Чтение сказки «Семь дочерей» (В.А. Сухомлинский).




Класс

ОСНОВЫРЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Тема: «Добродетели и пороки»

Цель: формирование мотивации младших школьников к осмыслению сущности нравственных понятий.

ХОД УРОКА

Актуализация темы урока для детей.

Чтение притчи (Древней китайской истории)

«Добро без ума»

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей.

Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

- Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек.

Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов? – спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше.

- Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом.

Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.

Работа над смыслом текста притчи.

-Как вам открылся смысл притчи?

-Какие чувства вы испытали?

-Вспомните тему прошлого урока?

-Можно ли применить понятия «добро» и «зло» к данному отрывку?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, не подумав перед этим о возможных негативных последствиях вашего поступка? Расскажите о своих ощущениях после этого.

Основной этап.

Что такое Добродетель?

Добродетель– это поступки, направленные на добро.

Что такое порок?

Порок - это действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.

-Подберите, пожалуйста, слова, которые будут относиться к слову добродетель.

-Какая добродетель на ваш взгляд будет самой главной? (Предлагаются ряды слов, необходимо выбрать самую главную добродетель).

Добродетель Любовь Смирение Послушание Сопереживание Честность Милосердие Кротость Верность Совестливость Ответственность Бескорыстие Трудолюбие   Порок Ненависть Злость Гордыня(самомнение) Прекословие Равнодушие Лживость Упрямство Бессердечность Уныние Жестокость Зависть Лень

Что лежит в основе всех этих качеств?

- ДОБРО, ЛЮБОВЬ отсюда и название – ДОБРОДЕТЕЛИ.

Ас правой - слова с противоположным смыслом, это будут ПОРОКИ – отрицательные качества человека.

- А бывают ли люди совершенно непорочные? Вот как сказал об этом Гораций,древнеримский поэт: Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше.

Закрепление изученного материала.

1.Чтение текста из хрестоматии К.Д. Ушинского «Лошадь и осёл».

Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, - сказал осёл, - возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.

- Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.

Работа по содержанию.

- Ребята, каким пороком страдала молодая и сильная лошадь? Правильно, гордыней. Она любила только себя, и поэтому ей не было дела до тяжести груза и страданий какого-то там замухрышки-ослика. Ни сострадания, ни соучастия, ни милосердия не было в ней. Только когда всю ношу с бедного погибшего ослик погрузили на ее гордую спину, она все поняла, да и то, из жалости к себе, ругая в конце рассказа свою глупость и недальновидность.

- Можно ли сделать вывод о том, что гордыня - один из самых страшных пороков?

Чтение сказки «Семь дочерей» (В.А. Сухомлинский).

«Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.

- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Вопросы по содержанию текста:

- Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?

- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: