Драматургия открытого занятия




Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии. Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так всё срежиссировать, чтобы на его уроке было интересно всем. На хорошем открытом уроке должна быть изначальная интрига, четко просчитанный ход урока, маленькие островки для импровизации, момент озарения и эмоционально-интеллектуальный подъем. И как можно больше «изюминок» - моментов, вызывающих у гостей и участников урока приятное удивление. Как говорил Александр Васильевич Суворов – «Удивить – значит победить!»

Оформление материалов открытого занятия

На открытое занятие преподаватель готовит необходимый комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):

- календарно-тематический план;
- план учебного занятия;

-конспект лекции;

- комплект материалов по разнообразным видам контроля;
- дидактический, раздаточный материал;

- задания для самостоятельной работы;

- комплект видеоматериалов для ТСО;

- варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеурочной работы

 

Оформляется методическая разработка открытого занятия. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.

Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения на заседании ЦК и утверждения завучем сдается в методический кабинет.

Анализ открытого урока

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - тот истинно велик!»

 

Анализ открытого занятия с участием посетивших - является обязательным, в соответствии с Положением «О подготовке и проведении открытых занятий в учебной организации».

Первое слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п. Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.

 

Порядок анализа и самоанализа открытого урока

№ п/п Педагогические явления Показатель оценки
  Методическая цель и инновации Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса Роль инновации в выполнении задач обучения по предмету Взаимосвязь с традиционной методикой Достижение методической цели открытого урока Факторы, препятствующие полному достижению методической цели
  Методическая цель и содержание урока Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации)
  Методическая цель и структура урока Педагогическая целесообразность выбора структуры урока Соответствие выбранной структуры урока методической цели
  Методическая цель и методические приемы, методы обучения Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели, их целесообразное сочетание
  Инновации и учебно-познавательная деятельность обучающихся Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся Уровень познавательной самостоятельности учащихся Развитие творческих способностей учащихся Активность учащихся на открытом уроке
  Вариативность применения инновации на уроках Варианты применения инновации на уроке
  Перспективы применения инновации в образовательной практике Границы применения инновации Применимость в обучении другими предметами Целесообразность внедрения инновации в общеобразовательную практику (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов).

 

Самоанализ занятия педагогом оказывает серьезную помощь эксперту. Самоанализ дает уникальную возможность знакомства с системой работы педагога, с его творческой лабораторией, с замыслом и планом урока (без чего невозможен целостный анализ посещенного урока).

Через самоанализ легче усваиваются советы и рекомендации по улучшению работы, которые даются преподавателю; происходит усвоение передового педагогического опыта и внедрение в практику образовательной деятельности достижений педагогической науки, различных новшеств.

Резюме:

1. Планирование открытых уроков в конце учебного года

2. Каждый педагог проводит открытый урок 1 – 2 раза в год

3. Продолжительность 45 минут

4. Педагог взаимодействует только с учениками

5. Тема строго соответствует календарно – тематическому плану

6. В учебной организации должно быть «Положение о подготовке и проведении открытых занятий в УО»

7. Педагогу необходимо создать доброжелательную атмосферу, заинтересовать обучающихся, доступно, наглядно, интересно преподнести новый материал, активно взаимодействовать с учениками, чувствовать уровень их понимания, чётко следовать структуре занятия, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Пед. общество России, 2005. - 144 с.

2. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера: кн. для преподавателей высш. и сред.пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 301 с.: ил. - (Педагогическая мастерская).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: