Осип Андреевич Мончаловский




Осип Андреевич Мончаловский родился в 1858г. в селе Сушне, Каменецкого уезда, в Галичине, где его отец был народным учителем, и откуда вскоре после рождения сына переселился в недалеко отстоящие Батятичи. Первоначальное образование Осип Андреевич получил дома, под руководством своего отца, отличного педагога и глубоко верующего христианина. По окончании «нормальной» школы в Каменке-Струмиловой, О.А. Мончаловский был в 1871 году принят в «бурсу» (общежитие) «Народного Дома» во Львове и тогда же поступил, во вторую (немецкую) гимназию, которую и окончил в 1879 году. В «бурсе» он все время находился под руководством идеального воспитателя русской молодежи Алексея Андреевича Палюха. Уже в гимназические годы О.А. Мончаловский с большой любовью изучал русскую литературу, печатал (без подписи) небольшие стихотворения в «Ластовке» М.М. Клемертовича и принадлежал к кружку гимназистов, который с 1878 года, под наблюдением своего преподавателя (позднее университетского профессора) Онишкевича, издавал журнал «Русская Библиотека». Поступив на богословский факультет Львовского университета, Осип Андреевич пробыл на нем только полтора года, так как во время знаменитого политического процесса 1882 года у него при обыске, были найдены невинные стихи, приготовленные для сатирического журнала «Страхопуд», издававшегося под редакцией Лабаша. Оставив богословский факультет, О.А. Мончаловский для получения высшего образования поступил на юридический факультет Львовского университета. Тогда же он начал сотрудничать в издаваемых О.А. Марковым газетах «Пролом» и «Вече», а в 1888 году быль приглашен В.М. Площанским в состав редакции «Слова», где сразу обратил на себя внимание остроумными фельетонами, подписанными псевдонимом Руслав.

В 1886 году Осип Андреевич женился на дочери словенца из Любляны — Леокадии Ивановне Яклич, одновременно перейдя из унии в православие.

С 1886 года он сталь издавать сатирический журнал «Страхопуд», в котором с тонким малорусским юмором осмеивал врагов Галицкой Руси — украйнофилов-мазепинцев и польскую шляхту.

С 1887 по 1898 годы Осип Андреевич издавал литературный журнал «Беседу», который печатался на общерусском языке.

О.А. Мончаловский был постоянным сотрудником газеты «Галичанин», соредактором «Сборника Галицко-Русской Матицы», секретарем Общества «Народный Совет», И деятельным членом всех русских культурно-просветительных организаций во Львове.

Кроме сотрудничества В газетах и журналах Осип Андреевич выпустил еще много своих литературных трудов в виде отдельных изданий, из которых должны быть отмечены следующие:

«Новый Свет» (1880 г., первый труд автора, напечатанный им еще во время пребывания на богословском факультете), «Житие и подвиги святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян» (1885г.), «Литературное и политическое украйнофильство» (1896г.), «Житье и деятельность Ивана Наумовича» (1899г.), «Живые вопросы» (1900г.), «Краткая грамматика русского языка» (1902г.), «Петр Великий в Галицкой Руси» (1903г.), «Святая Русь» (1903г), «Участие малороссов в общерусской литературе» (1904г.), «Главные основы русской народности» (1904г.) и др.

Тяжелый труд публициста и смерть жены (в 22 январе (4 февр.) 1906 года) настолько расшатали могучий организм О.А. Мончаловского, что он не выдержал и скончался 1 (14) ноября 1906 года, всего 48 лет от роду.

Ученик и друг незабвенного просветителя Галицкой Руси — Ивана Григорьевича Наумовича, Осип Андреевич Мончаловский, как писатель и народный деятель, пользовался огромною популярностью среди галицко-русского населения. Он обладал чрезвычайным даром красноречия, которым увлекал за собою народные массы. Сочинения Осипа Андреевича воспитали целое поколение гaлицко-русской молодежи, которая выставила своим лозунгом не только борьбу с окатоличением и ополячением Галицкой Руси, но также и защиту русского населения от влияния мазепинского «украйнофильства»,противопоставив с своей стороны: навязанной унии — проповедь перехода в родное православие, пропаганде создания «самостийной Украины» — идею единой Руси от Карпат до Камчатки, а вновь сочиняемому «украинскому» жаргону — распространение в Галичине великого и прекрасного обще-русского литературного языка.

Помещаемый здесь очерк О.А. Мончаловского «Положение и нужды Галицкой Руси» быль прочитан автором в Петрограде в 1903 году и тогда же издан на правах рукописи и без подписи в самом ограниченном числе экземпляров совершенно не поступавших в продажу. В Австрии, по политическим условия, этот очерк, конечно, не мог быть напечатан. Таким образом, сочинение О.А. Мончаловского делается доступным широким слоям читающей публики только благодаря настоящему изданию…

Ред. (Ф.Ф. Аристов)


Положение и нужды Галицкой Руси (с сокр.)

I. Общая характеристика положения Галицкая Русь начала двадцатый век при весьма тяжелых условиях и обстоятельствах. Над нею нависли и сгустились зловещи тучи, надвинувшиеся с латино-польского запада. На Галицкую Русь наступает латинская и польская рать, вспомощенствуемая иезуитами и всяким иноплеменным сбродом, поселившимся в течении пяти веков польского безпутного владычества и шестого века австрийского господства на благодатной галицко-русской земле. Оставшееся после польского владычества наследие - жиды и насажденные на галицко-русской почве российскими социалистами и сепаратистами (М.П. Драгоманов и др.) социализм и национальный сепаратизм разьедают здоровый и крепкий доселе организм русского населения Галичины. Ему, - исконному владельцу и отчичу насиженной им земли, достояния св. Владимира, - угрожает уже не стеснение в его природных и законных правах, но прямо или превращение в безродную массу, управляемую жидовскими и украинофильскими социалистами, или выселение из его векового владения. Русскому языку, внешней и главной отличительной черте русской народности, угрожает смешение с польским, официальным, а потому господствующим языком, и постепенное слияние и растворение в нем. Русскому письму, вытесняемому официально из повсеместного употребления и австрийским правительством, и польскими в Галичине руководителями, все более и более угрожает замена латинским письмом. В русскую Церковь и восточный ея обряд со славянским богослужебным языком, сохранившиеся у нас, несмотря на официальное введение унии, - все чаще и чаще вкрадываются латинские обряды и обычаи, вносящие элемент разложения в священное создание вселенских отцов Церкви и свв. славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Со всех сторон, всеми путями, тропинками и дорожками, ведущими в галицко-русскую деревню, днем и под прикрытием ночи, покровительницы воров и злодеев, под видом польских хозяйственно-экономических обществ, польских читален, польских газет и книжек, врывается польщизна, вносящая в среду русского населения смущение и разлад, - эти первые признаки ослабления и разложения. На русских нивах, искони возделываемых русским крестьянином, или доставшихся во время польского владычества, путем захвата и грабежа, изменившим русской Церкви и русской народности шляхтичам, поселяются жиды или выходцы с берегов Вислы и худосочных мазовецких песков, разстраивающие своими нравами, своим языком и своею верою цельность и гармонию русских сел. Вслед за поселением в русской деревне хотя бы и самого незначительного числа мазуров, в ней, рядом с бедною деревянною церковью, уцелевшею еще от татарских нашествий, возникает величавый каменный костел или по крайней мере каплица, из которых, как из крепостей латинства и польщинизны, латинско-польские ксендзы делают набеги на беззащитное русское селение и душехватством увеличивают число своих прихожан, внося хитростью и лестью, подкупом и угрозами деморализацию, вражду и ненависть не только в среду русских членов общины, но и в самыя их семьи, и приготовляя таким образом почву для дальнейших завоеваний.
Положение и борьба Галицкой Руси в религиозном отношении Галицкая Русь, в XVIII веке обращенная насилием в унию, сохранила в общем в своих церквах чистоту восточного обряда и славянское богослужение. В значительном большинстве русских церквей, принадлежащих к трем епархиям: Львовской, Перемышльской и Станиславовской, совершается богослужение по книгам Почаевского, Киевского, Московского и Петроградского издания, а в остальной части - по книгам Львовского издания времен православия. Это и дало повод покойному митрополиту Галицкому кардиналу Сильвестру Сембратовичу при посещении церквей своей епархии собственноручно вырывать из церковных книг заглавные листы, чтобы уничтожить следы их происхождения. Сохранение чистоты восточного обряда и славянского богослужения в униатских церквах Галицкой Руси следует приписать глубокой религиозности русского населения, замечательной преданности и любви его к восточному обряду и вере народа в то, что как уния, так и польское и австрийское господство - только временные явления. Доказательством этих народных черт служат: отсутствие сектантства в Галицкой Руси; любовь к пожертвованиям у самых даже бедных крестьян на постройку Божьих храмов и на их украшение; хождение тысяч галицких крестьян на богомолье в Сочаву (в Буковине), в Почаев и даже в отдаленный Киев; сооружение множества каменных церквей крестьянами на собственный счет, так как правительство не только не помогает им в этом, но всячески мешает. Иезуиты и поляки хорошо поняли значение восточного обряда и славянского богослужения в униатских церквах. Пока русское население Галичины будет иметь то же богослужение и тот же обряд, что и православный народ в России, до тех пор оно останется чуждым римско-католичеству и недоступным для латинской пропаганды и будет склоняться к православию и к России. Поэтому иезуиты решили постепенно вводить в униатскии церкви латинскую практику и таким образом исподволь уничтожать восточный обряд. Первые попытки в этом отношении были сделаны в 60-х годах прошлого столетия, когда иезуиты и поляки старались ввести григорианский календарь вместо употребляемого в церквах Галицкой Руси юлианского. Благодаря твердости тогдашнего митрополита Григория Яхимовича, особенно же благодаря мужественной защите неприкосновенности восточного обряда со стороны незабвенного Иоанна Наумовича, привлекшего на свою сторону духовенство и народ, иезуитско-польская затея не удалась. Тогда иезуиты с поляками переменили план атаки на Церковь. Они задались мыслью воспитать такое униатское духовенство, которое бы не мешало их затеям. Воспользовавшись переходом жителей деревни Гнилички в православие, иезуиты и поляки возбудили в 1882 году процесс против выдающихся галицко-русских деятелей: о. Иоанна Наумовича, Адольфа И. Добрянского, В.М. Плащанского, О.А. Маркова и многих других, обвиняя их в государственной измене, бросили их в тюрьму и, под шум этого процесса и страшного террора, устроили передачу всех василианских монастырей в Галичине и их громадных имуществ, пожертвованных еще русскими князьями и царями под власть и руководство иезуитов. Тогдашний митрополит Иосиф Сембратович пытался было сопротивляться этому захвату. Но правительство и сам император Франц-Иосиф стали на сторону иезуитов и поляков. Наместник Галичины гр. Альфред Потоцкий был вызван в Вену. Там он получил следующий приказ от императора; позаботьтесь все русское население обратить в римско-католичество -. Гр. А. Потоцкий напрасно представлял императору, что русское население слишком предано греческому обряду, чтобы его можно было без серьезного сопротивления обратить в римско-католичество. Император остался непреклонным, и вскоре наместник получил отставку, а митрополит Иосиф Сембратович был, без канонического процесса, смещен и удален из Галичины. Он поехал в Рим и там умер в заточении. Этот факт составляет знаменательную эпоху униатской церкви и в жизни русского населения Галицкой Руси. Воспитываемые под руководством иезуитов, василиане не только вводят в церковное богослужение латинские обычаи, но и сильно агитируют против православия, называют шизматиками и тех униатских священников, которые стараются сохранить чистоту восточного обряда. Одновременно василиане ведут с амвона деятельную пропаганду национального сепаратизма, проповедуя украинофильство, вражду и ненависть против русского народа и России и против руководителей и сторонников русского направления в Галичине. Благодаря своей латинизаторской и сепаратистической деятельности, василиане, птенцы иезуитов, получили такое значение, что правительство и поляки стали выбирать из их среды церковных иерархов. Нынешний митрополит гр. Андрей Шептицкий, бывший римско-католик, избран из среды василиан, а на праздную кафедру станиславовского епископа правительство и поляки намерены посадить другого василианина - Платонида Филаса, исключенного из гимназии за порочную жизнь.
Одновременно правительство и поляки решили воспитывать для своих целей и светское русское духовенство, представляющее по своему значению у народа и по своей деятельности среди него серьезное препятствие к исполнению намеченных ими латинизаторских планов. Надо сказать, что галицко-русское духовенство в общем заслужило название добрых пастырей и учителей народа. Имея университетское образование, галицко-русские священники были не только хорошими пастырями и хранителями греческого обряда, но и самоотверженными руководителями народа в национальном и политическом отношениях. В то время, когда правительству еще и не снилось просвещать крестьян, галицко-русское духовенство основывало народные школы (похожи на церковно-приходские в России), в которых само обучало крестьянских детей грамоте и заводило при церквах братства трезвости. Ныне, когда школьное дело находится под управлением земского школьного совета, старающегося ополячивать русских детей, священники основывают по деревням русские народные читальни, зачетные кассы, мелочные лавочки, ссыпки зернового хлеба и всячески содействуют просвещению народа в национальном духе и его экономическому подьему. Эту русскую культурную силу иезуиты, поляки и правительство постановили сломить и приспособить для своих целей. Самые образованные священники выходили из русской духовной семинарии в Вене, основанной еще при императрице Марии-Терезии. В 1893 году император издал рескрипт, закрывающий это учебное заведение и определяющий фонды, на счет которых содержались воспитанники семинарии, на их воспитание в Риме. Одновременно правительство постановило закрыть генеральную духовную семинарию во Львове, где в университете воспитывались будущие священники для всех трех Галицких епархий, и открыть для этой цели епархиальные семинарии, с понижением образовательного ценза будущих пастырей. Цель этих мероприятий следующая: из Рима будут выходить священники, воспитанные в римско-католическом духе; из епархиальных семинарий будут выходить священники без университетского образования и вполне зависимые от своих епископов - правительственных ставленников. Иезуиты и поляки не остановились, однако, на этих мерах в целях латинизации русского населения Галичины. По почину высшего римско-католического духовенства, особенно же молодого и энергичного львовского архиепископа Иосифа Бельчевского, латинские ксендзы, при помощи иезуитов и польских политиков, сооружают величавые костелы или по крайней мере часовни даже в таких русских деревнях, где нет и десятка чад римско-католической церкви. В целях увеличения числа римско-католиков, латинские ксендзы занимаются беззастенчивым душехватством, крестя и венчая униатов и записывая их в свои метрические книги, как римско-католиков. Одновременно польские помещики принуждают своих слуг-униатов посещать костел, а в случае с их стороны отказа, удаляют их и на их место принимают мазуров из-под Кракова. Вследствие такой деятельности латинского духовенства и польских политиков, русская часть Галичины усеяна латинскими костелами и часовнями. Замечательно, что эти крепости латинства и польщизны сооружаются преимущественно в селах, лежащих вдоль или вблизи русской границы...
Борьба русской партии в Галичине с латинством, полонизмом и украинофильством Русское население Галичины, особенно же русское крестьянство, в общем - руссофильское. Грамотная и образованная часть населения - сознательно, а неграмотная - стихийно-руссофильская. Вследствие сознания своей национальной принадлежности к великому русскому народу и вследствие претерпеваемых обид со стороны правительства, политиков и иезуитов, русское население всеми своими помыслами склоняется к России и к русскому в ней народу, надеется на его помощь и ждет от него спасения. Это известно правительству, политикам и иезуитам, и этим обьясняется нравственная и материальная поддержка с их стороны украинофильства, так как оно отрицает национальное малорусской и великорусской ветвей русского народа и возбуждает вражду к России. Польские политики, поддерживающие украинофильство, совершенно не стесняются заявлять, что этим они хотят создать антирусскую Русь, которая, связанная унией с поляками, будет для Австрии крепким оплотом против России (Gazeta Narodowa от 8 и 9 августа 1866г.).
Выражением неподдельных национальных убеждений и культурных стремлений русского населения Галичины служила, начиная с 1848 года, со времени национального возрождения Галицкой Руси, и служит ныне русско-народная партия. Видя все больший и больший натиск со стороны противников русского населения и со стороны заблудших братьев, называющих себя, - чтобы порвать всякие узы, связывающие их с единою, неделимою Русью, - украинцами, русско-народная партия постановила реорганизовать себя, дабы таким образом сплотить свои силы и вооружиться для упорной и, даст Бог, победной борьбы с врагами русского народа. По случаю своей реорганизации, совершившейся в 1899 году, русско-народная партия обнародовала свою программу, которая в выдержках гласит следующим образом:
Русско-народная партия в Галичине исповедует, на основании науки, действительной жизни и глубокого убеждения, национальное и культурное единство всего русского народа и поэтому признает своими плоды тысячелетнего национального и культурного труда всего русского народа;
Русско-народная партия твердо убеждена в необходимости для русского населения Австрии образовываться и развиваться без разрыва связи с традиционными основами русского народа.
Задача русско-народной партии состоит в стремлении не только русское население в Австрии от его национальных противников и от убийственного для русской народности и Церкви социализма, но и в развитии, путем просвещения народа в направлении, указанным историей, и на религиозных основаниях его национальных сил.
Принимая во внимание принадлежность русского населения Галичины к малорусскому племени русского народа, а также местные условия, русско-народная партия признает необходимым и целесообразным просвещать русское население Галичины на его собственном, галицко-русском наречии, не отказываясь, однако, от помощи, какую русскому народу в Австрии могут принести и действительно приносят общерусский язык и общерусская литература, представляющие национальное и культурное выражение всего русского народа. -
Во имя и для утверждения в русском населении Галичины начал, выраженных в приведенной программе, трудятся по своим силам следующие общества и учреждения:
1) Основанное во Львове в 1559 году для защиты православной веры и русской народности Братство при церкви Успения Пресвятой Богородицы, ныне Ставропигийский Институт. Оно содержит: типографию, основанную в 1583 году первым русским книгопечатником, москвичем, Иваном Федоровым; церковь, церковно-археологический музей, пансион на 30 бедных гимназистов русской народности, школу и пансион для псаломщиков, лучший в Галичине церковный хор, выдает гимназистам и студентам русской народности пособия и стипендии, печатает церковные книги и т.п.
2) Русско-народный институт Народный Дом во Львове, основанный в 1852 году на пожертвования всего русского населения Галичины. Народный Дом содержит: публичную библиотеку, имеющую свыше 50.000 томов, музей древностей и искусства, пансион для мужской учащейся молодежи русской народности и воспитательное заведение для девочек; построил и содержит величественную церковь Преображения Господня; выдает пособия и стипендии русским студентам, посещающим австрийские и заграничные университеты, а также ученикам академии художеств и музыкальных консерваторий.
3) Основанное в 1848 году литературно-научное Общество Галицко-Русская Матица. Оно со времени своего основания выпустило до 300 изданий научно-просветительского характера и в настоящее время периодически издает Литературно-Научный Сборник и книжки на русском языке.
4) Основанное незабвенным просветителем Галицкой Руси - о. Иоанном Наумовичем в 1874 году Общество имени Михаила Качковского. Это Общество занимается исключительно просвещением русских крестьян. Оно имеет в настоящее время около 9.000 членов, которые за годовой взнос в 2 короны получают 12 книжечек религиозного, исторического, сельско-хозяйственного и экономического содержания. Общество имени М. Качковского имеет в провинциальных городах 20 отделений, которые вместе с центральным управлением основывают по деревням народные читальни, крамницы (мелочные лавочки), зачетные кассы, братства трезвости и ссыпки хлеба. За время своего существования Общество издало и распространило среди народа около 3.000.000 поучительных книжечек.
5) Литературно-драматическое Общество Муза. Оно с 1893 года занимается устройством театральных представлений и концертов. На которых даются исключительно русские пьесы и исполняются произведения русских композиторов. При Обществе существует литературный кружок, который каждую неделю устраивает литературные вечера для ознакомления своих членов и русской публики с произведениями русской литературы и для чествования заслуг выдающихся русских деятелей.
6) Политическое Общество Русская рада во Львове, занимающееся всеми политически-национальными делами Галицкой Руси, как напр., выборами в сейм и парламент, заступничеством перед правительством за политические и национальные обиды, претерпеваемые русским населением, и созывом народных собраний.
7) Общество русских студентов Друг во Львове, к которому принадлежат студенты русской народности, посещающие Львовский университет (русские галичане, посещающие Венский университет, имеют в Вене Общество Буковину).
8) Общество Русское Касино (Русское Собрание), основанное в 1871г., составляющее средоточие товарищеской жизни русских львовян.
9) Общество русских дам, основанное в 1875 году. Оно содержит женский пансион для бедных девочек, дочерей священников и интеллигентных мирян, и выдает пособия учащимся русским девочкам
Кроме этих главных обществ в столице Галицкой Руси - во Львове, почти в каждом уездном городе восточной Галичины существуют русские политические, литературные, экономично-финансовые и благотворительные общества, из которых последние обыкновенно содержат пансионы для бедной учащейся молодежи русской народности.
Из этих провинциальных обществ особенно выделяются своею благотворною деятельностью: Братство св. архистратига Михаила в Коломые, Братсво св. отца Николая в Станиславове, Народный Дом в Сяноке и Русская Бурса в Новом Санче, содержащие пансионы, в которых бедные гимназисты русской народности получают даровое содержание и воспитание в русском духе.
В высшей степени благотворно влияют на русское простонародье основываемая по деревням русская народная читальня, особенно же читальня имени М. Качковского, число которых перешагнуло уже цифру полторы тысячи. Эти читальни имеют, согласно австрийским законам, особый, утверждаемый Галицким наместничеством, устав, на основании которого они имеют право выписывать для своих членов газеты и книжки, устраивать поучительные лекции, музыкально-драматические вечера и театральные представления, основывать общество трезвости, мелочные лавочки, зачетные кассы и ссыпки хлеба.
В целях сохранения в Галичине русской народности и подьема национальной деятельности действуют следующие периодические издания: ежедневная газета Галичанин и журналы: Русское Слово (газета для народа), Живая мысль (литературно-научный журнал, издаваемый на русском литературном языке), Русская Библиотека (печатающая сочинения русских писателей), Страхопуд, Русская Рада, Посланник, Сельский Господарь и вышеупомянутые издания Общества имени М. Качковского.
Для финансирования нужд русского населения Галичины и для его экономического развития служат следующие учреждения: Народная торговля, имеющая в Галичине 18 отделений и доставляющая населению и сельским лавочкам колониальные товары, семена и земледельческие орудия; страховое Общество Днестр; Общество для выделки церковных риз в Самборе, Ризница; зачетные кассы, дающие крестьянам долгосрочный и дешевый кредит, в Балинцах, Бобрке, Борщеве, Бродах, Высоцке, Вышатичах, Галиче, Городенке, Городенке под Львовом, Жидачеве, Золочеве, Калуше, Коломые, Копычинцах, Куликове, Ляховцах, Мостисках, Немирове, Острове, Перемышле, Подгайцах, Радымне, Рогатине, Самборе, Сокале, Станиславове, Старом Самборе, Стрые, Сяноке, Теребовле, Тернополе, Топорове, Торках, Трофановке и Ярычеве.
Но самым важным учреждением следует считать существующее во Львове кредитное Общество Защита Земли, задавшееся целью спасать землю русских крестьян от перехода в еврейские и польские руки на публичных торгах и выдавать крестьянам ипотечные займы на уплату долгов в польских и еврейских банках и у ростовщиков и для покупки русскими крестьянами земли, продаваемой обанкротившимися польскими помещиками. Таким образом Общество Защита земли имеет громадное экономическое значение для русского населения Галичины, особенно в виду вышеуказанного стремления польских политиков колонизовать помещичьи в Галицкой Руси польскими крестьянами их западной Галичины, - стремления, усердно поддерживаемого иезуитами и австрийским правительством.
По новейшему организационному уставу русско-народной партии в Галичине, всеми делами, относящимся к церковной, национальной, политической и культурной жизни русского населения Галичины, управляет Народный Совет, в состав которого, по выбору сьезда представителей всего русского населения Галичины входит 18 человек. Народный Совет является как бы национальным правительством в Галицкой Руси.
Народный Совет, приняв во внимание усиление деятельности, направленное против русского населения Галичины, постановил увеличить и русские средства обороны и борьбы. В этих видах во Львове, по указанию Народного Совета, в 1903 году возникло Общество русских журналистов, которое приняло на себя задачу - поддерживать беспрерывную связь со славянскими журналистами в Австрии и обеспечивать материально галицко-русских тружеников печати на старость лет и во время болезни.
Но главное внимание Народный Совет обратил на воспитание галицко-русской молодежи обоего пола. Желая предохранить галицко-русскую учащуюся молодежь от обезличения в школах и воспитывать ее в русском направлении, дабы из нее выходили патриотические и самоотверженные русские деятели и защитники русского населения Галичины, Народный Совет постановил увеличить число воспитанников в существующих уже пансионах и открыть новые пансионы для бедной учащейся молодежи. Вследствие такого постановления, русский институт народный Дом во Львове увеличил в 1903г. число воспитанников своего пансиона с 25 до 75, а в 1904г. поместит в своем пансионе 100 гимназистов. Кроме этого, по почину Народного Совета учреждены два новые пансиона, именно: Свято-Георгиевская Бурса в Тернополе на 18 воспитанников и Бурса имени Эфиновича, пожертвовавшего для этой цели два дома в городе Бродах, на 45 человек. Таким образом в 9-ти пансионах (Ставропигийского Института и института Народный Дом во Львове, Бурсы имени Эфиновича в Бродах, Свято-Михайловского института в Коломые, русской Бурсы в Новом Санче, Бурсы св. Николая в Станиславове, Свято-Георгиевской Бурсы в Тернополе, Народного Дома в Сяноке и Свято-Онуфриевской Бурсы в Ярославле) воспитывается около 400 русских гимназистов. Все они содержаться на счет благотворительности русского населения Галичины и, кроме предметов, обязательных в средних учебных заведениях, обучаются еще дома славянскому языку и церковному уставу, церковному и нотному пению, русскому языку и русской истории, более же способные из них - и игре на музыкальных инструментах.
Но это число пансионов далеко недостаточно, чтобы удовлетворить насущной потребности увеличения интеллигентных сил в Галицкой Руси и чтобы доставить возможность получить образование хотя бы одной части желающих учиться. Поэтому Народный Совет основал 1903г. во Львове два новых общества: Общество русских женщин и Свято-Владимирское Общество. Первое из них поставило себе целью содержание женского лицея, в котором галицко-русские девочки получали бы образование и воспитывались в русском духе; оно же решило основывать детские сады и приюты и профессиональные школы для девочек. Второе Общество намеренно учредить во Львове мужской лицей для образования и воспитания галицко-русской молодежи мужского пола.
Как, однако, ни борется русское население за русскую Церковь, русскую народность и русскую землю, противники его наступают на него все сильнее и сильнее, а отпор им со стороны русского населения все слабее и слабее, так как русским галичанам не хватает материальных средств для ведения успешной борьбы. Вся богатая галицко-русская знать, Рюриковичи и потомки гордых и строптивых галицко-русских бояр давно перешли на польскую и римско-католическую сторону: их сманили, их пленили Польши шумные пиры, - как говорит Хомяков; верными же русской Церкви и русской народности остались хлоп да поп. Если же примем во внимание, что значительная часть галицко-русского крестьянства ищет заработка в России, Германии и Америке, то не удивимся тому, что колоссальным средствам на постройку в русских селах костелов и часовен, на учреждении там же польских обществ и читален, на покупку земли для колонизации на ней мазуров. На издание польских и украинофильских газет и агитаторских брошюр, одним словом - на ведение фанатической, враждебной русскому населению Галичины и России, политической и религиозной пропаганды, поддерживаемой к тому же австрийским правительством, Галицкая Русь в состоянии противопоставить, кроме самоотверженного патриотизма и патриотического труда, только грошевые средства.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то. Что русское население Галичины составляет по народности единое целое с русским населением России; что оно, выдерживая на себе и останавливая первые стремительные натиски иезуитов, поляков и социалистов, тем самым служит религиозным и государственным интересам России; что прямой политический расчет и государственные интересы России велят поддерживать в соседнем, искони враждебном ей государстве свыше трехмиллионное русское население, беззаветно преданное русскому делу и закаленное в борьбе с общими ему и России врагами; что,, наконец, великие князья и цари московские. А потом великодержавные императоры всероссийские никогда не лишали русского населения Галицкой Руси своей помощи, защиты и охраны, - оно и ныне, в лютое для него время, ждет этой, вполне заслуженной. Помощи со стороны могущественной и родной России, тем более, что она великодушно не отказывала и не отказывает в своей высокой помощи болгарам и сербам.


 

О.А. Мончаловский. О названиях "Украина", "украинский". Научно-литературный сборник Галицко-русская Матица за 1903г.


О названиях Украина, украинский Галицкие украинофилы начиная с 1899 года стали употреблять названия Украина, украинский вместо названий Малая Русь, малорусский. Эти названия они употребляют также в таких комбинациях: Галицкая Украина или Галицкая Русь-Украина вместо Галицкая Русь; Угорская Украина и Угорская Русь-Украина вместо Угорская Русь; есть и такие, которые пишут Американская Русь-Украина, обозначая этим названием колонии русских переселенцев в Америке. Термин украинский употребляется вместо термина малорусский или обычного в Галицкой Руси слова русский, причем некоторые пишут украинсько-руський, другие украиньско-руский, а третьи русько-украинский или руско-украинский. Цель употребления этих терминов - желание в самом имени отделиться от общности с Русью, с русским народом. Более завзятые галицкие украинцы называют даже униатскую церковь украинскою.
Известный польский ученый, профессор Берлинского университета, доктор Александр Брикнер (Bruckner) напечатал в 1902 году в фельетоне львовской газеты Slowo polskie рассуждение О давности и значении польского языка. В фельетоне, напечатанном в номере 522 названной газеты от 16 (29) октября 1902 года, профессор А. Брикнер коснулся также влияния польского языка на малорусское наречие и сказал между прочим:
Сильнее всего отразилось влияние польского языка на малорусский язык. Я употребил термин малорусский, так как это единственный термин исторический, освященный веками и историей, от которого, однако, наши русины (галицкие украинцы - Прим. автора сей заметки) совершенно отказались.
Наши русины-галичане, не знаю каким чудом, превратились в украинцев. Я с удивлением читал и глазам своим не верил, что на прошлой неделе украинская молодежь была у ректора Львовского университета. Каким чудом была эта украинская молодежь? Так же само, таким самым фантастическим правом, она могла бы назвать себя волынскою, польскою, подольскою, казацкою, гайдамацкою и т.д. Всех этих терминов не знает никакая история - но было бы больше основания употреблять их, чем этот свеженький, менее всего исторический и более всего самовольный: украинский.
Ввиду этого я не могу употреблять термина украинский, так как собственный термин, ибо ровно научный, как и исторический, есть (с XIV века и от самого Богдана Хмельницкого) термин малорусский, рядом с которым, краткости ради, здесь, во Львове, где нет россиян, подобает употреблять также сокращение русский. Таким образом, у ректора была молодежь малорусская.
Указав на влияние польского языка на малорусское наречие вследствие высшести польской науки, профессор Брикнер определил следующим образом термин русский.
Если бы кто заметил, что малорусский язык не мог иначе развиваться ввиду тогдашних государственных отношений и что это еще не доказывает влияния одной польской культуры, что она была навязана, то легко указать на обстоятельство, что почти то же самое можно сказать и по отношению к языку великорусскому, российскому, или русскому, как его, по крайней мере в науке, правильно называть следует.
Термин украинский вместо малорусский не был в Галицкой Русь известен до 1863 года. Его принес к нам польский повстанец Павлин Стахурский-Свенцицкий (Павло Свий), получивший от тогдашнего наместника Галичины, графа Агенора Голуховского, место преподавателя малорусского языка в академической гимназии во Львове. Этот Стахурский-Свенцицкий усердно распространял среди галицко-русской молодежи украинофильский сепаратизм и фонетическое правописание и пытался ввести употребление латинских букв вместо русских. Эту пропаганду вел Стахурский-Свенцицкий не только во время преподавания в гимназии, но и в издаваемом им журнале Siolo, в заголовке которого значилось, что он poswizcony rzeczom ludowym ukrainsko-ruskim. Таким образом, Стахурский-Свенцицкий первый в Галицкой Руси употребил термин украинско-русский, ввиду чего он, польский революционер, является духовным отцом нынешних галицких украинцев.
Слово Украина происходит от слова окраина, означающего землю, лежащую на краю. В таком смысле употребляет слово окраина или украина и галицко-русский народ. Не далека окраина или далека окраина, говорят наши крестьяне об отдаленной или близкой окрестности. В таком же значении слово окраина употребляется и в литературном языке; кроме этого значения, слово окраина обозначает земли, лежащие на границах Русского госуда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: