Теория о Яумбаевской «борьбе»




«Изначально племена башкир, которые впоследствии заселили яумбаевские леса и поля, проживали на холмистой местности близь южного берега озера Увильды (ныне Карабашский городской округ). Но после пожара в поселении, по одной версии и миграции животных, по другой версии, башкирские племена мигрировали и стали жить на нынешних территориях деревень Большая и Малая Яумбаева» -так гласит легенда местных жителей, которые поведали мне историю своей малой Родины.

Я же готов предположить, что у миграции башкирских племён есть иная причина – русская колонизация. Как известно,после завоевания Казанского ханства, царь Иван IV обратился к башкирам с предложением добровольно войти в состав Русского царства.

Во время народных собраний (йыйынов) башкирских родов были избраны представители и организовано посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.

Народное собрание

В 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А. Б. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры — байлар, буляр, гайна, ирэкте, каратабын, уран, а затем центральные — мин и юрматы, юго-восточные — бурзян, кыпсак, тамьян, усерган, восточные племена башкир — табын, кудей и другие.

Заключительным этапом вхождения башкир в состав Русского государства была поездка в 1557 году их послов в Москву, где завершились переговоры с московскими властями, и башкиры получили жалованные грамоты от царя Ивана IV. В грамотах были изложены основные условия присоединения, предводители башкирских племён были пожалованы в тарханы и князья, а некоторые произведены в старосты. Грамоты царя Ивана IV являлись договором между Российским государством и башкирами.Часть зауральских (северо-восточных) башкир была присоединена в ходе борьбы войск Кучумовичей с российскими, то есть в конце XVI — начале XVII века, после прекращения существования Сибирского ханства.

Въезд плененного Кучумова семейства в Москву. 1599 г.

При жизни Ивана Грозного условия соглашения соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как «Белый царь» (башк. Аҡбатша). С приходом к власти дома Романовых в XVII веке политика царизма в Башкирии сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле встали на путь их нарушения. Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662—1664 гг., 1681—1684 гг., 1704—11/25 гг. Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662—1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681—1684 гг. — свободу исповедания ислама.

После восстания 1704—1711 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию. В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, Казани (1708 г.) и даже гор Кавказа. Людские и материальные потери были огромны.

Башкирское восстание

Самым тяжёлым по потерям для самих башкир является восстание 1735—1740 гг., в ходе которого был избран хан Султан-Гирей (Карасакал). В ходе данного восстания многие наследные земли башкир были отняты и переданы служилым мещерякам. По подсчётам американского историка А. С. Доннелли, из башкир погиб каждый четвёртый человек.

Хан Султан-Гирей

Следующее восстание разразилось в 1755—1756 гг. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена лёгкого ясака (единственного налога на башкир, который брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности, планы одновременного выступления башкир всех четырёх дорог, на этот раз в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны. Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкортостана, мишарь ГабдуллаГалиев (Батырша). В плену мулла Батырша написал своё знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником. При подавлении восстания, ряд участвовавших в восстании эмигрировали в Киргиз-Кайсацкую Орду.

Мишарь ГабдуллаГалиев

Последним крупным башкирским восстанием принято считать участие в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Емельяна Пугачёва: один из руководителей этого восстания Салават Юлаев остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем.

Салават Юлаев – национальный герой Башкирии

Уже после всех событий, после 1763 года было основано поселение Татылбаева, на современной территории деревни Большая Яумбаева. Благодаря вышеописанной информации можно сделать вывод, что главной причиной переселения яумбаевских башкир был именно русский гнёт.

Несмотря на тяжёлые года деревня Татылбаева продолжала жить, но в 1785 году на территорию местных башкир были привезены Никитой Демидовым, русские крестьяне. Именно Никита Никитович Демидов (1728-1804), в 1784 году получил купчую от Князя Михаила Ивановича Долгорукова (1731-1794), в которой писалось, что князь продаёт Демидову своё имение в Кузнецком округе, состоящее из села Дмитриевское Тютняр, с местными дворовыми крестьянами, оставляя часть у себя. Таким образом Никита Демидов приобрёл крестьян и отправил их на купленную его дедом Никитой Антуфьевым Демидовым землю, где уже работали построенные в 1755 году Кыштымские заводы.

НикитаАнтуфьев Демидов (1656-1725)

Башкиры были вытеснены с своих исконных земель ещё южнее, к ещё одной башкирской деревне Байрамгулово. Таким образом татылбаевцы были практически полностью вытеснены русским населением.

Спустя годы, русское управление смягчилось, так, например: в именном царском указе от 31 мая 1829 года «О постройке мечетей в татарских деревнях, по приложенному образцовому плану и фасаду» были конкретизированы основные требования, которые должны были выполняться при строительстве мусульманских культовых зданий. Мечеть в селении можно было построить только одну, независимо от количества его жителей, но при условии проживания не менее 200 душ мужского пола мусульманского вероисповедания. Уже в 1830-ых в Татылбаева была построена мечеть. После этого закрепилось новое название «Яумбаева», в честь местного муллы Яумбая. Это название официально закрепилось лишь в начале 20-ого века.

Деревня Татылбаева. Пермская губерния в атласе Ильина (1871)

Население Яумбаева на 1873 год составляло 342 человека. Затем в этом же, 1873 году, рядом с Яумбаева, местными жителями был создан выселок, который обрёл название «Малая Яумбаева». В дальнейшем эти 2 деревни развивались вместе, как Большая и Малая Яумбаева. В XIXвеке началось активно складываться национальная взаимопомощь башкирских территорий. На начало 1916 года население двух деревень составляло примерно 390 человек. В Яумбаева была мечеть, развивалось сельское хозяйство, строились новые дома. Деревня входила в состав Черлинской волости, Челябинского уезда, Оренбургской губернии.

После Февральской революции 1917 года началось башкирское национальное движение за создание национально-территориальной автономии. В июне 1917 года Башкирское областное бюро организовало волостные шуро (советы). В июле-августе 1917 года в Оренбурге и в Уфе прошли I и II Всебашкирские съезды (курултаи), где было принято решение о необходимости создания «демократической республики на национально-территориальных началах в составе федеративной России». Избранное первым и переизбранное вторым курултаями Башкирское центральное шуро (совет) работало в Оренбурге и готовилось к Всероссийскому Учредительному собранию, которое должно было состояться в январе 1918 года. Однако Октябрьская революция внесла в процесс становления автономии свои коррективы.

Находившееся в Оренбурге Башкирское центральное шуро 11 ноября (24 ноября) 1917 года в Фармане № 1 подтвердило необходимость для башкир собственного национального самоуправления. Согласно постановлению Учредительного курултая, на башкирской территории Оренбургской губернии, восточной части Уфимской губернии, Шадринского, Екатеринбургского и Красноуфимского уездов Пермской губернии и Бузулукского уезда Самарской губернии — Правительство Башкурдистана учреждает кантональное управление. В западных частях Уфимской, Самарской и Пермской губерний, должны быть созваны там не позже января 1918 года уездные съезды, на которых мусульмане западного Башкортостана «должны организовать кантональные управления и тем взять бразды правления в свои руки». А Правительство Башкурдистана «со своей стороны должно употреблять все усилия к тому, чтобы Уфимская губерния присоединилась целиком к Башкирии без особой ломки с готовым государственным аппаратом и механизмом». Таким образом Аргаяшская территория, в том числе и деревни Большая и Малая Яумбаева должны были войти в состав Автономной Республики Башкурдистан.

В начале января 1918 года представитель Башкирского центрального шуро Ш. А. Манатов прибыл в Петроград и 7 января встретился с В. И. Лениным, с целью добиться признания автономии со стороны центральных властей. Во время переговоров Ленин сказал: «Мы не признаём башкирское движение контрреволюционным, направленным против нас…Мы считаем, что национальные движения народов Востока вполне естественны и очень нужны». Несмотря на довольно прямые заявления вождя революции, Советы отказались признавать Башкирскую автономию, что предопределило дальнейшие трагические события.

Предполагаемые границы «Большой Башкирии» (Автономного Башкурдистана)

С конца мая 1918 года была полностью восстановлена работа органов властей автономии, их новым местом размещения стал захваченный белочехами город Челябинск. 1 июня 1918 года было обнародовано «Обращение Башкирского правительства к народу», в котором содержался открытый призыв к вооруженной борьбе против советской власти. 7 июня временным председателем правительства избран С. Г. Мрясов, а членами — Г. К. Адигамов, А. А. Валидов, Г. Габитов, С. С. Магазов, М. Д. Халиков. Для защиты республики Правительством Башкурдистана была объявлена мобилизация и сформированы башкирские полки. Согласно фарману правительства от 12 июня 1918 года для управления Башкирским войском был образован Башкирский военный совет.

Национальное знамя Башкурдистана

Также с 27 по 30 января 1918 года был проведён съезд 16 волостей, на котором принято решение об образовании Аргаяшского кантона. В это же время 27-30 января 1918 года, в селе Сарино прошел первый съезд Советов Аргаяшского кантона, на котором была образована кантональная управа. Созданию Аргаяшского кантона поспособствовал НуриагзамТагирович Тагиров, активный участник Башкирского национального движения, член Башкирского Правительства.

Население Аргаяшского кантона организовывало национальные управы кантонов и юртов. Родовой юрт Курбангалиевых, Медиак стал центром объединения башкир под знаменами белых в Гражданскую войну. М. Курбангалиев организовал из своих соплеменников башкирские части.

Во время Гражданской войны, башкирское население Яумбаева также поддерживало белых, которые в 1918 году заняли Яумбаева.

Но 20 июля 1919 года, в ходе Челябинской операции, части 2-й бригады Двадцать седьмой стрелковой дивизии красных (на момент Челябинской операции дивизия состояла из 14270 человек, 184 пулеметов, 10 орудий), командира А. А. Алёнкина, выбили из деревни части Восьмой Камской стрелковой дивизии белых (на момент Челябинской операции дивизия состояла примерно из 20 тысяч человек), генерал-майора С. Н. Войцеховского. По легенде в местном болоте, рядом с деревней Малая Яумбаева был случайно утоплен пулемёт Максим.В деревни была установлена советская власть.

Александр Андреевич АлёнкинСергей Николаевич Войцеховский

Затем уже в советский период Большая и Малая Яумбаева вошли в состав Аргаяшского кантона (до 1934 года), а затем стали частью Аргаяшского национального округа, впоследствии Аргаяшского района.

Деревни Большая и Малая Яумбаева. Карта Аргаяшского района 1936 года

В 1950-1960-ых во время коллективизации в деревнях Большая и Малая Яумбаева был организован колхоз «Победим», который позже, в 1960-ых вошёл в состав совхоза «Кузнецкий».Также при совхозе была открыта пасека.До 1961 года деревни входили в состав Байрамгуловского сельского поселения, затем перешло в состав Кузнецкого сельского поселения.

Руины колхоза «Победим» в деревни Большая Яумбаева

В Кузнецком сельском поселение к яумбаевцам относились скептически: им не доверяли, считали их глупыми и смеялись. Даже родители, воспитывая своих детей, приводили яумбаевцев, как людей с не высоким уровнем жизни, а также сравнивали их с японцами и китайцами. Подобная ситуация сильно повлияло на взаимоотношения между населением Губернского и Яумбаева. Также башкирские жители яумбаева были настроены против власти Кузнецкого сельского поселения из-за того, что башкирские солдаты не были увековечены в табличках памяти, в Парке победы (в селе Губернском) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Это было связано с тем, что во время войны Кузнецкое сельское поселение входило в состав Кыштымского района, а Яумбаева в состав Байрамгуловского сельского поселения.

Парк Победы, в селе Губернское

Несмотря на все проблемы, деревни продолжали развиваться:основной отраслью развития продолжало оставаться сельское хозяйство. С развитием колхоза «Победим» в Малом Яумбаева в 1968 году была построена школа, которая была закрыта в 1974 году. А уже в 1980 году, на месте школы был открыт клуб. За год в 1989-1990 годах была построена дорога до соседнего села Губернское. Но в 1989 году совхоз был ликвидирован, а на его месте в 1994 году, появилось ЗАО "Кузнецкое", который уже в 2002 также был закрыт.Уже в 1993 года был закрыт и клуб в деревне Малая Яумбаева. А В 2003 году была закрыта школа в деревне Большая Яумбаева.

Фотография бывшей школы

С 2005 по 2019 в здании бывшей школы работал ФАП. Также в 2015-2016 годах была установлена детская площадка. В 2019 году началось строительство мечети, которое идёт и по сей день. В деревни есть своя футбольная команда, которая участвует в местных футбольных турнирах и является гордостью деревни.

Строящаяся мечеть и детская площадка

Таким образом, сегодня деревни Большая и Малая Яумбаева представляют из себя два слаборазвитых населённых пункта, с общим населением 200 человек, по переписи 2010 года. Это примерно 7% от всего населения Кузнецкого сельского поселения (2700 человек).

Несмотря на все проблемы, деревни продолжают жить: имеются мечеть, 2 детских площадки, футбольное поле. Также деревни соединена автобусным сообщением с другими населёнными пунктами (Байрамгулово, Кузнецкое, Губернское и Аргаяш).

Таким образом на протяжении всей своей истории, можно проследить, что тютнярские «колонизаторы», на протяжении всего взаимного сосуществования ущемляли яумбаевских башкир.

Сейчас же мы стоим на перепутье: Кузнецкое сельского поселение должно принять Яумбаева, либо дать им войти в состав Байрамгуловского сельского поселения, которое можно считать их исконной Родиной.

Источники информации:

Электронная энциклопедия Челябинской области https://chel-portal.ru/enc/bolshaya_yaumbaeva

Информация о деревне Большая Яумбаева https://ru.wikipedia.org/wiki/Большая_Яумбаева

Информация о деревне Малая Яумбаева https://chel-portal.ru/enc/Малая_Яумбаева

Биография Сергея Войцеховского https://ru.wikipedia.org/wiki/Войцеховский,_Сергей_Николаевич

Челябинская операция https://topwar.ru/160159-porazhenie-kolchakovcev-v-cheljabinskom-srazhenii.html

Информация о Двадцать седьмой стрелковой дивизии Красныхhttps://chel-portal.ru/?site=encyclopedia&t=27-strelkovaya-diviziya&id=2426

Архивные сведения о Восьмой Камской стрелковой дивизииhttps://libinfo.org/index/index.php?id=4899

Биография Александра Аленкинаhttps://krasnoznamenci.ru/index.php/stati-o-kavalerakh/40-biografiya-alenkina-a-a/150-alenkin-a-a

Карта Пермской губернии в атласе Ильинаhttps://www.etomesto.ru/map-perm_guberniya-1871-ilyn/

Челябинский уезд https://uralkor.mybb.ru/viewtopic.php?id=109

Группа «Яумбаева» в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/yaumbaeva

Карта деревни Большая Яумбаева https://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.441747&lon=60.550890&z=15&m=w&show=/15961670/ru/Большая-Яумбаева

Информация о ЗАО «Кузнецкое» https://www.rusprofile.ru/id/9501180

Карта Аргаяшского района Челябинской области 1936 г.https://www.etomesto.ru/map-chelyabinsk_argayash/

Карта Аргаяшского района Челябинской области 1956 г.https://www.etomesto.ru/map-chelyabinsk_administrativnaya-1956/

Информация о Башкурдистанеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Башкурдистан

О присоединении Башкирии к России https://ru.wikipedia.org/wiki/Вхождение_Башкортостана_в_состав_Русского_государства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: