Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания




Ход собрания

Ко всем обучающимся в процессе учебной деятельности предъявляются разного рода требования. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.

Почему так происходит? Проведем небольшой эксперимент.

(Родителям раздаются одинаковые листы бумаги и ножницы, и без какого бы то ни было комментария, просят выполнить задание)

Задание: Сложите лист бумаги пополам, отрежьте правый верхний угол. Подобную операцию проделайте 4 раза. Разверните лист.

Почему у вас у всех получился разный результат? Да, вы все, впрочем, как и ваши дети, разные и каждый по - своему воспринимает задание и осознает порядок выполнения действий, а отсюда и разный результат.

Школа, в свою очередь, стремиться не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель – научить детей учиться. Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть…

Каким именно быть, вы мне скажете сами и заодно определите тему нашего сегодняшнего разговора. Для этого я попрошу вас выполнить задание:

1 группа: Прочитайте слова и объясните их значение: яеиазмлнк, акчотуш, падгосне, шклнкьои. (земляника, шуточка, снегопад, школьник)

2 группа: Найдите блюда внутри предложений

По ка ша кал где-то рыскал, волки выли на луну.

Я твою машинку не трогал, она са ма сло малась.

Осень заплела ко сы рыжие.

Что понадобилось вам для выполнения задания? (Внимание)

Тема нашего собрания «Развиваем внимание»

«Внимание – есть единственная дверь нашей души, через которую непременно проходит все из внешнего мира, что только входит в сознание» - сказал К.Д. Ушинский.

Как часто мы говорим своему ребенку – школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти. Трудно ли быть внимательным? Проверим.

Задание для родителей читается на слух:

1. У Катиной мамы четверо дочерей: Лена, Лина, Лида. Как зовут четвертую? (Катя)

2. Сколько раз встречается звук [л] в тексте?

В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, а с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня хорошо ухаживала за ребенком. Няня любила ребенка. (7)

Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Его можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание, но надо заметить, что как бы ни старался учитель использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик, во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно. Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. Главным помощником ребенку могут стать его родители.

А работать, безусловно, есть над чем. Об этом говорят результаты анкетирования, проведенного накануне.

На вопрос «Часто ли вы отвлекаетесь во время выполнения домашнего задания?» положительный ответ дали …% учащихся, а на вопрос «Считаете ли вы себя внимательным?» «да» сказали только…% учащихся.

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю ее невозможно, да и не нужно. Надо выделить из нее полезную, значимую в данный момент. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще – это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства, как концентрация,

объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступить к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, то, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным. (Можно привести примеры из класса без упоминания имен и фамилий детей)

Объем внимания – это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности)

Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно, легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя.

Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. (Ребенок продолжает решать, когда все закончили, или все считают устно, а он дописывает то, что не успел ранее)

Уважаемые родители!

Помните, что внимание один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того, чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

· В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание.

· Развивая внимание, учитывайте круг интересов своего ребенка

· Постоянно требуйте внимание. Используйте для этого прогулки, поездки, походы, любую возможность.

· Развивая внимание, не назидайте и не фиксируйте ребенка на неудачах. Больше внимания обращайте на достигнутые успехи.

· Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером.

· Наберитесь терпения, и не ждите немедленных результатов.

Список источников информации:

1. Белорусец С.М. Игрослов/ Русский язык: строгие правила в занимательной форме, Корпорация «Федоров», ООО «Издательство «Учебная литература», Самара, 2003.

2. Головоломки. Занимательные игры для детей, ООО «Олма-ПРЕСС»,2009

3. Автор – составитель Максименко Н.А. Дарите детям любовь/ Лекции и материалы к родительским собраниям. Волгоград: Учитель, 2006.

4. www. nsportal.ru

 

Приложение

 

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

а) «Копировальщики»: школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

- аммадда береюре аввамава ессанессас деталлата;

- етальтаррс усокгата енажлобы клатимори лиддозока;

- миноцапримапавотил щонеркапридюракеда куфтироладзлоекунм

б) Тест «Мюнстерберга»: среди буквенного ряда спрятались слова

Варианты:

- слова, которые спрятались, выделены курсивом:

Б СОЛНЦЕ ДЕК ЖАРА ЭЪЗИ РЫБА ЙЦ

- среди букв найти словарные слова и исправить ошибки:

СЧЬ РИБИНА ФХЗ ДИРЕВНЯ УЫЙЭ КВОРТИРА ЬБО КОРТИНА

- среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово

ЖЭ СОБАКА ПРИ КОРОВА ЛД КАБАН ЭЪЦЙ ЛОШАДЬ

- отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)

ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ/Под лежачий камень вода не течёт./

б) «Шифровки»

- расшифровать слова, найти лишнее:

ИАКБНИ /Бианки/ КВАСЛАДО /Сладков/ УРЧШИНА /Чарушин/ КОВЫЛР /Крылов/

в) «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Например: зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.

Н М Е Т Р А Л О С

1 2 3 4 5 6 7 8 0 23458, 4854

-прочитать полученные числа;

- заменить их суммой разрядных слагаемых;

- назвать общее число сотен, десятков и т.д.;

- узнать, на сколько первое число больше второго.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: