Как правило, коробка передач ― довольно надежный агрегат, исправно работающий на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Достаточно лишь следить за уровнем масла и при необходимости подливать его либо менять.
В процессе эксплуатации автомобиля следует правильно пользоваться коробкой передач во избежание поломок и преждевременного износа.
1. Стараться двигаться преимущественно на прямой передаче, при техническом наличии её на автомобиле, так как при этом путь крутящего момента получается наиболее коротким, и в его передаче не задействованы лишние шестерни (момент передают только первичный и вторичный валы, которые на прямой передаче соединяются в одно целое; при этом шестерни промежуточного вала, естественно, продолжают вращаться, но крутящего момента не передают), что увеличивает КПД трансмиссии и уменьшает износ;
2. Переключение передач производить согласно приведённым в инструкции к автомобилю значениям максимальной и минимальной скорости на каждой передаче;
3. Включение задней передачи при движении автомобиля вперёд, даже на небольшой скорости, категорически недопустимо.
4. Не следует допускать длительной езды на скорости выше 20 км/ч с выжатым сцеплением, особенно на заднеприводных автомобилях, где это может привести к быстрому износу выжимного подшипника сцепления; нажимать педаль сцепления следует резко, а отпускать — плавно, но не допуская пробуксовки и не трогая акселератор, что значительно ускоряет износ;
5. Недопустимо на скользкой дороге двигаться с выключенным сцеплением или коробкой передач на нейтральной передаче;
6. Следует применять приём торможения двигателем — совместно с торможением автомобиля производится поочередное переключение передач с высшей ступени на низшую. При этом происходит более эффективная остановка автомобиля тормозом и двигателем.
7. Недопустимо переключать передачи в поворотах, так как это может привести к заносу; до начала поворота следует перейти на низшую передачу, а по мере его прохождения — слегка нажать на педаль акселератора.
8. Для облегчения работы синхронизаторов, следует:
При переходе с низшей передачи на более высокую — переключение производить в два приёма, с некоторой паузой в нейтрали;
При переходе с высшей передачи на более низкую, переключение производить в один приём.
9. После использования наката при движении под уклон, в конце его необходимо делать «перегазовку» во избежание преждевременного износа сцепления и коробки переключения передач. Это нужно для того, чтобы уравнять обороты вращения колес с оборотами вращения коленчатого вала двигателя, который в это время работает на холостом ходу. Надо выжать педаль сцепления, довести газом обороты двигателя до предполагаемых для комбинации текущей скорости и предполагаемой передачи и включить эту повышенную передачу. К примеру после съезда с горки накатом скорость автомобиля 60 км/ч; нужно прикинуть, какая передача лучше всего подойдет для этой скорости, к примеру 4-я передача, а затем — какие обороты разовьет двигатель на 4-й передаче на скорости 60 км/ч (примерно 2000 об/мин), и «перегазовать» двигатель до этих оборотов (опытный водитель делает это «на глазок» на уровне автоматизма).
10. Необходимо постоянно проверять уровень масла в картере МКПП и своевременно производить его замену, так как при длительной работе в КПП масло превращается в абразив за счёт повышения содержания частичек металла, неизбежно отделяющихся от шестерён в процессе их естественного износа, что в свою очередь значительно ускоряет износ.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы о преимуществах и недостатках механической коробки передач.
Преимущества:
1. Небольшие цена и масса.
2. Высокий КПД.
3. Не требует отдельной системы охлаждения.
4. Высокая топливная экономичность и динамика разгона.
5. Относительная простота и отработанность конструкции.
6. Достаточно высокая надёжность.
7. Шире набор специальных техник вождения для водителя.
8. Автомобиль с МКПП легко пускается «с толкача», может буксироваться на любое расстояние с любой скоростью.
9. МКПП допускает полное разобщение двигателя и трансмиссии.
Недостатки:
1. Утомляющее некоторых водителей переключение передач, особенно в городском цикле и движении в пробках.
2. Необходимость наличия специфического навыка для достижения плавного переключения передач без рывков.
3. Переключение передач сопряжено со временным разобщением двигателя и трансмиссии, что увеличивает время переключения.
4. Как и у любой ступенчатой КПП, невозможно плавное изменение передаточного отношения при разумном количестве ступеней.
5. Малый ресурс сцепления.
Поэтому на спортивных автомобилях и автомобилях со спортивным имиджем почти всегда устанавливаются МКПП. Грузовые автомобили и «жёсткие» внедорожники также, как правило, имеют механические коробки передач.