Психологические методы изучения поведения человека в юридически значимых ситуациях.




Метод — это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки.

1.Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.

Во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диалоге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать.

Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом ее начале. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

2.Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения.

Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставление результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

В ходе наблюдения юрист может столкнуться и с наиболее распространенными ошибками (так называемый гала-эффект, или эффектореола, приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых им фактов, с «ошибками усреднения», с ошибками,возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления.

В целях повышения достоверности наблюдения, нейтрализации ошибочных суждений необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях.

 

3.Метод самонаблюдения (интроспекции).

Данный метод возник на рубеже XIX—XX вв. Он состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.

Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками.

4.Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности. Например, следователь в соответствии со ст. 183 УПК РСФСР вправе производить следственный эксперимент. В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также и по некоторым другим вопросам.

Широко используется экспериментальный метод при проведении судебно-психологической экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания. С помощью специально разработанных экспериментально-психологических методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических процессов.

5.«Биографический» метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социальнопсихологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, во время бесед с ним выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д.

6.Метод обобщения независимых характеристик. Перечисленные выше методы существенно дополняются методом обобщения независимых характеристик. Данный метод позволяет увидеть личность во всех ее проявлениях, оценивать человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение. Так, например, чтобы наиболее полно охарактеризовать субъекта, совершившего преступление, бывает недостаточно одной лишь характеристики с его последнего места работы. Существенно дополнят представление о нем характеристики с других мест, где он учился или работал, мнение о нем его родных, знакомых. И хотя в каждой из этих характеристик могут содержаться элементы одностороннего подхода к оценке его личности, в целом же, поскольку все эти сведения независимы друг от друга, они позволяют составить о виновном объективное мнение.

 

7.Анализ результатов деятельности. Данный метод в совокупности с другими особенно широко применяется при изучении личности разыскиваемых преступников. Например, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, интеллекте, психическом состоянии, в котором мог находиться обвиняемый в момент совершения преступления, о мотивах преступления. В последние годы в качестве разновидности данного метода стал применяться метод составления психологического портрета преступника, с помощью которого составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в себя не только его психологические, но и поведенческие и даже чисто внешние, физические признаки.

 

 

2)Процесс правовой социализации и жизненный сценарий личности.

Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом.

Высший уровень правовой социализации — поведение личности на основе правосолидарных установок — привычное правоисполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. При этом нормы права соблюдаются не из страха наказания и даже не из чувства солидарности с правом, а по настоятельной нравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно.

Дефектность правовой социализации может проявляться:

• в недооценке ценности права (правовой негативизм);

• в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм);

• в активном неприятии норм права (правовой нигилизм);

• в сознательном преступном поведении.

Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности.

Мораль и право — две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности — социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция — мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность — сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно и нормами права, и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности — конфликт норм — устраняется, как правило, возобладанием норм нравственности. Но нельзя считать, что нравственность выше права. Само право для социализированной личности является нравственной ценностью.

Добровольно контролировать свое поведение социальными эталонами может только нравственная личность. Нравственное поведение— высший критерий человеческого поведения и основная предпосылка правоисполнительного поведения.

Нормы нравственности определяют культуру отношений между людьми, сложившуюся в многовековой истории человечества. В нравственности выражаются базовые потребности социума. Пересекаясь с другими формами соционормативной регуляции (правом, обычаями, традициями), нравственность имеет свою специфику.

Требования нравственности формируются стихийно, само- воспроизводятся в практике массового поведения. Они являются отражением исторического опыта в массовом сознании. Выполнение норм нравственности неуклонно контролируется социумом. Нравственные санкции — одобрение или осуждение — имеют идейно-духовный характер, адресуются в духовный мир индивида. Нравственная личность — индивид с развитым внутриличностным социальным контролем. Развитость механизма внутриличностного контроля является основой и правовой социализации личности.

Массовое исследование образа жизни преступников до совершения ими преступления показало, что все они до осуждения систематически совершали аморальные проступки.

Правонарушения совершают социально дезадаптированные лица. Социальная дезадаптация личности уходит истоками в раннюю юность и даже в отроческий период жизни индивида. Асоциальная личность формируется, как правило, в ответ на труднопреодолимые для нее жизненные коллизии. В этих условиях личность легко включается в асоциальную субкультуру и формирует свою асоциальную жизненную стратегию.

Преступления совершает индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, хорошо принимающий себя и в качестве «плохого человека», положительно утверждающий себя в этом своем качестве.

Все люди хотят быть хорошими, но различно само понимание ими хорошего. «Обыкновенно думают, — писал Л. Н. Толстой в романе «Воскресение», — что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и; своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют о себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем месте в ней понятие».

Это же отмечает и Ф. М. Достоевский: «Преступник, восставший на общество, ненавидит его и почти всегда считает себя правым, а его виноватым».

Поведение асоциального индивида определяется его представлениями о выгодах и невыгодах определенных поступков. Он склонен к оправданию всего того, что считает выгодным. Для этого он использует мощный механизм оправдательной мотивации, маскирующих мотивов. Представления тех благ, которые он может получить, резко снижают его способность критического отношения к используемым при этом средствах. И чем примитивнее психическая организация индивида, тем меньше его беспокоит моральная сторона используемых им средств.

 

Поведение людей в значительной мере зависит от взаимодействия сознания с малоосознаваемыми, подсознательными и бессознательными процессами. Правовые установки, правовая интуиция — все это полуавтоматизированные, в значительной мере подсознательные явления. Однако в своем генезисе они неизбежно связаны с сознательной деятельностью человека — с его категориально-ценностной ориентацией в действительности. Все составляющие правовой психологии — единый системный механизм адаптивного поведения личности и социальной группы. Правовые и общесоциальные ценности, представления и устремления людей слиты в единый психологический механизм их поведения.

Системным, комплексным является и механизм правовой социализации личности.,Правовая социализация индивида предопределяется его общесоциальной социализацией. Все, что противодействует нормальной социализации личности, неизбежно ведет и к дефектам правовой социализации. Особенно опасны для индивида стихийные влияния негативных сторон действительности. Десоциализируется тот индивид, который не охватывается релевантными для него средствами социально-положительного воздействия.

Поведение асоциальной личности связано с утратой ее социально-положительных притязаний. Девиантность становится для личности средством извращенного самоутверждения.

Социальная дезадаптация личности связана в ряде случаев не только с ценностной дезориентацией, но и с несформированностью у нее социально-положительных способов самоутверждения. К низменным формам поведения прибегает приниженная обществом личность.

Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Зарождается стремление индивида противостоять враждебной для него среде. Референтными для него становятся асоциальные группы. Индивид изыскивает средства самоутверждения в этих группах. Алкоголик, вор, хулиган утверждаются в асоциальной среде утрированием своих асоциальных качеств.

Эта негативная социальная идентификация порождает у личности новые, асоциальные критерии эффективности своего поведения. Несостоявшаяся социальная адаптация неизбежно оборачивается социальной дезадаптацией — сначала делинквентностью, а затем и преступностью. При этом сползание к асоциальности подкрепляется механизмом защитной мотивации («Все так живут», «Иначе не проживешь», «Они «наверху» тоже воруют» и т. п.).

Итак, для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять базовые социальные ценности, усвоить (интернализировать) основные нормы и способы социализированного поведения. Правовые представления и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.

Правовая социализация личности связана, конечно, не только с присвоением ею социальных ценностей, но и со специальным формированием правовых представлений и навыков правоисполнительного поведения, с формированием правосознания личности.

 

 

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности. Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д. На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

кому-то твердят о ценности образования;

кому-то о замужестве;

кому-то о самореализации;

кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);

для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают. Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко. Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать стереотипы, начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».

Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».

Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».

Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.

 

Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.

Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

«Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.

«Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.

«Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

В структуру сценария входят следующие элементы:

Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.

Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.

Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».

Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.

Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.

Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.

Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским воспитанием.

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

«Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».

«Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.

Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.

Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».

Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Берн рекомендовал честно ответить на 4 вопроса и проанализировать результат:

 

Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.

Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.

Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.

Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать социальные роли, способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.

Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.

Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его индивидуальные особенности и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, темперамент. А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

 

 

3)Социально-психологический анализ механизма преступного деяния (на 
примере личности преступника или преступной группы).

Механизм преступного деяния — временной и динамичный порядок связи отдельных этапов, обстоятельств, факторов подготовки, совершения и сокрытия следов преступления, позволяющих создать картину процесса его совершения.

В криминологии механизм преступного деяния не имеет однозначного понимания. Очевидно, от его понимания зависит процесс анализа преступного деяния. Под механизмом преступного деяния, согласно М.И. Еникееву, понимается совокупность системообразующих элементов преступного деяния (мотивы, цели, поводы, способы преступного деяния, особенности его совершения, отношение преступника к содеянному и т.д.).

Следовательно, элементами психологического механизма конкретного поступка являются: 1) нравственные свойства личности, которые с этим поступком непосредственно связаны; 2) потребности — внутренний побудитель активности личности преступника;

3) интересы — реальная причина социальных (антисоциальных) действий, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п.; 4) мотивы - внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами, чувствами, возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретной ситуации; 5) цели — представление субъекта о желаемом преступном результате, к достижению которого он стремился, совершая преступное деяние.

Кроме того, механизм преступного деяния включает следующие этапы его совершения:

формирование нравственных свойств — этап, объективно и субъективно обусловливающий систему поведения субъекта до, в момент и после совершения преступления;

актуализация нравственных свойств - этап, на котором происходит их объединение по признаку значимости и важности для настоящего момента;

принятие поведенческого решения — этап, на котором происходит принятие решения, соответствующего модальной направленности преступного деяния;

реализация преступного деяния.

Преступная направленность деяния обусловлена не только особым характером психологического механизма его совершения, отличного от механизма правомерного деяния, но и дефектами отдельных звеньев общего механизма и искажениями на различных этапах его формирования.

Подобные дефекты и искажения превращают поступок в преступное деяние, могут относиться к любому названному звену психологического механизма, к одному или нескольким этапам его функционирования, иметь различный «удельный вес», различную положительность действия. При этом следует иметь в виду, что дефекты и искажения в условиях нравственного формирования обычно отделены по времени от самого преступного деяния и в момент его совершения, особенно взрослым лицом, уже отсутствуют.

 

Не столь часто и в меньшем масштабе «сдвиг во времени» в действии причин и условий индивидуального преступного поведения имеет место и применительно к этапам актуализации потребности и принятия решения. Порой они по времени отстают от преступного деяния, в течение которого происходит обдумывание, подготовка, приискание средств, выжидание удобного момента и т.д. Для этапа осуществления преступного решения, который обычно совпадает с самим преступным деянием, подобный разрыв во времени не характерен.

Анализ звеньев и этапов психологического механизма преступного поведения позволяет выявить его дефекты и искажения, приводящие к преступлению, причины и условия подобного искажения и на этой основе осуществить превентивные меры.

Психологический механизм преступного деяния раскрывает социальную природу подобного поведения. Очевидно, преступное деяние представляет собой акт сознательной волевой человеческой деятельности, связанный с удовлетворением потребности. Осознанная и осмысленная человеком потребность, признанная им существенной, лично значимой и подлежащей удовлетворению, обретает значение интереса. Интерес — это непосредственная субъективная причина конкретного поступка или определенной линии поведения. Несовпадение индивидуального и общественного интересов, противопоставление и предпочтение индивидуального интереса общественному, закрепленному и охраняемому правом, создают конфликт, который может привести к преступлению. Наиболее опасные случаи удовлетворения личного интереса в ущерб общественному интересу по закону являются преступным деянием.

Следовательно, непосредственной психологической причиной отдельного преступного деяния является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки общественным интересам.

С точки зрения социального содержания и значения потребности разделяются: а) на жизненно необходимые, обеспечивающие условия существования человека (еда, тепло, самозащита и т.д.); б) нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, общение, самовыражение, стандартные бытовые условия); в) деформированные — искаженные за счет гипертрофирования жизненно необходимых нормальных потребностей; г) извращенные, антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности (пьянство, сексуальный разврат, наркомания, проституция и пр.).

Сами по себе общественно опасны и наиболее чреваты совершением преступного деяния антисоциальные, извращенные потребности. Но их удовлетворение в общем массиве всех преступных деяний составляет 10—12%. В большинстве же случаев преступные деяния связаны не с содержанием потребности, а с характером, способом ее удовлетворения. В целях ее удовлетворения индивид осмысливает имеющиеся для этого объективные возможности, оценивает все, что способствует и препятствует этому, и ставит перед собой конкретную цель, для достижения которой избирает определенные пути и средства. При этом индивид неоднократно осуществляет выбор соответствующего решения: удовлетворить потребность или воздержаться, каким путем ее удовлетворить, какие средства для этого избрать и т.д.

Возможность такого выбора определяется наличием различных вариантов решения. Если вариантов нет, то поступок в некоторых случаях может и не стать преступным.

 

Необходимость выбора связана с различной социальной значимостью этих решений, а сам выбор зависит от нравственной сущности человека [6, с. 152]. Подобный выбор зависит от объективных обстоятельств, в которых находится человек, — в частности, от наличных возможностей для удовлетворения испытываемой потребности. Но в большей степени подобный выбор обусловлен нравственными свойствами индивида. При этом преступность совершаемого деяния определяет преимущественно не сам по себе характер испытываемой потребности, а то, что она удовлетворяется недозволенными способами или средствами, ценой существенного нарушения общественных интересов.

Из указанного следует, что важными направлениями профилактики преступных деяний являются: надлежащее нравственное формирование личности; выработка у каждого индивида социально оправданных потребностей; умение регулировать и согласовывать их с общественными интересами; подчинение требованиям социальной необходимости.

Таким образом, нравственные свойства человека, влияющие на совершение им конкретного поступка, складываются на протяжении всей предшествующей его жизни, под влиянием совокупности условий, в которых эта жизнь протекает.

Задача состоит в том, чтобы устранить негативные условия или максимально ограничить их отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование высоконравственной личности, не способной совершить деяние.

На нравственное формирование личности влияют различные типы (виды) социальной микросреды: семейно-бытовая, учебно- воспитательная, воинская, спортивная, религиозная и т.д.

Влияние указанных типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам и может характеризоваться разными отношениями:

положительное влияние одного типа может дополняться и приумножаться таким же влиянием другого;

отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого;

отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого;

положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого.

В целом как определенную закономерность можно отметить своеобразную «цепную реакцию», взаимное дополнение различных отрицательных влияний, исходящих из разных типов социальной среды.

Социальная среда находится во взаимодействии с характеристиками личности, разных ее типов, в разрезе разных ее уровней, в динамике, с учетом дифференциации различных сфер жизнедеятельности, с использованием такого механического приема, как условное выделение преступности в качестве относительно самостоятельного, целостного явления.

 

Различают тройной механизм социальной детерминации преступного поведения: во-первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, путем дачи ей предписаний противоправного или противоречивого характера; в-третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие или облегчающие выбор преступного варианта поведения.

Механизм преступного поведения лица, совершающего преступное деяние, состоит из формирования мотивации, принятия решения о совершении преступного деяния, исполнения принятого решения, посткриминального поведения.

Мотивация включает в себя процесс возникновения, формирования мотива преступного поведения и его цели. Мотив поведения — это внутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами, чувствами, возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретной ситуации. Вслед за мотивом формируется цель как предвидимый и желаемый результат определенного деяния. Цель — представление субъекта о желаемом преступном результате, к достижению которого он стремился, совершая преступное деяние. При принятии решения о совершении преступного деяния происходит прогнозирование возможных последствий реализации возникшего желания, планирование поведения с учетом реальной обстановки, собственных возможностей и других обстоятельств, а также выбор средств. Вслед за принятием решения наступает стадия его исполнения — собственно совершение преступного деяния.

На этапе посткриминального поведения преступник анализирует происшедшее, наступившие последс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: