ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ




ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, резко возросли детская беспризорность, безнадзорность, социальное сиротство, девиантное поведение. В связи с этим возникла острая потребность в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождении социальной педагогики как науки и области педагогической практики.Социальная педагогика является отраслью педагогической науки, исследующая социальное воспитание в контексте социализации и нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные ситуации социальной действительности.Социальная педагогика изучает и анализирует все явления общественной жизни под своим специфическим, педагогическим углом зрения с позиции того, как все эти производственные, экономические, политические, культурные условия и другие явления общественной жизни изменяют и формируют человека.Подготовка педагогов, способных гуманизировать отношения между людьми в социуме, содействовать педагогической поддержке ребенка - новое, перспективное направление в профессионально-педагогической деятельности.Социально-педагогическая деятельность направлена на педагогическое обеспечение прав, защиту интересов, возможностей ребенка, культурную идентификацию, адаптацию к новым условиям жизни и творческую самореализацию в различных сферах. Это своего рода посредническая деятельность, связующее звено между личностью и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванный заботиться о человеке и его семье.Выстраивая свое содержание на антропологической основе, социальная педагогика широко использует достижение других наук, занимающихся проблемами человековедения: социальной философии, социологии, педагогики, социальной психологии, социальной работы, этики, социального права и др. Она связана с особенностями важнейших этапов социально-педагогического развития человека, государства и общества.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Учебный курс «Социальная педагогика» предполагает дать студентам определенную систему знаний и представлений о теоретических основах и исторических предпосылках социальной педагогики.Цель курса: сформировать у студентов представления о сущности процесса социального воспитания, его основных закономерностях и факторах. Основные задачи курса: - формирование у студентов теоретических представлений о социальной работе как профессиональной деятельности и отрасли гуманитарного познания, ее принципах и основных категориях;- формирование целостного представления о факторах и закономерностях социальной жизнедеятельности человека;- раскрытие специфики социальной работы и ее гуманистической направленности;- формирование у студентов начальных знаний и умений в области социальной работы;- ознакомление студентов с деятельностью основных социальных институтов, участвующих в процессе социализации.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫЗАНЯТИЙ

«Социальная педагогика» изучается в первом семестре (30 часов). Соответственно определено содержание курса, представленное конкретной системой знаний и умений теоретического и прикладного характера, формами и методами аудиторной и внеаудиторной деятельности преподавателя и студентов, самостоятельной и творческой работы, формами отчетности.Программа курса предусматривает следующие формы изучения теоретического и практического материала:- лекции;- практические занятия.Формами контроля усвоения учебного материала являются:- зачет;Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление, углубление и расширение изучаемого материала, усилению интереса к изучаемой теме и предмету. В ее ходе изучается материал, не освещенный на аудиторных занятиях. Самостоятельная работа подразделяется на включенную в учебный процесс в аудитории и внеаудиторную самостоятельную работу и творческую работу. В аудиторной самостоятельной работе преподаватель включает студентов в рассуждения и доказательства, т.е. делает их соучастниками в преподавании, учит навыкам и приемам сравнений и доказательств.При изучении курса социальная педагогика студенты выполняют следующие виды самостоятельных работ:- подготовка реферата, доклада – в ходе работы студент должен продемонстрировать умение кратко изложить проблему в письменном виде, либо в форме публичного доклада; выполнение работы имеет своей задачей воспитание творческого, критического обращения с материалом, вырабатываются навыки его поиска; предложенные темы рефератов (докладов) могут быть скорректированы с учетом интересов студентов;- задания по научным статьям, публикациям – реферирование, изложение основных идей, высказывание собственной точки зрения по прочитанному материалу;- вопросы к зачету – подготовка к итоговому контролю; - тесты – проверка знания основных понятий, лекционного материала;- составление таблиц – развитие аналитико-синтетических навыков мыслительной деятельности;- практикумы – в ходе выполнения заданий закрепляются теоретические знания, отрабатываются навыки, формируются умения по созданию программы исследования, разработке инструментария, проведению микроисследований, анализу полученных результатов, составлению отчетов.Итоги самостоятельной работы студентов подводятся на семинарских занятиях, консультациях (в соответствии с графиком работы). Каждый вид самостоятельной работы (реферат, доклад, конспект, тест, составление таблиц, отчет по социологическому исследованию) оценивается отдельно. Прежде всего, учитывается умение самостоятельно подобрать необходимый материал.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Студент, изучающий учебный курс, должен знать: основные понятия и категории социальной работы; принципы профессиональной деятельности социальных работников; теоретические подходы к организации социального вмешательства; особенности организации взаимодействия в процессе социальной работы; этические нормы и ценности, лежащие в основе социальной работы как профессиональной деятельности; логику процесса социального воспитания в целом и место отдельных агентов социализации, конкретных социальных институтов; требования (в том числе, педагогические) к личности и деятельности социального работника; особенности применения социально-педагогических методов; виды и формы услуг, предоставляемых социальным педагогом; содержание и методику педагогической деятельности в различных типах учреждений системы социальной работы; уметь: проводить научно обоснованный анализ факторов социальной депривации и дезадаптации человека; выявлять и систематизировать причины нарушений в социальном функционировании индивидов и групп; адекватно определять границы профессиональной компетенции педагогов, психологов и социальных работников при оказании социальной помощи; использовать методы педагогики и психологии для проведения исследований в области социальной работы; определять стратегию и пути взаимодействия и сотрудничества с клиентом социальной помощи, его социальным окружением и органами социальной защиты; применять социально-педагогические методики и технологии с учетом особенностей социально-педагогической ситуации на разных этапах работы с клиентом; использовать передовой отечественный и зарубежный опыт оказания помощи клиентам, имеющим проблемы в процессе социализации.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: