Физиогномика – учение о выражении человека в чертах лица и формах тела. Существует следующая классификация зон человеческого лица:
1. Интеллектуальная (И) (верхняя часть, от линии волос до линии бровей) Величина и форма лба определяет мыслительную деятельность и реальное понимание жизни.
2. Эмоциональная (Э) (средняя часть, равна длине носа). Отражает степень чувствительности, духовное содержание.
3. Витальная (В) (нижняя часть, начинается от линии ноздрей и состоит из губ и подбородка). Дает представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и низменным инстинктам.
Определив какая из зон у человека наиболее выражена и проранжировав их, можно предположить что движет личностью.
К. Хутер предложил 9 вариантов соотношений частей лица:
И = Э = В
Человек обладает гармоническим равновесием между этими сферами. Ему присущи правдолюбие, жизнерадостность и любовь к труду, общительность. Отличается развитым чувством собственного достоинства.
И = В, Э > И, Э > В
В целом, гармонично благородная личность, обладающая выдержкой и талантом. Утонченны и чутки.
И > Э, И > В, Э = В
Человек мысли и чувств. Обладает интуицией, прост, скромен, нежен в чувствах, склонен к бескорыстию, самоотречению, верен своему идеалу.
И > Э > В
Высокий дух, который разумно регулирует чувства и инстинкты и при этом служит возвышенным идеалам.
И < Э, И < В, Э = В
Грубый и импульсивный человек, сила и воля преобладают над чувствами и разумом. Склонен к безрассудству, взыскателен к себе, обладает большей силой убеждения.
И < Э < В
Человек обладает жаждой наслаждений. Вся мыслительная и умственная деятельность ориентирована на это. Консервативен, практичен.
И = В, И > Э, В > Э
Высокоинтеллектуальные люди, стремящиеся при этом к удовольствию. Добродушны мягкосердечны и впечатлительны.
И = Э, И < В, В > Э
Волевой человек с острым холодным интеллектом. Не признает нежностей, строг и педантичен. Наряду с выдающимися способностями проявляет отрицательные склонности.
И = В, И > В, В < Э
Человек агрессивен, нагл и вспыльчив, обладает внутренней силой. Не дисциплинирован, интеллектуален, критичен и ехиден. Значение формы лица
Овальное лицо – люди с такой формой лица артистичны, гибки, чувствительны и добры. Чувствительны к критике, но не будут обвинять другого, скорее обвинят себя.
Круглое лицо – говорит о врожденных организаторских способностях, стремлению человека к лидерству, стабильности и постоянству.
Треугольное лицо – люди, обладающие высокой чувствительностью, не способны на сильную привязанность, сосредоточены на своем внутреннем мире, интеллектуальны, хитры.
Квадратное лицо – указывает на дисциплинированность, энергичность, инициативность, исполнительность, откровенность, суровость и консервативность человека. Эти люди полностью отдаются работе.
Прямоугольная форма лица – говорит об организаторских способностях, талантливости, чувствительности, справедливости, предусмотрительности человека.
Трапециевидная форма лица – говорит о восприимчивости, артистичности, чувствительности. Женщины являются оптимистками.
Ромбовидное лицо – люди с такой формой лица жестоки, догматичны, энергичны, упрямы, способны адаптироваться (при этом приобретя черты треугольника или квадрата).
Практические задания:
1. Работа в парах:
– с помощью невербальных средств коммуникации как можно точнее показать некоторые эмоциональные состояния (радость, гнев, удивление, смущение, волнение) в процессе педагогического общения;
– определить, какое эмоциональное состояние с помощью мимики выражает ваш собеседник. (На дистанционном обучении можно приобщить маму, папу, родственников и т.д.)
2. Работа в парах:
Диалог «студента» и «преподавателя» на тему: «Когда будет закончена курсовая работа?».
В ходе беседы с помощью невербальных средств общения студент должен убедить «преподавателя», что работа скоро будет завершена, а «преподаватель» – определить лжет студент или нет. (На дистанционном обучении можно приобщить вместо «преподавателя» маму, папу, родственников и т.д.)
3. Работа в парах:
По чертам лица определить черты характера собеседника.
Обсудить результаты выполнения заданий. В чем заключались сложности? Результаты записать в тетради для практических работ.
Рекомендуемая литература:
1. Троянская С.Л. Педагогическая коммуникация.
Методология, теория и практика / С.Л. Троянская. – Ижевск: УдГУ,
2011. – 148 с.
2. Лабунская В. А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. –
Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 2000. – 135 с.
Преподаватель: Мацапула Л.В.