и бесстрастными.

Исследователи резерва новых служащих. Такие люди являются популярными членами команды, экстраверты, общительны и рис­кованны. Они приносят в группу новые контакты, идеи, усовер­шенствования. Они не являются творческими людьми, не держат бразды правления в своих руках, поэтому нуждаются в команде для того, чтобы их вкладом в решение профессиональных задач воспользовались другие.

Трудоголики являются практическими орга­низаторами всей деятельности команды. Они превращают идеи в выполнимые задания. Составление графиков, диаграмм, пла­нов выступает сильной стороной ихдеятельности. Они методич­ны и эффективны в работе, внушают доверие, и их никогда не приводят в волнение мечты о будущем. Они не являются лидерами, но они умелые и исполнительные работники.

Координаторы команды. Такие работники сплачивают всю ко­манду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая во все, понимая все и внося во все чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но они не стремятся к соперничеству. Это тот тип людей, которых не замечаешь, когда они есть, и которых вам не хватает, когда их нет рядом.

Детерминатор-завершитель. Без него команда не могла бы закончить ничего к назначенному сроку. Они проверя­ют детали, беспокоятся о графиках, досаждают другим необходи­мостью что-то безотлагательно сделать. Их упорная системати­ческая работа очень важна, но не всегда популярна.

Слишком большое число сотрудников в одной роли означает нарушение баланса, а когда число ролей слишком мало, не будут выполняться задания. В маленькой команде, следовательно, одно­му человеку придется выполнять более одной роли. Полный набор ролей важен, когда происходят быстрые изменения в трудовых ре­сурсах, технологии, продукции или на рынке. Более стабильные группы могут обойтись и без полного комплекта ролей.

В группах могут встречаться и многие другие роли, которые не всегда сводимы к этим основным, например монополист, пытающийся привлечь к себе внимание; мученик, взывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее; моралист, который всегда прав; любимчик, пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся е защите; агрессор; шут; провокатор; защитник; нытик; бедняга; непризнанный; педант; блюститель демократии; отшельник; секундометрист; соблазнитель; спасатель, жертва и каратель и др.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, существующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов.

В узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые приняты группой, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.

Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа "возвращает" своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Групповые процессы обычно фиксируются как процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм, формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий среди членов группы и т.д.

• групповые нормы и ценности (эталоны должного, правила, выработанные и принятые группой, регулирующие деятельность ее участников);

• система санкций (механизм регуляции соблюдения этих норм).

Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе социализации. На протяжении всего пребывания в группе они мягко или жестко обучаются потреблять так, «как прилично члену данной группы». Эти нормы поначалу носят внешний, принудительный характер, но постепенно все более и более интериоризируются, то есть превращаются во внутренние, свои нормы, представляющиеся как результат собственного свободного выбора.

Группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы поведения. Власть – это способность принимать решения, обязательные для выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм. ВЛАСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ВЛАСТЬ ПРИНУЖДЕНИЯ ЛЕГИТИМНАЯ ВЛАСТЬ группа имеет законное (легитимное) право требовать от своих членов определенного поведения

Контрольные вопросы

    1. Дайте определение социальной группе.
    2. Какие виды социальных групп существуют?
    3. Какие основные признаки малой социальной группы вы знаете?
    4. Прокомментируйте классификацию малых групп по различным признакам.
    5. Что такое групповые санкции?
    6. Назовите уровни развития малой группы.
    7. Какие функции выполняют групповые нормы?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: