Необходимость и целесообразность вступления России в ВТО.




Интеграция России в мировое хозяйство, переживающее процессы глобализации, поставила в повестку дня вопросы присоединения Российской Федерации к деятельности социальных институтов, имеющих своей целью регулирование международных экономических отношений. Войдя в начале 1990-х гг. в состав стран-членов МВФ и Всемирного банка, к сфере компетенции которых относятся преимущественно валютно-финансовые вопросы развития мировой экономики, Россия до настоящего времени не является полноправным участником Всемирной торговой организации как института регулирования международных торговых отношений. Попытаемся ответить в рамках данного параграфа на вопрос о необходимости присоединения РФ к ВТО и связанных с этим возможных выгодах и издержек для национальных экономических интересов страны.

Присоединение России к ВТО не может не оказать существенного влияния на экономику страны, методы регулирования ее внешнеэкономических связей, масштабы и формы взаимодействия с мировым сообществом. Это влияние, скорее всего, будет неоднозначным. В предварительном плане оценка приобретений и потерь экономики России может быть сделана путем логического моделирования.

Основные приобретения, которые может получить Россия от присоединения к ВТО, заключаются в следующем.

Во-первых, помимо политических дивидендов, следует назвать получение в отношениях со всеми странами-членами ВТО нормального и полного режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Как упоминалось во второй главе исследования, в соответствии со статьей I ГАТТ-1994 государства-члены ГАТТ обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо иной страны. То есть ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран или осуществлять по отношению к ним дискриминацию: формально все страны находятся в равных условиях и все пользуются благами, которые дают каждой из них любые меры по снижению торговых барьеров.

Безусловное получение РФ в качестве страны-участницы ВТО режима наибольшего благоприятствования важно для тех случаев, когда использование такого режима Россией, предоставленного на основе двусторонних соглашений, ущемляется странами - торговыми партнерами. Так, до недавнего времени в отношениях России с США (как, впрочем, и в отношениях последних с Китаем до его присоединения к ВТО) подобный режим предоставлялся на условиях ежегодного «вейвера», то есть каждый год Конгресс США по представлению президента этой страны решал, заслуживает ли данная страна или нет продления режима с учетом соблюдения прав человека в их американском понимании. Известные трудности на этот счет имеются и в отношениях с некоторыми другими странами, с которыми такой режим предоставлен на основе двухсторонней договоренности.

Однако следует отметить фактор, вносящий определенный риск в получение страной, входящей в ВТО, преимущества доступа к РНБ: до последнего времени США в ряде случаев избирательно предоставляли данный режим некоторым странам, независимо от их вступления в ВТО. Так, даже после вступления в ВТО на Киргизию распространялась скандально известная поправка Джексона-Вэника, связывающая предоставление стране РНБ с соблюдением в ней прав человека.

Другой основополагающий элемент недискриминации - это предоставления продукции стран-членов ВТО в странах-партнерах национального режима, подразумевающего, что в отношении импортных товаров должен применяться режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам национального происхождения (статья III. 1 ГАТТ-1994).

Во-вторых, Россия получает выход в унифицированное международное правовое пространство, опирающееся на обновленное Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (Соглашение по ТРИПС) и другие договоренности ВТО, а также на международно-правовую защиту в 148 странах-членах ВТО, гарантируемую принципами и нормами ее документов. В числе этих принципов - режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, принципы недискриминации и транспарентности (прозрачности) регулирования внешней торговли, которые могут обеспечить российским экспортерам и импортерам предсказуемые условия деятельности. Кроме того, Россия приобретет:

- защиту от дискриминационного применения иностранными государствами таможенных сборов, внутренних налогов, акцизов и технических барьеров;

- гарантию против необоснованного использования других торговых, технических и политических средств в отношении экспортных и импортных операций российских участников внешнеторговой деятельности;

- свободу транзита для своих товаров.

Все это создаст более благоприятные условия для торговли отечественных предпринимателей и будет содействовать развитию и повышению эффективности внешнеэкономических связей страны.

При этом, однако, следует учитывать, что возможные преимущества от использования норм ГАТТ и ВТО, в том числе относительно

нетарифных ограничений, экспортных субсидий, защиты интеллектуальной собственности, иностранных инвестиций, ряда других аспектов внешнеэкономической деятельности, могут быть в полной мере использованы лишь тогда, когда Россия преодолеет свою роль поставщика на мировой рынок почти исключительно сырья и топлива и станет занимать на нем место серьезного экспортера продукции высокого уровня переработки, включая наукоемкую продукцию, а также займет достойное место в международном научно-технологическом обмене, мировом инвестиционном процессе.

Можно упомянуть также о создании в системе ВТО механизма регулярного представления странами-членами и ее Секретариатом обзоров торговой политики, удерживающего членов ВТО от нарушения правил и формирующего нормальный торгово-политический климат в международных экономических отношениях.

В-третьих, одновременно с правом на защиту от недобросовестной конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит возможность реализовать это право посредством использования специального механизма ВТО для разрешения споров, достаточно эффективного, как показала практика его применения. Особое значение для России может представлять этот механизм в вопросах применения против ее экспортеров антидемпинговых мер и урегулирования связанных с этим споров, поскольку сейчас во многом произвольные обвинения России в демпинге, все чаще имеющие место со стороны США, ЕС, ряда других стран, приносят ей ежегодно ущерб на колоссальные суммы (по существующим оценкам, в миллиард и более долларов ежегодно).

В-четвертых, вступление России в ВТО может расширить доступ отечественных предпринимателей к внешним рынкам в результате создания более благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества с другими странами, поскольку в итоге Уругвайского раунда переговоров приняты документы, направленные на либерализацию этого сотрудничества: Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (Соглашение по ТРИМС) и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Предусматриваемая указанными соглашениями отмена некоторых ограничений, с одной стороны, будет содействовать расширению международной производственной кооперации и других форм делового взаимодействия на мировом рынке, сотрудничеству в процессе создания и эксплуатации совместных предприятий, осуществлению совместных исследований, производства и сбыта продукции, обмена объектами интеллектуальной собственности. Эти формы экономических связей, за которыми будущее, обладают значительной привлекательностью для России, особенно если их результатом является создание промышленных предприятий, расположенных на российской территории и создающих не только рабочие места, но и базу для дальнейшего развития страны.

С другой стороны, использование данных соглашений будет в перспективе способствовать облегчению доступа российских участников внешнеэкономической деятельности на международные рынки капитала. Даже в нынешней экономической ситуации легальный вывоз капитала из России имеет немалое значение для развития ее внешней торговли, особенно с развивающимися странами, учитывая, что многие из них осуществляют политику индустриализации. Запрещение участникам Соглашения по ТРИМС использовать ряд мер торговой политики, оказывающих негативное влияние на иностранные инвестиции -небольшой, но важный шаг в направлении улучшения национального климата для зарубежных инвесторов.

В-пятых, став членом ВТО, одной из крупнейших и влиятельнейших международных экономических организаций, Россия получит возможность участвовать в дальнейшем формировании правил развития мировых торговых связей, руководствуясь своими национальными интересами.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: