Современная экономическая теория признаёт необходимость участия государства в экономических процессах.
На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:
1. Совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы).
2. Составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20—30 лет).
3. Регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды.
4. Управление демографическими процессами.
5. Регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан.
6. Согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними.
7. Организация ориентации производства на конечный результат, учёт интересов и мотивов трудовой деятельности.
8. Разработка целевых комплексных программ экономического развития.
Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:
· Защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путём принятия антимонопольного законодательства;
· Производство общественных товаров и услуг. Общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:
а)невозможно взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);
б)ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;
· Учёт и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций. Нерыночные ситуации — это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма. Данные последствия могут быть как вредными (нефтепродукты попадают в водоём), так и полезными (благоустройство территории).
Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:
1. убеждение;
2. рекламные кампании;
3. субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий);
4. разработку стандартов безопасности (ГОСТы);
5. программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.
Для этого государство использует следующие три программы:
1. программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);
2. программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);
3. программы помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).
Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:
1. инструменты микрорегулирования — налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;
2. инструменты макрорегулирования — фискальная политика, социальная политика и т. д.;
3. инструменты интеррегулирования — меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.
Государственное регулирование может быть двух видов:
1. прямое — осуществляется через законодательство;
2. косвенное — применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций.
Государство в первую очередь контролирует происходящие политические процессы, следит за соблюдением своих интересов и служит гарантом сохранения общественного порядка. Однако общественная жизнь невозможна без экономики, поскольку она контролирует материальные отношения между людьми. Таким образом, нельзя проводить какую-либо политику, не затрагивая экономику.
Функции государства в экономике
Экономическая политика государства — это процесс реализации экономических функций государства. Государство в условиях смешанной экономики должно вмешиваться в экономику из-за несовершенства рынка, так как рынок не решает большинство социальных проблем.
Функции государства в экономике:
· Обеспечение экономического роста и стабильности экономики.
· Сдерживание инфляции.
· Обеспечение полной занятости населения.
· Обеспечение экономической безопасности.
· Ограничение монополизации (поддержание экономической свободы).
· Регулирование отношений в сфере труда (отношений работников и работодателей).
· Производство общественных благ и трансфертов.
· Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством всем гражданам на равных основаниях (оборона страны, бесплатное общее образование, организация работы общественного транспорта, первый канал телевидения ид р.).
· Трансферт — односторонняя передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств и материальных ценностей в порядке оказания финансовой помощи или предоставления компенсации без расчета на дальнейшее возмещение. Государственные трансферты (пенсии, пособия и пр.) в отличие от общественных благ доступны не всем, а только определенным категориям населения (пенсионерам, малоимущим и др.).
· Компенсация отрицательных внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты — это побочный результат экономической деятельности людей. Внешние эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Примером второго могут служить загрязнение окружающей среды, нарушение нормального режима жизнедеятельности жителей определенной территории и т. д.
· Перераспределение доходов в обществе.
· Защита прав собственности.
· Достижение экономической эффективности.
· Контроль над внешнеэкономической деятельностью.
Методы регулирования экономики
Государство осуществляет регулирование экономики следующими методами: правовыми, административными и экономическими.
· Правовые методы — деятельность органов государственной власти по установлению правовых норм (законов), регулирующих экономическую сферу.
· Административные методы — прямое вмешательство в деятельность производителей путем введения обязательных для выполнения требований.
К административным методам относятся: санкции (мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, не выполняющих установленных правил деятельности). Лицензирование (лицензия — это специальное разрешение, которое субъект экономической деятельности обязан получить, чтобы иметь право на осуществление деятельности в определенной сфере.), установление квот (квота — это ограничение по количеству производимого или распространяемого товара на рынке, которое устанавливает государство.), установление стандартов качества, государственные заказы (относится и к административному, и к экономическому регулированию) и др.
· Экономические методы — создание органами государственного управления финансовых или материальных стимулов влияния на экономические интересы субъектов (налоговая политика, денежно-кредитная политика и т. д.).
Иная классификация методов государственного регулирования экономики:
1. Прямые методы носят распорядительный и обязательный характер. Виды прямых методов регулирования экономики:
• определение стратегических целей развития экономики;
• государственные заказы;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
• правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;
• установление лицензий на определенные виды деятельности.
2. Косвенные методы — государство, используя экономические стимулы, заставляет субъектов экономики подчиняться государственным интересам. Виды косвенных методов регулирования экономики:
• денежно-кредитная политика;
• бюджетно-налоговая политика;
• регулирование экспорта, импорта и валютных курсов.
Цели государства
В экономике любого государства есть две основные проблемы. Первая из них связана с тем, что экономика не развивается, вторая — с ростом инфляции. Это обуславливает основные цели экономической политики государства:
1. развитие производства;
2. сдерживание инфляции.
Обе цели достигаются преимущественно изменением объема денежной массы в обращении и реализуются методами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Для понимания сущности бюджетно-налоговой политики необходимо раскрыть такое понятие, как государственный бюджет.