ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА




Понятие, предмет экологического права.

Виды и методы экологического права.

Экологические правонарушения и ответственность за их совершение.

 

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Термин "экология" возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение).

Сначала экология развивалась как часть биологии. "В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой...

В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия".

Так или иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об охране окружающей среды", интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс "экологизации" отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

"Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Знаковой была знаменитая работа О.С. Колбасова "Экология: политика-право", вышедшая в издательстве "Наука" в 1975 г. Конечно, благодаря работам Г.Н. Полянской, Н.Д. Казанцева и других специалистов некая база была создана, но эколого-правовую парадигму, основу современного экологического права (и именно его) представил и сформулировал О.С. Колбасов. Не менее значительна была и роль В.В. Петрова, представителя университетской науки, написавшего первые учебники экологического права в нашей стране, не только сформировавшего основы преподавания экологического права, но и сыгравшего самую важную роль в создании Закона "Об охране окружающей природной среды", принятого 19 декабря 1991 г."

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Система экологического права - это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" относит к объектам охраны окружающей среды:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Объекты правовой охраны окружающей среды (ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды")

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

В рамках общего представления о природных ресурсах Российской Федерации приведем следующие показатели. "Российская Федерация - самая крупная страна мира и занимает территорию свыше 17 000 тыс. кв. км (11,4% суши планеты). В России представлены экосистемы девяти биомов: полярные пустыни, арктические и субарктические тундры, лесотундры, тайга, широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни. Около 69% земель России приходится на леса, которые составляют 22% от площади лесов мира (и 26% по объему запасов древесины). Второе по площади место среди типов естественных угодий принадлежит природным сенокосам и пастбищам - свыше 4 млн. кв. км. Морские побережья России имеют протяженность около 60 тыс. км. Россия обладает самыми богатыми в мире ресурсами водно-болотных угодий (около 120 тыс. рек общей длиной 2,3 млн. кв. км болот). В России находятся местообитания многих редких и исчезающих видов растений и животных, включенных в Красную книгу Всемирного союза охраны природы и Красную книгу России (атлантический морж, серый тюлень, белый медведь, редкие виды гусей, казарок, лебедей, хищные птицы и др.), и крупные популяции ряда видов, находящихся на грани исчезновения в иных регионах мира (медведь, волк и др.). Сохранение биоразнообразия insitu обеспечивается более чем 15,5 тыс. различных охраняемых природных территорий (разных категорий, режима охраны, уровня управления), общая площадь которых превышает 11% площади страны.

Объектами экологического права является сама окружающая среда, а также экологические права человека.

Общество окружено природой. Общественная жизнь, производство, человек и его сознание существует на базе природных материалов, действует в соответствии с природными закономерностями. Природа для общества имеет многогранное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое.

Любые потребляемые человеком продукты создаются путем использования природных ресурсов. Неоценимо оздоровительное значение природы. Воздух в сосновом бору насыщен озоном, он лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.

Понятие «природа» относится к основополагающим в сфере экологического права. В естественнонаучном смысле природа - это вся Вселенная, совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющихся продуктом трудовой деятельности человека. Но как объект отношений, регулируемых экологическим правом, понятие «природа » ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

В понятие «природа» (в юридическом смысле) включают некоторые объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба и т.п.

Основными критериями при определении правового статуса природного объекта служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил.

Термин «экология » (экос - местообитание, дом; логос - наука) был предложен немецким ученым Эрнстом Геккелем в прошлом веке. Экология изучает взаимосвязи организмов между собой и окружающей природной средой. Экология - это биология окружающей среды.

Окружающая среда - одна из наиболее фундаментальных категорий современной науки. Именно окружающая среда, а не природа является интегрированным объектом правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы.

Понятие «окружающая среда» было введено в науку экологии во второй половине XIX в. немецким биологом Якобом Икскюлем. Это было сделано, как он писал, «для обозначения внешнего мира, окружающего живые существа в той мере, в какой он воспринимается организмами чувств и органами передвижения животных и побуждает их к определенному поведению».

Как объект природоохранного законодательства понятие «окружающая среда» в экономически развитых странах вошло в употребление в 60-70 гг. XX в., то есть в то время, когда состояние природы было признано в некоторых из них (США, Японии, Великобритании, Германии, Франции и др.) как кризисное. В нашей стране это понятие было введено в оборот позже (1991г.).

Экологическая система – понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн), где процедуры обмена веществ и энергии под воздействием антропогенной деятельности человека происходят во много раз быстрее, чем в естественных экосистемах.

Анализ экосистемы как понятия многоаспектного и многостороннего, взаимосвязанного со всеми сферами деятельности человека, в большей или меньшей степени позволяет определить ее существенные свойства, имеющие важное значение в плане правового регулирования.

Следует отметить, что отдельного правового акта, регламентирующего общие принципы охраны и использования экосистем, не существует, что обусловлено их разнообразием, различной территориальной сферой существования и природными особенностями каждой из них.

При правовом анализе каждой экосистемы следует помнить о наличии существенных свойств экосистем, их экоциклах.

1. Замкнутость, самостоятельное функционирование экологической системы. Любое, даже косвенное, вмешательство в экосистему оказывает на нее влияние. Наличие экологических проблем, связанных с естественной деятельностью человека, требует разобраться в механизмах, которые поддерживают целостность и функциональную устойчивость экосистем. Разобраться и взять контроль на себя. Здесь неизбежно встает вопрос, который экологи считают важнейшим: искусственно формировать устойчивые, нужные человеку, продуктивные экосистемы. Замкнутость экологических систем обязывает всех граждан и организации учитывать экологические последствия своих действий.

2. Взаимосвязь экологических систем, которая приводит к созданию природных комплексов.

При использовании природных объектов необходим комплексный подход, который в практике экологопользования получил название ландшафтного. Ландшафтный подход в использовании природных объектов предполагает постоянный уход за ландшафтом, включающий систему регулярных мероприятий, направленных на поддержание свойств ландшафта в состоянии, при котором успешно выполняются возложенные на него функции.

3. Биопродуктивность. Способствует самовоспроизводству экосистемы, выполнению той или иной ее функции, что определяет и различный правовой статус земель. Дифференциация земель в зависимости от цели их использования является естественно обусловленной их биопродуктивной функцией, экономическими и экологическими аспектами.

Самовоспроизводство экосистемы – это способность ее к саморегуляции, самовозрождению. В начальный период развития промышленности в России, когда происходили незначительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в водоемы и т. п., процесс саморегуляции осуществлялся до тех пор, пока эти загрязнения и сбросы в огромных количествах не привели к необратимым изменениям в экосистемах.

Данные признаки, характеризующие экосистему, позволяют определить понятие экосистемы, выступающей в качестве объекта правового регулирования.

Экологическая система – это естественная сфера окружающей среды, обладающая замкнутой системой взаимосвязей ее составных компонентов, придающей ей устойчивость, взаимосвязанная с другими устойчивыми экологическими экосистемами и имеющая определенную биологическую продуктивность.

Проблема взаимодействия общества и природы, их гармонического единства постоянно находится в поле зрения человечества с момента его возникновения. Мыслителями античного мира и эпохи Возрождения разработаны различные идеи по созданию модели экологически устойчивого развития, выдвинуты важные теоретико-методологические аспекты, творчески развитые с учетом требования времени и жизни представителями разных наук в современных условиях.

В современный сложный период взаимодействие общества и природы с каждым днем усугубляется и усложняется. Идет нарастание глобальных экологических угроз, обективных процессов экологизации экономики и всей человеческой деятельности. В этих условиях расширяется круг объектов не только экономической науки, но и других наук, охватывающий взаимосвязь производства, социальной жизни, медицины и экологии. Отсюда основными принципами нашего подхода к этой проблеме явдяются: рассмотрение природы и общества как генетического единства двух диалектически взаимосвязанных систем, признание опосредующей роли общественного производства во взаимосвязи между ними, подход к окружающей природной среде как моменту процесса общественного производства.

Равновесие между обществом и природой выступает необходимым условием и результатом устойчивости социально-экономического развития, в то время как его нарушение подрывает процесс воспрозводства всех факторов производства, делает не возможным экономический рост и социальный прогресс в национальном и глобальном масштабах. Поэтому, на наш взгляд, сведение прогресса лишь к макроэкономическому развитию рыночного типа чревато опасностью подрыва взаимоотношения между обществом и природой, воздействующего на экономическое, физиологическое, нравственное, экологическое благополучие общества.

В современный период развитие рыночной цивилизации подошло к последней на наш взгляд, точке, отделяющей от вселенских катаклизмов и катастроф. В этих условиях, для предотвращения последних, необходимо на всемирном и национальном уровнях вносить коррективы в критерии, цели, задачи и механизмы развития.

Создание механизма экологически устойчивого развития требует его регионализации, ибо процессы природопользования, наряду с глобальными и федеральными, носят ярко выраженный региональный характер. Необходимы: учет природохозяйственной специфики региона, комплексная эколого-экономическая оценка территории с использованием различных методов, регулирование социально- экономических процессов, основанные на эколого-экономических и социально-экологических подходах.

В истории формирования природоохранной деятельности можно выделить следующие основные формы взаимодействия природы и общества: видовая и заповедная охрана природы - поресурсная охрана - охрана природы - рациональное использование природных ресурсов - охрана cреды обитания человека - охрана окружающей cреды. Соответственно расширялось и углублялось само понятие природоохранной деятельности.

Охрана природы - cовокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности - рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

На рубеже 50-х гг. ХХ в. возникает еще одна форма охраны - охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей среды - новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. Очень близок по содержанию и объему к этому понятию принятый рядом авторов термин «охрана биосферы».

Охрана биосферы - это система мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях и направленных на устранение нежелательного антропогенного или стихийного влияния на функционально взаимосвязанные блоки биосферы (атмосферу, гидросферу, почвенный покров, литосферу, сферу органической жизни), на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

В истории формирования природоохранной деятельности можно выделить следующие основные формы взаимодействия природы и общества: видовая и заповедная охрана природы - поресурсная охрана - охрана природы - рациональное использование природных ресурсов - охрана cреды обитания человека - охрана окружающей cреды. Соответственно расширялось и углублялось само понятие природоохранной деятельности.

Охрана природы - cовокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности - рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

Охрана окружающей среды тесно связана с природопользованием - одним из разделов прикладной экологии.

Природопользование - общественно-производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий.

По Н. Ф. Реймерсу, природопользование включает в себя:

а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;

б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть нерациональным и рациональным.

Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскуднению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

По Ю. Одуму, рациональное природопользование преследует следующие основные цели:

• обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха;

• обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления.

В нынешний, современный этап развития проблемы охраны окружающей среды рождается новое понятие - экологическая безопасность, под которой понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на благоприятную окружающую среду.

Научной основой всех мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение экзистенционного потенциала.

Экосистемы имеют следующие предельные границы такой экзистенции (существования, функционирования), которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии:

• предел антропотолетарности - устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, влиянию пестицидов, вредному для млекопитающих и орнитофауны и т. п.;

• предел стохетолерантности - устойчивости против стихийных бедствий, например, действия на лесные экосистемы ураганных ветров, снежных лавин, оползней и др.;

• предел гомеостаза - способности к саморегуляции;

• предел потенциальной регенеративности, т. е. способности к самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении этих пределов и достижении высокой продуктивности всех звеньев трофических цепей природных экосистем. Другими словами, экологически сбалансированное природопользование возможно лишь при использовании «экосистемного подхода, учитывающего все виды взаимосвязей и взаимовлияний между средами, экоценозами и человеком». Нерациональное природопользование в конечном счете ведет к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природопользование создает предпосылки для выхода из него.

Наукой экологического права к на­стоящему времени выработаны определенные основополагающие понятия, смысловые установки которых наполняют содержание экологических право­отношений, формируют поведение их участников. Такие понятия носят на­звание принципов.

В последние годы наметилась тенденция включения принципов отдель­ной статьей в состав федеральных законов. Так, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» перечисляет двадцать три основных прин­ципа охраны окружающей среды, а в ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» закреплены семь основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха. В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ законодатель пошел еще дальше, определив одиннадцать ос­новных принципов земельного законодательства.

Большинство из этих, а также иных закрепленных в законодательных актах принципов законодательства и деятельности являются производными от принципов экологического права, число которых у разных авторов варь­ируется.

Поскольку в нашу задачу не входит перечисление всей совокупности как закрепленных, так и не нашедших закрепления в экологическом законода­тельстве принципов, имеет смысл назвать лишь наиболее важные из них.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека означает, что природопользование должно осуществляться таким образом, чтобы не созда­вать угрозу для жизни людей, не причинять вреда их здоровью. Равно как ох­рана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности имеют своей целью сохранение благоприятной для человека среды обитания.

Принцип рационального использования природных ресурсов заключа­ется в том, чтобы по возможности максимально использовать добываемые природные богатства, не допуская, например, выборочных вырубок лесов, необоснованного образования отходов из тех компонентов природы, которые можно освоить с учетом современного уровня развития науки и техники.

К числу важных принципов экологического права нужно отнести прин­цип платности природопользования, согласно которому всякое загрязне­ние окружающей среды, а также изъятие ее компонентов в процессе хозяйст­венной деятельности должно быть компенсировано природопользователем в разумных размерах, позволяющих направить вырученные средства на вос­становление утраченных либо загрязненных природных объектов.

Принцип неотвратимости ответственности за совершение экологиче­ских правонарушений означает, что всякое деяние (действие или бездейст­вие), совершенное в противовес установленным экологическим требованиям, должно влечь за собой установленную законом ответственность.

Таким образом, э кологическое право можно характеризовать как систему правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Каждая отрасль права характеризуется также присущими ей методами, под которыми понимают способы воздействия на участников соответст­вующих правоотношений. Применительно к экологическому праву выде­ляют два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Действие императивного (административно-правового) метода бази­руется на неравенстве правового статуса субъектов, вступающих в соответ­ствующие правоотношения. При этом один из субъектов выступает, как правило, в качестве представителя публичной власти (допустим, инспектор органа экологического контроля), а другой, к примеру, является природопользователем, обязанным исполнять требования первого. Характерное проявление этого метода правового регулирования находит выражение в процессе дачи уполномоченным на то лицом природопользователю обяза­тельных к исполнению предписаний об устранении имеющихся нарушений. Безусловно, можно обжаловать в вышестоящий орган, в прокуратуру либо в суд такое решение контролирующего органа. Но в случае, если он окажется прав, исполнять требования, содержащиеся в предписании, все равно при­дется, поскольку они вытекают из предоставленных ему законодательством полномочий. Напротив, сущность диапозитивного (гражданско-правового) метода заключается в том, что вступающие в правоотношения субъекты формально равны и свободно (предполагается, что без принуждения) выражают свое во­леизъявление, заключая, например, договора на, тот или иной вид природо­пользования. При этом и уполномоченные органы публичной власти, и по­тенциальные природопользователи наделяются помимо прав взаимными обязанностями, невыполнение которых в последующем может стать предме­том судебного разбирательства.

Вместе с тем, в чистом виде диспозитивный метод выступает не часто (допустим, при заключении предприятием-природопользователем договора со страховой компанией о добровольном экологическом страховании ответ­ственности перед третьими лицами), поскольку в большинстве случаев при­обретаемые путем заключения того или иного договора на природопользова­ние права могут быть реализованы соответствующим субъектом лишь при соблюдении определенных условий административного характера: получе­нии лицензии (разрешения) на конкретный вид деятельности либо после го­сударственной регистрации вновь возникающих прав. Таким образом, право­мерно говорить о наличии смешанного метода в экологическом праве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: