Система административного права.




Под системой административного права понимаются совокупность административно-правовых норм, объединенных в институты и регулирующих однородные общественные отношения. Традиционно административное право делится на общую и особенную части, каждая из которых включает в себя определенные правовые институты. Так, общую часть составляют правовые нормы и институты, общие в деятельности всех органов государственного управления всех отраслей, сфер государственного управления. Особенная же часть охватывает нормы, действующие в конкретных отраслях государственного
управления (государственное хозяйство, охрана природы и использование природных ресурсов, государственная сфера социальной, культурной жизни и т.д.).

 

4. Наука административного пра­ва.

Наука административного права является составной частью юридической науки.

Наука административного права призвана анализировать общественные отношения в сфере государственного управления и систему регулирующих их административно-правовых норм, исследовать и обобщить закономерности правового регулирования организации и деятельности аппарата государственного управления.

Наука административного права выявляет и изучает общие закономерности административно-правового регулирования общественных отношений, раскрывает их сущность, обобщает и распространяет практику применения норм административного права.

Наука административного права также изучает правовой статус субъектов и объектов государственного управления, правовые формы и методы управления, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, сущность административного процесса, разрабатывает научные проблемы, связанные с совершенствованием отдельных административно-правовых проступков, спорами, общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления.

В результате глубокого и всестороннего исследования этих закономерностей разрабатываются научно обоснованные рекомендации и предложения, направленные на изменение и совершенствование административно-правовых норм и, прежде всего на повышение их эффективности.

Наука административного права, как и отрасли права, имеет свою систему. Система науки административного права создается на основе внутренней связи, существующей между различными административно-правовыми институтами. Между системой отрасли и системой науки административного права существует органическая связь, однако полного их совпадения нет. Дело в том, что наука административного права, кроме общих вопросов исследует также закономерности развития административного права и другие теоретические проблемы. Поэтому сама наука административного права по ряду вопросов шире системы отрасли административного права.

Являясь составной частью единой системы, административное право теснейшим образом связано со всеми другими его отраслями.

1. Административное право и конституционное право. Между этими отраслями наблюдается наиболее тесная связь и часто даже невозможно установить разную грань между их нормами. Но различия между этими отраслями имеются.
Конституционное право закрепляет основы общественного строя и политики государства, основы взаимодействий государства и личности, национально-государственные и административно-территориальные устройства, устанавливает систему органов государства. Следовательно, предмет государственного права шире, чем предмет административного права. Административное право берет у конституционного права исходные начала, прямо или косвенно относящиеся к государственному управлению, детализирует и дополняет их, определяет механизм реализации тех или иных норм. Например, конституционное право закрепляет общие для всех органов государства основные принципы организации и деятельности. На этой базе нормы административного права регулируют применение указанных принципов в сфере государственного управления. Конституция РК установила основы компетенции некоторых наиболее важных органов государственного управления. Административное право достаточно определяет компетенции их, а также остальных органов управления. Так, ст. 13 Конституция РК закрепляет право жалобы на незаконные действия государственных и общественных органов и должностных лиц. Нормы же административного права призваны детально определить подведомственность различных жалоб, сроки и другие стороны процедуры и рассмотрения.

2. Административное право и гражданское право. Во взаимоотношении этих двух равных отраслей наблюдается тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет правового регулирования, и другая регулирует одинаковый круг общественных отношений. А это означает, что различие между этими определениями права следует искать не по предмету правового регулирования, а на основе других критериев, в частности методов правового регулирования.
Гражданское право регулирует имущественные отношения, стороны в которых равноправны.

Административное право - имущественные отношения, где стороны неравноправны; одной из сторон имущественных отношений, регулируемых административным правом, всегда является соответствующий орган государственного управления.
Регулирование имущественных отношений, разрешительного воспроизводства хозяйственной деятельности. Например, по распоряжению уполномоченного на то органа государственного управления одна хозяйственная организация передает другой здания, сооружения и оборудование. Орган управления в данном случае властным методом регулирует имущественные отношения двух организаций.

Следует отметить, что многие гражданско-правовые отношения с участием гражданина также возникают на базе актов государственного управления. Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключаются лишь при наличии у него ордера на данную жилую площадь.
Имущественные отношения иногда возникают прямо из актов государственного управления (т.е. без договоров). Пример тому производство конфискации и реквизиция предметов, наложение и взыскание штрафов.

Наконец, органы государственного управления иногда выступают и в качестве органов государства, юридических лиц, действующих на основе норм гражданского права. Например, орган управления может арендовать помещение какой-либо организации, пользоваться телефоном по договору с предприятием связи, закупать (в пределах системы) мебель и оргтехнику и т.д. В таких случаях орган не выступает в качестве субъекта исполнительной и распорядительной деятельности, не выполняет функций государственного управления.

Административное право имеет точки соприкосновения и с уголовным правом. Административное право включает в себя многочисленные общеобязательные правила (дорожного движения, паспортной системы, санитарные, противопожарные и т.д.).
В случаях, предусмотренных уголовным законодательством, нарушение этих правил может повлечь уголовную ответственность.

Нормы административного права определяют, какие правонарушения являются административными проступками. Некоторые из этих проступков граничат с преступлениями, и по этому, чтобы дать верную юридическую квалификацию противоправных деяний, нередко приходится толковать во взаимоувязке соответствующие нормы административного и уголовного права.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года).

2. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2000.

3. Глазунова Н.И. Система государственного управления. – М.: Юнити, 2003.

4. Ибрагимов Х.Ю. Административное право РК. - Алматы, 2000 г.

5. Козлов Ю.М. Административное право. – М., 2001.

6. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. – М., 2003.

7. Овсянко Д.M. Административное право. – М., 1999.

8. Россинский Б.В. Административное право. Учебно-практическое пособие. – М., 2001

9. Таранов А.А. Административное право РК. Академический курс. – Алматы, 2003.

ВОПРОСЫ

1) Почему административное право принадлежит к числу базовых отраслей права?

2) Раскройте назначение административного права как отрасли права РК.

3) Верно ли утверждение: «Административное право – бесполезная отрасль права»? Обоснуйте свою точку зрения.

4) В чем назначение функций административного права.

5) Какие отношения в высшем учебном заведении составляют предмет административного права?

6) В чем вы видите несовершенство государственной власти Республики Казахстан?

7) Какие положительные черты государственной власти Республики Казахстан можно отметить?

8) Как вы понимаете назначение административного права как научной дисциплины?

9) Раскройте понятие «функции административного права». Каким образом соотносятся между собой категории «функции» и «мето­ды» административного права?

Дайте определения понятиям:

административное право как учебная дисциплина, административное право как отрасль права, предмет административного права, наука административного права, методы административно-правового регулирования, институт права, система административного права.

 

ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте следующие законы и попытайтесь найти в них отношения, относящиеся к предмету административного права:

- Конституция Республики Казахстан от 30.05.1995 г.

- Конституционный закон РК от 26.12.1995 г. «О Президенте Республики Казахстан».

- Конституционный закон РК от 18.12.1995 г. «О Правительстве Республики Казахстан».

- Кодекс РК об административных правонарушениях от 30.01.2001 г.

- Таможенный кодекс РК от 05.04.2003 г.

- Закон Республики Казахстан от 23.12.1999 г. «О государственной службе».

- Закон РК от 13.12.1997 г. «О миграции населения».

 

2. Какие управленческие отношения в государственных и негосударственных организациях не являются предметом административного права, а регулируются нормами других отраслей права? Проанализируйте, какими отраслями права регулируют эти отношения.

3. Заполните таблицу соотношения важнейших признаков административного права и следующих отраслей: гражданское право, конституционное право, уголовное право.

  Отличие административного права от … Сходство административного права и …
1. Предмет регулирования    
2. Метод регулирования    
3. Субъекты права    
4. Принципы права    
5. Источники права    
6. Основные институты отрасли    
7. Другие признаки.    

 

4. В чем заключается взаимосвязь следующих функций:

- правоохранительной и правоисполнительной;

- правоисполнительной и правотворческой

- субординационной и координационной.

 

5. Охарактеризуйте каждый из правовых институтов, входящих в общую часть административного права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: