Понятие о целостности мира




Мозаика или калейдоскоп

        Мой юный друг, позволь мне теперь тебя называть именно так, ибо, чтобы идти по намеченному трудному пути, нужно шагать бок о бок и протягивать друг другу руку помощи в любую трудную минуту, а на это способны только друзья. И вот, ты и я, как люди, и каждый из нас, как Человек Разумный, являемся частицей того огромного мира, которая называется Вселенной.

 

И каждый из нас, как и любой другой Человек Разумный, по - своему воспринимает этот мир. Но в любом случае это восприятие сводится к двум моделям, которые мы с тобой сейчас рассмотрим.

Мой юный друг, я нисколько не сомневаюсь, что в раннем детстве у тебя была игрушка, которая называлась калейдоскопом. Поэтому не буду утруждать себя объяснениями, которые для тебя излишни, а перейду к сути. Благодаря наличию в калейдоскопе множества разноцветных стекляшек, при его повороте и фиксировании образуется цветная картинка, не имеющая какой-либо логической завершенности. Только сильным воображением, которым обладают дети, можно увидеть в ней либо горы, либо море и заход солнца, либо нечто невообразимое. Повернув калейдоскоп на другой угол, получим новую картинку. И так каждый раз, когда берешь в руки калейдоскоп и начинаешь его вращать.

А теперь давай возьмем такие же разноцветные стекляшки, что и в калейдоскопе, и попробуем из них собрать какую-либо картинку, наклеивая их на какое-нибудь основание. Пусть это будет букет цветов, или дом, или пейзаж. Такая картинка называется мозаичным панно. Советую тебе, если раньше тебе не показывали или ты сам не заметил, проехаться по московскому метро, выйти на станции “Комсомольская” или “Маяковская” и ты увидишь там такие мозаичные картины. И в других городах ты можешь увидеть мозаичные полотна. Пусть тебе поможет в этом или папа с мамой или твой учитель. Только ты объясни им, почему тебя это заинтересовало.

Ты понимаешь, к чему я тебя подвел? Подумай. Догадался? Правильно: один и тот же исходный материал, разноцветные стекляшки, дают разные по форме и содержанию картины. В калейдоскопе они образуют картину хаоса, или беспорядка, неопределенности. А в мозаике эти же стекляшки дают прекрасные образы.

Так и у человека, множество различных явлений, событий, фактов, картин жизни, понятий дают возможность складывать представление об окружающем его мире и сформировать определенную модель мировоззрения. У одного человека все это может беспорядочно перемешаться в голове. Появление новых фактов, событий может перевернуть его, как будто бы, сформировавшийся мир, и так может быть много раз в течение различных периодов жизни. О таких говорят: каша в голове, то есть возникнет представление о мире как о калейдоскопе: все движется в каком-то беспорядке, меняется, рушится и создается вновь. И такой человек сам будет вести беспорядочный образ жизни, а если он руководитель, то такими будут и его решения: пагубными для близких, подчиненных и в целом для страны, в зависимости от того поста, который занимает этот руководитель.

Другой человек создаст для себя определенные образы, разложит все, как говорится, по полочкам. У такого человека в голове возникнет представление о целостном мире как о мозаичном полотне: все, что происходит, взаимно обусловлено, одно вытекает из другого, все процессы подчинены определенным законам, нет никакого хаоса в созданном им мире. Такой человек всегда будет стремиться строить свою жизнь в соответствии с определенным порядком. Но при этом большую роль играет, как, с чего человек начинает создавать свое мозаичное полотно мира. Об этом чуть позже.

Таким образом, у одного человека создается некий взгляд на мир, или, говоря научными словами, мировоззрение как картина в калейдоскопе. Поэтому такая модель мировоззрения называется калейдоскопом. У второго человека сложилось мировоззрение как мозаичное полотно, и такая модель мировоззрения называется мозаикой. Теперь ты можешь и сам сказать, какой человек свернет с пути, предназначенного природой Человеку Разумному, и превратится в человекоподобное существо, живущее как животное: с мировоззрением – калейдоскопом или с мозаикой.

Я думаю, ты не ошибся и сказал: с калейдоскопом. И ты прав. Вот и настал момент тебе самому выбрать, к какому восприятию мира, мировоззрению, ты должен стремиться.

 

  Итак, ты выбираешь мозаику. Значит, и я не ошибся в тебе. А в калейдоскоп ты наигрался в детстве, пусть им до поры, до времени забавляются совсем малолетние братик или сестричка. Но когда они подрастут, а ты станешь уже взрослым, ты им также объяснишь разницу между калейдоскопом и мозаикой.

Коль скоро ты выбрал мозаику, а это значит, что ты хочешь иметь целостное представление о мире, то нам надо теперь определиться, как я говорил выше, с чего начать, откуда и из чего же складывать эту мозаику. К этому мы с тобой постепенно перейдем, а сначала я тебе хотел бы привести один очень интересный пример из художественной литературы. Надеюсь, когда ты станешь взрослым, ты прочитаешь роман немецкого писателя Германа Гессе “Игра в бисер”. В нем описывается, как воспитывали и обучали мальчиков в одной вымышленной европейской стране Касталии. А обучали их в монашеском ордене, предварительно отобрав самых одаренных. Как один из методов обучения использовалась игра в бисер. Мальчикам давали выслушать какое-нибудь музыкальное произведение и просили из ниточек бусинок разного цвета (бисера) выложить в рамке в форме куба образ, который сложился у них после прослушивания музыки. По результатам определялся победитель в игре. Затем, постепенно, задачу усложняли, добавляя к ней музыкальное, литературное, математическое и историческое произведения. В результате такого поэтапного усложнения задачи у взрослеющих детей складывалось определенное мозаичное полотно, складывался их целостный внутренний мир. При этом мальчики играли в бисер, без какого-либо материального поощрения в виде дорогой игрушки. А теперь, давай сравним, в какие игры предлагают тебе играть на разных каналах нашего телевидения, которое ты так обожаешь, что тебя даже не оторвешь поесть, или какими передачами оно наполнено и чем тебя туда завлекают. Ты можешь назвать хотя бы одну игру, похожую на бисер? Нет. Почему? Ты еще пока не можешь ответить на этот вопрос. Да и не только ты. Многие взрослые также не могут на него ответить.

А дело в том, что такие телепередачи не заставляют тебя думать, они, просто, “прикольные”, “крутые”, как принято говорить в вашем кругу. А тех, кто не задумывается ни над чем, легче подчинять тем, кто в этом заинтересован, то есть ими легче управлять. Так наше телевидение в большинстве своем влияет не только на тебя и твоих сверстников, но и на взрослых: ведь среди них тоже много таких, которые не хотят задумываться над тем, что происходит вокруг, лишь бы было, что выпить, чем закусить и что покурить. Да и вся реклама на это направлена. Вот, например, в поездах московского метро ты можешь увидеть такую рекламу: “Пейте алко!” и нарисованы банки с водкой, джином и другими горячительными напитками, как бы, слабой концентрации и потому и не алкогольные. К чему они призывают? Пить такие напитки, так как они безвредны, это культурно. Но они умалчивают о том, что алкоголь, даже в малых дозах, очень вреден, особенно для молодежи, что это вырабатывает привычку и человек становиться зависимым от этих напитков, а впоследствии станет и алкоголиком. Да разве об этом станут говорить те, кто зарабатывает на этих напитках громадные деньги, на которые своих детей отправляет на учебу за границу, жен отдыхать на лучшие курорты мира, а сами в их отсутствие ведут распутный образ жизни. А вот другой пример из взрослой жизни:

“Под вопли: “Врежь ему еще разок! Мочи!” - атлетичные бойцы с жутким хрустом ломали друг другу носы, разбивали брови, сворачивали челюсти и выворачивали руки. Здесь можно было все - наносить удары руками и ногами, удерживать противника за волосы, душить его.

Респектабельные господа и дамы (!), сидевшие за столиками в VIP –кафе (“для особо важных персон” - примечание автора), при виде человеческой боли и потоков крови хладнокровно и с удовольствием поглощали бифштексы, потягивали из бокалов вино и коктейли, дымили сигаретами. Им не то, что не были не приятны разыгрывавшиеся вокруг звериные инстинкты – они просто – на просто ловили от всего этого кайф!”

Ты подумаешь, что это описаны бои гладиаторов в Древнем Риме. Нет, мой друг, так в Москве проходил Абсолютный чемпионат мира по боям без правил. И так его описывает Е.Мясников в еженедельной газете “Аргументы и факты” № 2, 2001 года. И на этом тоже зарабатывают большие деньги люди со звериными инстинктами, а, точнее говоря, нелюди. Разве об этом не стоит задуматься? Разве для этого предназначена жизнь на Земле Человека Разумного? Конечно, нет, - согласишься ты со мной. И правильно, потому что человечество в биосфере Земли отличается от всего остального животного мира тем, что оно располагает культурой, которая передается в обществе от поколения к поколению. У каждого общества своя культура. Ты знаешь о культуре древнего Египта, о европейской культуре, о восточной культуре, культуре древних индейских племен и древней Руси. Каждый человек, живя в том или ином обществе, благодаря наделенной природой способности осваивать культурное наследие своих предшественников, может способствовать развитию этой культуры. Но не каждый человек, к сожалению, стремиться освоить эту культуру и развивать ее. И это зависит от его понимания и взгляда на окружающий его мир. Описанные в “Аргументах и фактах” люди усвоили только звериные инстинкты. Культура не для них.

Ну, как, мой друг, впечатляющие примеры? Пожалуй, над ними стоит серьезно задуматься. Я думаю, что это еще больше убеждает тебя в необходимости формирования мозаичного мировоззрения. Так и давай с тобой перейдем к созданию в твоей голове мозаичного полотна, отображающего мир как он есть, с происходившими и происходящими в нем процессами, как в природе, так и в человеческом обществе, чтобы не встать на путь человека-зверя.

 

 


Фундамент мировоззрения

-Так от чего начать выкладывать мозаику? - спросишь ты- Наверное, от меня самого, как центра: ведь все существует вокруг меня. -Тогда я тоже задам тебе вопрос: А разве всего существующего не было бы, если бы ты не родился на свет? Разве не светило бы Солнце, не сменялись дни и ночи, не текли реки и не шумели леса, не пели птицы и не ползали муравьи?

Конечно, все было бы. А раз так, то было бы ошибочно ставить себя в центре всего мира. Так можно превратиться в Я-Бог, Я-царь, Я-пуп Земли, нет никого главнее меня, все для меня. Такую Я-центричную мозаику трудно будет исправить. Надеюсь, ты понял, что складывать мозаику надо не от себя. А с чего? Чуть позже мы определимся.

А теперь давай обратимся к другому понятию, формирующему мировоззрение человека. Это представление о Боге.

 
 
   


О Боге

    -Почему? – спросишь ты. -Да потому что Человек Разумный с древнейших времен занимается вопросом: Кто есть Бог? И мировоззрение его складывается, в том числе, и на основе представления о Боге. Когда я учился в школе, мне о Боге ничего не говорили. Но я часто слышал обращения людей к Богу:

“Господи помилуй”, “Бог с тобой!”, “Боже упаси”, “Бог в помощь” и другие. Говорила мне о Боге моя мама, даже в церковь регулярно водила, когда я был маленьким. Говорила так, как ее когда-то научили в школе, и что слышала она в церкви. В то время в школах был предмет “Закон Божий”. В одноименном учебнике, переизданном в 1987 году, (по такому же учебнику училась моя мама) о Боге говорится следующее: “Бог - высочайшее существо. Ему нет равного никого и нигде, ни на земле, ни на небе.

Мы, люди, своим разумом вполне постичь его не можем…..

…Он сотворил мир…нужно веровать в Единого Истинного Бога и …исполнять его волю…”. На следующей же странице от имени Сына Божьего Иисуса Христа говорится о том, что “Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо - Бог Сын, третье Лицо –Бог Дух Святой … Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог”.

В указанном учебнике на основе Библии также говорится, что Бог –“бестелесный и невидимый Дух. Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей, и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем”. Это, как мы понимаем с тобой, первое Лицо троичного Бога. С этим можно было бы согласиться, если бы второе Лицо троичного Бога было бы подобно первому. Но второе лицо – Бог Сын – это Иисус Христос. Общепризнанно, что Иисус Христос, реально живший на земле человек. Богом его сделали сами люди, когда в 325 году новой эры на Никейском Соборе (собрание священнослужителей) священнослужители путем голосования избрали его Богом и написали Никейский символ веры:

“1. Верую во единого Бога Отца, Вседержателя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного…”

С эти символом веры живет и в настоящего время наша православная христианская церковь, считая, что она “правильно славит” церковь Иисуса Христа. Этому же учит и наша современная школа, не вдаваясь в суть понятия о Боге, то есть, учит тому же самому, чему учили девяносто лет назад, когда училась моя мама. Поэтому я не спрашиваю тебя, что ты знаешь о Боге.

Давай, все – таки, попытаемся разобраться вместе в этом загадочном понятии.

Наша страна – Россия – насколько огромна по территории (это ты уже знаешь из географии), настолько же она многонациональна и имеет много видов религий (я пока не говорю, что такое религия): одни народы поклоняются Иисусу Христу, другие Мухаммаду, третьи Будде и т.д. Как ты думаешь, можно ли в такой ситуации говорить, что такая-то религия только единственно правильная, а остальные неправильные? Наверное, скажешь, что нет. И ты будешь прав. А вот Московская патриархия православной церкви пишет так: “Только одна вера истинная – православная, а остальные измышлены дьяволом и человеческой гордостью”. Таким образом, она отрицает и иудаизм, и католическую веру, и ислам, и буддизм и другие веры. А это тоже значит, что она отрицает право человека на выбор религии.

Но каждый человек подходит к выбору религии и пониманию вопроса “Кто есть Бог?" или “Какому Богу молиться?” - по - разному.

Есть представление о Боге, как о личности, живущей на небе. Но тебе известно, что высоко в небо, в безвоздушное пространство неоднократно поднимались наши космонавты. Многие из них выходили из космических кораблей в открытый космос. И никто из них не мог сказать, что он видел Кого-то, живущего на небе. Когда Валентину Терешкову, первую в мире женщину-космонавта, сразу же на месте приземления после полета в космос одна из местных жителей, старушка, спросила:

-Ты высоко летала, а Бога там не видела?

-Не видела, - ответила первая в мире женщина - космонавт, побывавшая в космосе.

Ты можешь возразить, сказав, что люди летали и выходили в космос на сравнительно небольшой высоте, всего-то несколько сотен километров над Землей.

Принимаю твое возражение, но ты знаешь, что люди также побывали и на Луне, а это триста тысяч километров от Земли. И там тоже не встретили этого Кого-то. А космические аппараты ушли еще дальше, к Марсу, Венере и дальше. Тоже нет никаких подтверждений о Царстве Божьим в представлении простого верующего человека.

Но все-таки люди убеждены, что Бог – Высшая Реальность и находится над Миром либо как лично Бог, либо как безличное Существо, либо как Истина, которая не является ни существом ни не существом. Давай пока выделим это мнение о Боге как о надмирной Высшей Реальности. Это будет нашим первым понятием о Боге.

Есть другое представление у людей о Боге: если Бога нет, то надо его выдумать. “Я верю в то, что “что-то” есть, а объяснить это не могу”, - говорит такой человек. Такого мнения придерживается лауреат Нобелевской премии российские ученые академик Ж.Алферов, академик Бехтерева. То есть у таких людей существует идея о Боге. Это второй понятийный уровень.

Представления о Боге формировались у людей в течение тысячелетий. Большую роль в формировании представления о Боге играли и играют книги, так называемые, “священные писания”. Наиболее тебе известными из них являются Библия и Коран. С этими полными писаниями ты еще не знаком, но “Библию для детей” ты читал и изучал в школе. Знакомили тебя в школе и с Кораном. И тебе должно быть известно, что эти писания создавали люди. И писали они о том, что говорили им Пророки, или как их называют - посланники Бога. А как проверить истинность писаний, говорящих об одних и тех же явлениях, если есть много различий в них. И почему об этих различиях не говорит церковь, которая их проповедует? Почему она их скрывает от людей? Если что-то скрывается, не договаривается, то, значит, священные писания дают неправильное представление о Боге. Тому подтверждением являются малоизвестные верующим людям Арамейские и древнеславянские рукописи III века нашей эры в четырех книгах. Они хранятся на арамейском языке в секретных архивах Ватикана (центра католического христианства) и на древнеславянском языке - в Королевской библиотеке Габсбургов, в Вене, Австрия. Название первой книги, переведенной на русский язык, - “Евангелие мира от ессеев”. В ней говорится, что Иисус Христос “учил совсем не тому, о чем проповедовали священники и книжники” и он же говорил еще: “…Истинно говорю вам, что писания – это творения человека, а жизнь и все ее многообразия являются творением нашего Бога”. Позже ты узнаешь, что в священных писаниях есть такие положения, которые приписываются Богу, но которых он, как создатель Мира и Человека, по утверждению этих же писаний, не мог говорить через своих посланников. Кроме того, в писаниях не найдешь единого толкования о Боге.

Так, например, Коран, писание, на котором основывается ислам говорит: “153(163). И бог ваш - Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!” (Сура2. Корова). Он признает Иисуса Христа только как посланника Божьего, а не как Бога.

Но вот, что интересно, и в Библии и в Коране говорится о Боге как о создателе Мира.

Например, Библия начинается с еврейского Священного Писания Ветхого Завета. А сам Ветхий Завет начинается с описания сотворения мира Богом:

“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один” (Бытие,1:1-5).

Нечто подобное говорится и в Коране:

“159.(164). Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, - знамение людям разумным!” (Сура 2.Корова).

Конечно, мой юный друг, нам, живущим на перекрестке второго и третьего тысячелетия, трудно все это представить и поверить в такое сотворение мира. Но авторы Священных писаний не стремились подвести научную основу этому процессу, описать механику этого творения, так как жили в донаучную эпоху. Но даже наши современники до сих пор не могут придти к общему мнению о возникновении мира и жизни на земле и ограничиваются различными гипотезами, предположениями.

Так что ж, будем слепо верить этим писаниям или критически к ним относиться и искать истинное представление о Боге? Предлагаю продолжить поиск.

История человечества показывает, что кроме представления о Боге, у народов формировался определенный ритуал поклонения Богу. Так, в древние времена, когда еще не было священных писаний, египтяне поклонялись Богу РА – Богу Солнца, в древней Руси поклонялись многим богам. Поклонение людей Богу, Богам – это не что иное, как поиск связи с ними. Поэтому так многочисленны эти ритуалы, превращавшиеся постепенно в различные виды религии (слово “религия” в переводе с латинского языка означает связь).

Вот мы с тобой и вернулись к понятию – религия. Таким образом, религия, возникшая как связь с Богом, также проповедовала представления о Боге. Например, такие религии как иудаизм и христианство имеют много общих постулатов вероучений, основанных на Библии и дающих следующее представление о Боге: “1) Бог единый (только в православной религии он в трех лицах – примечание автора), 2) Он всемогущий и 3) благой, 4) Творец, 5) Который открывает Свое Слово человеку и 6) отвечает на его молитвы …” Исследователи религий подметили одну общую характерную черту любой религии. Так, в книге “Великие посвященные” Эдуарда Шюре говорится:

“ Все великие религии имеют внешнюю историю и историю внутреннюю; одну – видимую, другую – скрытую”. Это значит, что есть внешняя связь с Богом, открытая, проповедуемая в храмах, и есть внутренняя связь с Богом - скрытая. Она существует тоже в храмах, но недоступна для простых верующих людей. Поэтому от служителей религиозного культа: священников, ксендзей, муфтий, муллов и т.д. также во многом зависит формирование у людей представления о Боге. Поэтому основная масса верующих людей связывает свое представление о Боге с тем, что сказал батюшка, так как не читают священных писаний, и с религиозным ритуалом: как и куда надо ставить свечку, как молиться, какие религиозные праздники отмечать.

Но мир не стоял и не стоит на месте, он развивается, в отличие от священных писаний, которые с момента своего появления остаются застывшими, незыблимыми учениями или догмами. В процессе развития мира человек, благодаря многим научным открытиям, все-таки пришел к выводу о существовании Бога как об объективном, реальном явлении в Мироздании. Называют это явление кто “космическим разумом”, кто “информационным полем Вселенной”. Это означает, что они придерживаются понятия о Боге как надмирной Высшей Реальности, а значит и мнения, что Бог – един и не может существовать в различных лицах. Недаром существует пословица: “Бог один, а веры разные”.

Тебе, мой юный друг, трудно понять и представить это. Но если ты примешь эту точку зрения и заложишь ее как главный камень своего мозаичного полотна, то ты не ошибешься в формировании своего мировоззрения. Ведь согласись, как можно достичь единения в обществе, в котором ты живешь, где один молится и жизнь отдаст за Иисуса Христа, другой учиняет разбой и погибает с криком “Аллах акбар” (Аллах в переводе с арабского языка означает Бог), третий поклоняется буддийскому Богу. А объединять людей необходимо, чтобы достичь мира и покоя на нашей русской земле, да и на всей планете.

Давай сделаем с тобой вывод: Бог – один, а вероучения – разные и каждое из них заслуживает уважения. А под Царствием Всевышнего Господа Бога будем понимать упорядоченную по ступеням подчинения совокупность явлений в природе и в обществе, в которой все процессы устойчивы и не происходит взаимоуничтожение систем в пределах каждой ступени подчиненности и все осуществляется в ладу с Законами Вселенной, с Законами Природы, то есть с тем, что люди называют Божьим Промыслом, или в согласии с Богом. Желание Человека Разумного жить в такой совокупности означает его стремление к Богу, но это стремление не означает стремление стать Богом.

Но жизнь устроена так, что не все стремятся так жить. Очень много людей, стремящихся жить в другой совокупности явлений в природе и в обществе, которая противоположна Божьему Промыслу. Она полна противоречий, неустойчивости и взаимоуничтожения. Такая совокупность явлений называется сатанинской. Она не вписывается в русло Божьего Промысла и не должна приниматься Человеком Разумным. Кто из людей склонен к жизни в такой сатанинской совокупности явлений, мы с тобой разберем позже. Когда будем говорить о психике человека.

Многонациональное население нашей страны вне зависимости от вероисповедания может объединить только стремление жить в русле с Божьим Промыслом. Ведь Бог один, и наличие многих религий, вер не является, как это пытаются представить некоторые деятели, помехой к единению наших народов.

А что касается подтверждения существования Бога, то каждый человек может понять и убедиться в его существовании сам, лично обратясь к Нему с добрыми помыслами и намерениями, с чистой совестью или, иначе говоря, в соответствии со своей нравственностью. И если каждый человек, считая себя верующим Богу, и своими делами отвечает духу Божьего Промысла, т.е. стремится творить добро, то при обращении к Богу получит то, что просил: жизнь его и дела будут складываться соответственно благим его намерениям. И не обязательно ходить в церковь и следовать тому красочному и привлекательному ритуалу, который там служится и является обращением к Богу. Иисус Христос говорил:

“5. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтоб показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (наказание-примечание автора).

6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему (Богу- примечание автора), Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7. А, молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8.Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.”[1].

Вот, мой друг, мы заложили с тобой основной камень в твое мировоззренческое мозаичное полотно. Надеюсь, что ты понял, что представление о Боге является “началом координат”, из которого выстраиваются все внутренние и с которым соотносятся все внутренние и внешние потоки образов и мыслей Человека Разумного. От этого камня и начинается выкладывание твоей мозаики.

 


Понятие о целостности мира

 

 


Мой юный друг, в школе ты уже успел познать, что такое Вселенная, Солнце, планеты и среди них планета Земля, что такое космос, биосфера. Тебе уже известно, что от Солнца зависит жизнь на Земле, что от наличия атмосферы вокруг Земли, также зависит жизнь на Земле, что в космосе отсутствует атмосферное давление, там вакуум. Но нельзя сказать, что космос пуст, ибо через космос проходят излучения, способные погубить все живое на Земле, а также электромагнитные волны, позволяющие поддерживать связь с космическими аппаратами, посланными Человеком Разумным, наконец. Через космос проходит свет от Солнца. Тебе известно, что человек зависит от окружающей его среды, также как и эта среда зависит от человека. Ты знаешь, что многовековые леса Сибирской тайги или непроходимые джунгли Амазонки являются легкими нашей планеты. Если ты не житель сельской местности, то тебя с самого маленького возраста родители стремились увезти за город на дачу или к бабушке в деревню, где есть леса, цветущие поля, чистая речка или пруд, то есть туда, где нет городского задымленного воздуха, городской суеты, шума. Именно там, на природе, ты знакомишься с ее миром: насекомыми, птицами, разными зверями, полевым разноцветьем, многообразием лесной растительности. И если ты проявишь терпение и понаблюдаешь за жизнью муравьев, пчел, лягушек или растений, то ты увидишь много интересного и сделаешь для себя многие открытия. Твои знания о мире природы многократно умножатся. Вот, например, в 16 январе 2001 года по программе РТР утром показали одного мальчика 12-ти лет. Он занимается изучением жизни лягушек, черепах, рыб, ящериц. Наблюдает за ними часами, кормит, ухаживает. На зиму выпускает на волю, чтобы не нарушить их привычный ритм жизни (зимнюю спячку), а летом вновь ловит их и продолжает свои наблюдения. Научился делать чучела из погибших зверюшек. На основе своих наблюдений написал двенадцать научных работ о них. И самое главное, он, очевидно, понял, что в мире природы все взаимозависимо и управляемо, все гармонично, иначе бы он их не выпускал на волю к зиме. Такой любознательный школьник, наверняка, задумывается над тем, над чем не задумывался раньше: почему Солнце встает в одном и том же месте – на Востоке, почему сутки длятся 24 часа, а лето, осень, зима и весна - по три месяца, почему бывает Луна на небе не всегда круглая. У него возникнет вопрос о какой-то периодичности или, как говорят в науке, цикличности, тех или иных явлений. Он неизбежно придет к выводу, что существующая гармония самоуправляется, вернее, без участия человека, но как, пока ему не известно. А если так, то у него не появляется желание что-то уничтожать, кого-то раздавить, стрелять из рогатки в какую-то живность, то есть не возникает желание разрушить гармонию самоуправляющейся природы, вносить в нее хаос, например, разрушая муравейник. Он, несомненно, встанет в ряды Человека Разумного. Это хороший пример для подражания. А тот, кто думает, что, если человек, вырубая леса, осушая болота, бороздя на вездеходах районы вечной мерзлоты, и природа не страдает от его деятельности, так как пройдет время, и она восстановится сама, то такой человек глубоко ошибается. Природа страдает, так как на восстановительные процессы уходит не один десяток лет, а иногда просто они невозможны. Пострадает от такой деятельности и сам человек, если вовремя не примет, а, вернее, не предусмотрит заранее меры по сбережению и восстановлению природы. На то ему и дан Разум.

Вот мы и пришли с тобой к другому основополагающему камню в фундаменте твоего мировоззрения – понятию о целостности мира, а правильнее сказать, Мирозданья, взаимообусловленности, взаимозависимости и управляемости по определенным законам всех процессов, происходящих в нем. Жителями мирозданья и участниками части этих процессов являемся и мы с тобой. А раз так, то мы должны действовать в ладу со всем и всеми, что и кто окружает нас, с законами, по которым живет вся Вселеная. И если ты об этом никогда не задумывался, то задумайся сейчас, когда читаешь эти строки и постарайся понять, что развитие человека возможно только в гармонии с природой. Жизнь человека, как индивидуума, и всего человеческого общества является только частным процессом в жизни биосферы Земли. И любые процессы человеческой жизни связаны с принятием человека того или иного решения по управлению этими процессами. От правильности этих решений зависит судьба самого человека и окружающего его мира. Человек Разумный не должен, принимать неправильных решений по управлению теми или иными процессами, но он все-таки может ошибаться. Главное - во - время понять свою ошибку и внести коррективы в свои действия или ранее принятые решения. Но это уже мы затрагиваем элементы процесса управления. Об управлении мы с тобой поговорим отдельно.

 

А теперь, когда ты имеешь представление о Боге как о надмирной реальности, понял, что жить надо в русле Божьего Промысла, то есть в ладу с законами Вселенной и природой, в частности, а не в русле сатанизма, имеешь представление о мире и человеческом обществе как о едином целом, взаимозависимом и управляемом процессе, давай, поразмыслим над такими понятиями, над которыми ты, наверняка, не задумываешься, но часто встречаешь в обыденной жизни как материя, пространство, время, энергия, мера, информация. И об этом мы поговорим с тобой в другой беседе, ибо я чувствую, что утомил тебя и что тебе надо время на то, чтобы все выше обсужденное с тобой переосмыслить и уложить в мозаичное полотно твоего мировоззрения, которой будем с тобой расширять в следующих беседах.

 


 
 

Беседа вторая


И так, вернемся к концовке нашей первой беседы. Помнишь, мы хотели поговорить с тобой об известных всем и часто встречающихся в обыденной жизни словах: материя, пространство, время, энергия, мера, информация. Я думаю, что эти слова тебе тоже достаточно знакомы, но только ты никогда не задумывался об их значении, о том, что скрывается за ними, не пытался понять их суть.

- Конечно, - скажешь ты, - для меня материя - это материал из которого сшиты мои брюки или рубашка, либо построен корабль или самолет; пространство – место, ограниченное стенами дома, комнаты, либо участок дачи, ограниченный забором, либо местность в поле, ограниченная речкой и лесом; время- оно и есть время дневное или вечернее, ночное или утреннее –часы, минуты, секунды, дни, месяцы, годы, века; энергия - это я знаю из физики: тепловая, электрическая, химическая; ну, а про информацию могу сказать, что это - сведения, данные, сообщения о различных событиях в мире, культуре, спорте, которые передаются по радио, телевидению или печатаются в газетах, журналах.

Согласен с тобой и рад за тебя, что ты имеешь достаточно правильное представление об этих терминах. Но это не все. Ведь они несут в себе боле широкие смысловые понятия, и от того, как они расставлены в смысле первичности, возможно различное восприятие объективной действительности. Я сознательно употребил слово “объективной”, чтобы ты тоже мог осмысленно употреблять это слово. Объективная действительность – это мир, который тебя окружает и существует вне зависимости от тебя, вернее, от того, есть ты или нет тебя. Только ты не воспринимай это как противоречие с тем, о чем мы говорили с тобой в первой беседе: все взаимообусловлено и взаимозависимо. Например, лес, речка существуют независимо от нас с тобой, они созданы не нами (я не имею в виду искусственные лесонасаждения, каналы), но они зависимы от нас тем, что мы можем вырубить лес, изменить русло реки.

Смысловые же понятия этих слов очень и очень глубокие. Лучшие мыслители мира над ними ломали и ломают голову до настоящего времени, не находя согласия.

Дело в том, что эти понятия составляют часть мозаичного полотна мировоззрения Человека Разумного и лежат в основе такой науки как философия, которую ты еще не изучал, но будешь изучать. Но к тому времени у тебя уже сложится определенное мозаичное полотно твоего мировоззрения и тебе будет гораздо легче осваивать эту сложную науку. А пока оставим ее в покое. Но поговорим об этих понятиях в упрощенном виде, так как обойти их мы не можем.

 


Материя-информация-мера

Я не случайно вынес в заголовок очередной нашей беседы эти три понятия: МАТЕРИЯ – ИНФОРМАЦИЯ – МЕРА. До недавнего времени, а точнее говоря, до начала 90-х годов 20-го столетия, на их месте стояли, да и сейчас продолжают стоять в официальной науке, четыре понятия: МАТЕРИЯ – ЭНЕРГИЯ – ПРОСТРАНСТВО – ВРЕМЯ. На этих понятиях базировалось представление о Вселенной. Почему и как оно возникло?

Это было очень, очень давно, во время древнеегипетских жрецов и фараонов. Жрецами назывались люди, которые совершали религиозные ритуалы (жертвоприношение, молитвы и др.). Как правило, это были люди высокой культуры мысли. Они обладали знаниями, предвидением, способностью различать события, явления природы и общества. Свои знания они старались скрывать и открывали их только определенным людям, будущим своим приемникам, которых они выбирали. Они разрабатывали обряды посвящения в эти знания. Совершалось это в храмах. Вот почему выше мы с тобой говорили о внешней и внутренней связи с Богом. Этим как раз и занимались жрецы. Их знания, влияние



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: