ОПР во внешней политике Японии.




Официальная помощь в целях развития (ОПР) – это вид финансовой поддержки, оказываемой развивающимся странам, основной целью которой является повышение уровня экономического развития и благосостояния таких стран. ОПР может быть выражена в грантах, кредитах, взносах в международные организации, передаче технологий. Отличительными признаками являются наличие грант-элемента в 25% (в случае предоставления кредита) и официального донора (государственные агентства и правительства). По состоянию на 2015 год в пятерку лидеров по объему оказанной ОПР входят США (30,986 млн.долл.), Великобритания (18,545 млн.долл.), Германия (17,940 млн.долл.), Япония (9,203 млн.долл.) и Франция (9,093 млн.долл.).

История оказания Японией ОПР берет свое начало в 1950-х гг. В послевоенные годы приоритетом внешнеполитического курса Японии можно назвать стремление к обеспечению национальной безопасности и развитию экономики, следовательно, ощущалась необходимость построения неконфликтной и благоприятной для развития международных экономических отношений среды регионе (в частности в ЮВА). С целью решения внешнеполитических и внешнеэкономических задач было принято решение присоединиться к плану Коломбо в 1954 г. По мнению японского правительства, это стало бы первым шагом к достижению значимости на международной арене, а также способствовало восстановлению отношений со странами, которым были положены репарационные выплаты.

На сегодняшний день источниками японской ОПР являются Министерство иностранных дел, Японский банк международного сотрудничества, Японское агентство международного сотрудничества. Можно сказать, что Япония грамотно использует ОПР во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах: с одной стороны, укрепляя свое влияние в регионе, а с другой – вовлекая в процесс оказания помощи японские компании (например, через увеличение экспорта японских товаров и услуг). Тем не менее, на официальном уровне подчеркивается, что Япония участвует в данной программе из гуманитарных соображений и из «соображений пользы». В первом случае имеется в виду, что Япония ранее получала финансовую поддержку от США и Всемирного банка, поэтому теперь, будучи одной из наиболее развитых стран, обязана также оказывать помощь менее развитым. Во втором случае имеет место быть следующая причинно-следственная связь: помощь развивающимся странам региона – рост благосостояния в регионе в целом – повышение уровня безопасности в регионе.

Несмотря на тот факт, что на сегодняшний день Япония является одним из лидирующих стран-доноров, существуют некоторые сложности в расчетах объема оказания ОПР. Это связано с тем, что, во-первых, в случае с Японией грант-элемент не всегда составляет 25%, а во-вторых, преобладающим видом японской ОПР долгое время являлись йеновые займы, поэтому возвращенные средства вычитаются из общего объема ОПР.

Япония часто подвергается критике со стороны ОЭСР (за предоставление преимущественно займов) и со стороны японского общества (за невозможность отследить получение помощи тем, кому она действительно необходима и за отсутствие положительной динамики в развитии отношений с некоторыми реципиентами, такими как КНР и РК). Критика негативно влияет на имидж Японии как страны-донора, поэтому (чтобы каким-то образом реабилитироваться в глазах собственных граждан и международного сообщества) японское правительство вынуждено принимать меры по диверсификации видов помощи - например, частично осуществлять замену займов на безвозмездные ссуды, реструктуризацию долга или его списание.

Наиболее крупными реципиентами японской ОПР являются страны Азии (Индия, Вьетнам, Филиппины, Индонезия) и Африки (Ангола, Кения, Танзания)[1]. Стоит отметить что преобладающее большинство реципиентов в азиатском регионе – страны ЮВА. Во-первых, это связано с географическим положением Японии, во-вторых, с японской оккупацией во время Второй мировой войны (по окончании которой Япония обязывалась выплачивать репарации).

Факторы, влияющие на размер оказания помощи отражены в Хартии ОПР, которая была разработана Советом по международному экономическому сотрудничеству в 1992 г. В Хартии прописаны условия, согласно которым объем ОПР может быть увеличен (например, развитие рыночной экономики и демократии) или снижен (например, испытания ядерного оружия или нарушения прав человека). Тем не менее, нельзя отметить четкое следование положениям, прописанным в Хартии - систематические нарушения прав человека в КНР и Индонезии не привели к сокращению объемов японской ОПР.

В целом можно сказать, что Япония является одной из лидирующих стран Азии по уровню политического влияния и экономического развития. Однако стоит отметить, что сложившаяся система оказания Японией ОПР странам региона может привести к нескольким негативным последствиям. Во-первых, объемы ОПР и длительность ее оказания вызвали привыкание, поэтому снижение объемов ОПР или ее прекращение может быть воспринято странами-реципиентами крайне негативно. Во-вторых, Япония выстраивала взаимодействие со странами-реципиентами отчасти исходя из интересов собственного бизнеса, поэтому тесно связанные экономики Японии и стран ЮВА могут пострадать в случае ухудшения отношений между странами. В-третьих, место донора могут занять другие страны, ведущие борьбу за лидерство в азиатском регионе, в частности КНР.

 


[1] https://www2.compareyourcountry.org/aid-statistics?cr=oecd&lg=en&page=0



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: