ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. КОЗЫБАЕВА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ»
Для специальностей магистратуры
Количество кредитов 2
г. Петропавловск
2014 г.
Разработан на основании: требований к уровню квалификации и компетентности магистра педагогической и профильной подготовки рабочих учебных планов, типовойпрограммы.
Выписка из рабочих учебных планов
Таблица 1
Форма обучения | Всего кредитов | Распределение кредитов по видам занятий | Форма контроля (экзамен, курсовая работа/проект и др.) | ||
лекции | практические | лабораторные/студийные | |||
Очная | - | экзамен |
- Общие сведения
1.1 Цель и задачи курса:
Цель курса: обучение магистрантов основам психологии высшей школы, расширение их профессиональных возможностей в плане применения психологических знаний в педагогической деятельности.
Задачи курса:
- раскрыть психолого-педагогическую сущность образовательного процесса в высшей школе;
- дать магистрантам целостное представление о наиболее значимых теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных приложениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии применительно к курсу «Психология»;
- рассмотреть основные тенденции развития высшей школы на современном этапе;
- развить психолого-педагогическое мышление магистрантов.
1.2 Пререквизиты: Изучение курса «Психология» основывается на знаниях, полученных на предшествующих дисциплинах бакалавриата: философия, социология, культурология, политология, экономика, юриспруденция.
1.3Постреквизиты: все последующие гуманитарные дисциплины, являющиеся практической сферой приложения психологических знаний и расширяющие возможности профессиональной подготовки специалиста: педагогика, основы экономики и права, методика преподавания спец. дисциплин, инновационные технологии обучения.
Содержание дисциплины
Таблица 2Таблица 2
Содержание дисциплины | Кол-во часов | Форма обучения | Кол-во часов по видам занятий/работ | |||||
Л | Пр | Лб/ | СРМП | СРМ | ||||
ст | ||||||||
Тема 1: Образование как глобальный объект психологии высшей школы. Предмет психологии высшего образования. Методический арсенал психологии высшего образования. | ДО | |||||||
Тема 2: Психологическое образование в вузе. Студенческий возраст. Обучение студентов. Знания, умения, навыки в области своей профессии как стержневая часть подготовки и развития студента. | ДО | |||||||
Тема 3: Психологическая структура процесса обучения. Эффективность процесса обучения как дидактической системы | ДО | |||||||
Тема 4: Психология познавательной деятельности. Понятие «деятельность» в психологии. Предметность деятельности. | ДО | |||||||
Тема 5: Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях. Методы обучения в их традиционных вариантах. Методы преподавания, методы учения, методы контроля. . | ДО | |||||||
Тема 6: Психология личности и студенческого коллектива. Определения личности в различных непсихологических направлениях. | ДО | |||||||
Тема 7: Проблемы воспитания в высшей школе. Обучения в вузе как важнейший период социализации человека. Общение и складывающиеся межличностные отношения. | ДО | |||||||
Тема 8: Воспитание и становление профессионального самосознания. Профессиональное образование. Принципы организации профессионального образования | ДО | |||||||
Тема 9: Психодиагностика в высшей школе. Постановка диагноза психологического как принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии субъекта высшей школыю | ДО | |||||||
Тема 10: Психологическая характеристика педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Значимость личностных свойств преподавателя. Полифункциональность целей педагогической деятельности. | ДО | |||||||
Тема 11: Управление процессом обучения. Система обучения, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Представления Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, о своеобразии процесса формирования умственных действий | ДО | |||||||
Тема 12: Обучающийся как субъект учебной деятельности. Индивидуальные личностные и деятельностные особенности обучающегося. Значение возрастного периода. | ДО | |||||||
Тема 13: Психолого-педагогическое общение. Специфика общения. Характеристика коммуникативного процесса - намерение его участников повлиять друг на друга. | ДО | |||||||
Тема14: Психология педагогического воздействия. Педагогическое воздействие как особый вид деятельности педагога, цель которой - достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения). | ДО | |||||||
Тема 15: Основные психологические проблемы в педагогической деятельности. Затруднения в процессе взаимодействия между учителем (преподавателем) и учениками (студентами) и между учениками (студентами) в процессе педагогической деятельности. | ДО | |||||||
ИТОГО | ДО |
Самостоятельная работа магистранта (СРМ)
Таблица 3
№ задания | Задание | Объем | Кол-во часов | |
очное | Заочное | |||
Аналитический обзор «Прикладные проблемы современной психологии высшей школы» | 3-5 стр. | - | ||
Эссе: «Я – преподаватель высшей школы» | 3-5 стр. | - | ||
Психологические основы современного учебного процесса в вузе | 5-7 стр. | - | ||
Психологические основы современного воспитательного процесса в вузе | 3-5 стр. | - | ||
Психологические особенности: чему может научиться преподаватель у ученика | 5-7 стр. | - | ||
Роль психологического образования в подготовке современного педагога | 3-5 стр | - | ||
Социально-психологическая компетентность педагога | 3-5 стр. | - | ||
Подготовка к рубежному контролю | По темам 1-7 | - | ||
Структура социально-психологического знания на современном этапе развития общества | 3-5 стр. | - | ||
Анализ литературы. Основные источники, движущие силы и факторы развития личности | 3-5 стр. | - | ||
Социально-психологические особенности личности в условиях рынка | 7-10 стр | - | ||
Специфика управления процессом обучения и воспитания по сравнению с управлением в технических системах | 3-5 стр. | - | ||
Аналитический обзор. Различия категории «деятельность» в философии и психологии; образовательная деятельность в высшей школе | 5-7 стр. | - | ||
Познавательная деятельность в процессе обучения | 3-5 стр. | - | ||
Подготовка к рубежному контролю | По темам 8-15 | - | ||
Итого: | - |