Интервью как одна из основополагающих жанровых форм современной журналистики




Лабораторная работа № 9

Тема: Интервью как базовый жанр в журналистской деятельности. Секреты успешного интервью. Отличие интервью для прессы от аналогичных жанров для телевидения и радио. Особенности диалога и полилога. Полилог как форма «ток-шоу» для печатного СМИ.

Цель: сформировать у студентов четкое понимание структуры диалогических жанров. Устранить выявленные в процессе работы ошибки в понимании различий между диалогическими жанрами. Отработать технику написания текстов в этих жанрах. Научиться аргументированно убеждать респондентов принять участие в опросе, дать интервью, общаться в рамках полилога. Освоить технику формулировки вопросов.

Интервью, диалог, полилог являются традиционными диалогическими жанрами, овладение техникой подготовки и ведения необходимо для каждого журналиста. Особенно начинающего, поскольку журналистская работа в 90% случаев строится на общении с людьми, зависит от умения «склонить» собеседника к общению, получить от него нужную актуальную информацию, убедить в том, что поделиться этой информацией он должен именно с вами и профессионально провести беседу.

Вот этому мы и постараемся научиться.

Итак, для начала разберемся с жанровыми характеристиками трех основных видов диалогических жанров.

Группу диалогических жанров публицистики образуют интервью, диалог и беседа (полилог). У них общее назначение и специфический предмет отображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. А различаются они количеством участников, их ролью и методами получения информации.

В интервью всегда участвуют два собеседника – интервьюер и интервьюируемый. При этом главную роль играет интервьюируемый, у которого журналист получает интересующую его информацию, а также узнает его мнение о фактах и ситуациях, о которых он сообщает. Эта роль изменяется в зависимости от вида интервью, которое предполагают напечатать в газете.

Подавляющее большинство текстов в этом жанре – устные интервью, материал которых журналист получает в ходе непосредственной встречи с человеком, который его интересует. Но иногда в газете появляется письменное интервью. Его текст журналист получает при невозможности личной встречи с интервьюируемым, например с государственным деятелем, не находящим времени для беседы с представителем газеты. В подобной ситуации журналист может, договорившись с пресс-секретарем лица, у которого он хотел бы взять интервью, направить ему письменное послание с вопросами, ответы на которые ждет редакция. Текст этих вопросов и ответов на них и публикуют в газете в форме эксклюзивного интервью.

Разновидность письменного интервью представляют и нередко публикуемые в газетах анкеты с вопросами к читателям. Ответы на такую анкету позволяют редакции получить лучшее представление о читательской аудитории газеты.

Нередко в газете появляется интервью-монолог. После единственного вопроса журналиста следует пространный ответ интервьюируемого, текст приобретает форму его монолога. Но большинство текстов в этом жанре составляют интервью-диалоги.

Интервью различают и по количеству его участников. Нередко журналисту приходится участвовать в пресс-конференции, публикуя затем текст – результат коллективного интервью. В пресс-конференции могут принимать участие один или несколько интервьюируемых, например, члены очередного экипажа международной космической станции, которые отвечают на вопросы нескольких журналистов, представляющих разные средства массовой информации. Разновидностью такого коллективного интервью является и текст, подготовленный участником пресс-релиза – встречи с представителем какой-либо государственной или коммерческой организации, который передает журналистам актуальную информацию.

Успех в работе интервьюера зависит, прежде всего, от его подготовки к интервью. А начинается она с выбора лица, у которого он намерен взять интервью. Понятно, что интересную информацию можно получить у человека, достаточно компетентного в той ситуации, которая интересует редакцию, и мнение которого представляет интерес для большинства читателей газеты. Лишь в некоторых случаях, когда редакции необходимо быстро получить представление о реакции граждан на какое-либо событие, работники редакции берут микроинтервью, задавая на улице вопросы первым встречным.

Договорившись о времени и месте встречи с человеком, избранным для интервью, полезно предварительно собрать информацию о нем – о круге его интересов, результатах его деятельности, особенностях его характера. Если речь идет об ученом, постараться познакомиться в библиотеке с его трудами, если предстоит встреча с депутатом местной Думы, – получить представление о его биографии, политических предпочтениях, круге обязанностей и интересов и т.п. И после этого посвятить какое-то время осмыслению и фиксации на листе бумаги вопросов, ответы на которые хотелось бы получить в ходе интервью. Без таких вопросов идти на интервью не стоит: в ходе беседы они могут измениться, возникнут новые вопросы, но интервьюер не имеет права забывать о главной цели интервью.

Одно из условий успешности интервью – обеспечение фиксации информации, получаемой в ходе беседы. Оптимальный вариант – использование в течение интервью диктофона (только с согласия интервьюируемого), но при его отсутствии важнейшую информацию полезно зафиксировать в журналистском блокноте; полагаться только на свою память не стоит, она может подвести.

Последний этап работы над интервью – оформление полученной в его ходе информации. Журналист выстраивает текст, свободно выбирая его форму. Но в любом случае он отвечает за точность воспроизведения информации, переданной ему собеседником. Он подтверждает свою ответственность во вступлении к интервью, сообщая о его теме и представляя его участников, или своей подписью по завершении текста.

Автор интервью может не ограничиться добросовестным воспроизведением в нем информации и мнения своего собеседника. Его роль при желании возрастает. Он ведет активный диалог: не только задает вопросы, но дополняет ответы на них своей информацией, даже, если требуется, оспаривает высказывание собеседника.

Повышенной эффективностью обладает так называемое интервью-зарисовка. Его автор не ограничивается сообщением информации, получаемой от собеседника, и его мнения. Он стремится воспроизвести и обстановку, в которой проходит интервью, использует встречу с интересным человеком как повод для того, чтобы рассказать о его жизни, характере, достижениях, воспроизводит отрывки из его воспоминаний. В интервью включаются элементы репортажа.

Интервью – гибкий разговорный жанр. Это предопределяет его стилистику – свободную, экспрессивную, насыщенную яркими сравнениями, характеристиками и другими образными элементами. И в то же время обеспечивающую точность в передаче информации и воспроизведении мнения человека.

Диалог ранее считался разновидностью интервью. Но постепенно выкристаллизовались его признаки, дающие право считать его самостоятельным жанром публицистики. От интервью он отличается, прежде всего, количеством участников – оно возрастает до трех. Кроме ведущего-журналиста в диалоге представлены еще двое участников. У каждого из них – своя роль. Журналист готовит диалог и при необходимости ведет его, «подбрасывая» его участникам вопросы. А последние активно обсуждают актуальную проблему, обмениваясь мнениями, полемизируя между собой, отстаивая свои позиции.

Обычно в диалоге встречаются представители какой-то одной области жизни общества: литературы – писатель и литературный критик, музыки – композитор и музыковед, науки – двое ученых, представляющих разные научные школы, и т.п. Это разговорный жанр, и обязанность журналиста – зафиксировать процесс диалога, всю информацию, возникающую в его ходе. И потом отобрать самое существенное и написать текст, включив в него свое введение, объясняющее цель диалога и представляющее его участников, и заключение, где подводятся итоги диалога и формулируются важнейшие выводы. Разумеется, он обязан соблюдать объективность, оценивая позиции участников диалога и формулируя свое отношение к ним.

В газете появляются диалоги, которые готовят другим методом. Стремясь осветить актуальную проблему и столкнуть противоположные точки зрения на возможность ее решения, журналист заказывает двум авторам, стоящим на противоположных позициях, два текста, выражающие разные точки зрения. Потом он сводит их в газете рядом на одной полосе, создавая, таким образом, своеобразный заочный диалог. Если нужно, журналист заключает его своим текстом, формулируя позицию редакции. Подобные диалоги иногда публикуют в газете «Известия».

Еще более возрастает роль журналиста, проводящего в редакции беседу (полилог) и готовящего о ней текст для газеты. Количество ее участников не ограничено и определяется необходимостью возможно более полного освещения избранной темы или проблемы. Представитель газеты отбирает участников беседы и приглашает их, информируя о её теме. Журналист-ведущий начинает обсуждение, ставит перед его участниками вопросы, все свободно – на равных – высказывают свои мнения. Перед автором текста встает нелегкая задача отобрать из записи беседы самое актуальное и объединить это в единое целое, дающее представление о ходе беседы. Если вы заметили, эта жанровая форма сейчас очень активно «эксплуатируется» журналистами телевидения. Все наши разнообразные ток-шоу, ежедневно собирающие у голубых экранов сотни тысяч зрителей являются ни чем иным, как полилогом. Но этот жанр можно красиво и «вкусно» подать и в газете, например, в формате «круглого стола» на актуальную тему.

Интервью как одна из основополагающих жанровых форм современной журналистики

Бесспорно, основным диалогическим жанром, в котором хотя бы однажды (а, как правило, практически ежедневно) попробовал себя каждый журналист, является интервью. Именно на нем построена сама журналистская работа по сути. В определенной степени его можно назвать базовым жанром журналистики, поскольку получение информации для подготовки материала в любом из жанров публицистики очень редко обходится без необходимости грамотно задать вопрос и получить у собеседника необходимый нам ответ. Поэтому так важно овладеть техникой аргументации, формулировки корректным и грамотных вопросов, побуждающих визави непременно ответить. При этом следует различать, что в журналистике интервью имеет двоякое толкование. Если мы говорим о том, что интервью есть одна из базисных основ работы журналиста, то мы имеем в виду метод сбора информации. Понятие термина «интервью» как способа подачи информации является названием жанра, когда материал подается в виде вопросов журналиста и ответов собеседника.

Сначала остановимся на интервью как жанре, точнее, спектре жанровых разновидностей интервью — того, что мы называем диалогическими жанрами. В основе таких текстов — слова собеседника, которые доминируют над словами журналистов. Это отличает диалогические тексты от текстов других жанровых групп, где основной объем материала составляют именно слова журналиста, а высказывания других людей подаются, главным образом, в пересказе журналиста с небольшими «подкрепляющими» прямыми цитатами.

В каких случаях текст целесообразно подавать именно в виде интервью? Если цель журналиста — максимально быстро, емко и доходчиво передать информацию, то интервью для этого подходит плохо. В таких случаях следует писать новость, потому что журналист сформулирует суть и важнейшие аспекты случившегося гораздо лучше, чем собеседник.

Интервью оптимально в тех ситуациях, когда главное — не что было сказано, а какими словами, в какой логике. Интервью показывает, как собеседник думает, рассуждает, реагирует на вопросы, видит мир. Именно ради этого публикуют интервью, и это не передашь никаким другим жанром. Отсюда вытекает ключевой признак хорошего интервью: показать через текст человека, с которым беседовал журналист.

Если человек раскрыт, значит, журналист свою задачу выполнил, даже если собеседник соврал и настоял на своей лжи или не признался в том, к чему его убедительно склонял журналист. Главное, чтобы читатели понимали, что собеседник врет или отказывается признавать свою вину там, где она налицо. В этом состоит понятие правды применительно к интервью. Информация, сообщенная собеседником, может вовсе не быть правдивой. Если собеседник называет черное белым, в материале так и будет написано. Правда же заключается в том, что именно эти слова действительно были сказаны, и что собеседник — именно такой человек, каким он предстает в интервью.

Интервью с современной журналистике зачастую используется не в своей классической форме, а в одной из жанровых разновидностей, делающих этот и без того крайне интересный жанр еще более колоритным, позволяющей журналисту полнее раскрыть личность собеседника и продемонстрировать высокий уровень своего профессионализма (что, поверьте, для журналиста в наш век конкуренции немаловажно). В современных изданиях наиболее распространены такие жанровые разновидности интервью: обычное интервью; интервью-диалог (или интервью-беседа); интервью-монолог; интервью-полилог; интервью-репортаж; блиц; опрос.

Обычное интервью — это разговор двух неравноправных людей. Интерес аудитории к собеседнику несоизмеримо выше, чем интерес к журналисту, и поэтому в подготовленном к публикации интервью будут доминировать слова собеседника. Слова журналиста могут преобладать только в том случае, если собеседник настойчиво уклоняется от ответа, и журналист фактически вынужден говорить от имени собеседника, добиваясь подтверждения этих слов. Обычно количество слов журналиста и количество слов собеседника в опубликованном интервью соотносятся как один к трем — пяти.

Интервью-беседа — это разговор двух равноправных людей, когда интервью берет известный и пользующийся доверием аудитории журналист. В таком случае его рассуждения также будут интересны аудитории, и поэтому журналисту допустимо не только спрашивать, но и высказываться самому. Количество слов журналиста и собеседника в таком интервью может быть примерно одинаковым.

Интервью-монолог — эго текст, из которого убраны вопросы журналиста. Материал подается в виде только прямой речи собеседника. Это сравнительно редкая разновидность интервью, которая используется как фирменная рубрика некоторых СМИ. По форме на интервью-монолог формируется либо с отбора высказываний персонажа из различных источников и группировки этих высказываний по темам, либо на основе подробного ответа (разъяснения) на один вопрос журналиста, посвященный той или иной актуально теме, проблеме, задаче.

Интервью-полилог — это разговор, в котором журналист берет интервью одновременно у нескольких человек. Например, у пары фигуристов или у нескольких игроков футбольной команды. Это тоже редкая разновидность интервью. Главная сложность здесь — удержать собеседников в рамках заданной темы и добиться ответов требуемой глубины и яркости. Это сложно с одним человеком, а с двумя становится сверхзадачей.

Интервью-репортаж — это сочетание реплик журналиста и собеседника с репортажем о том, как проходил разговор. Эта разновидность интервью позволяет показать, в какой атмосфере шла беседа, как вел себя персонаж. Недостатком жанровой формы является большой объем текста — интервью-репортаж обычно бывает многостраничным. Кроме того, репортажная часть должна быть интересной, поэтому разговор обычно совмещают с прогулкой по местам, памятным для собеседника. Со статичной беседы написать интересный репортаж проблематично.

Блиц - это очень короткое интервью (в пределах нескольких минут). Для такого интервью характерны короткие точные вопросы и столь же краткие ответы по сути дела. Часто такое интервью ограничивают одной темой, по которой журналист успевает задать несколько вопросов. В некоторых изданиях интервью-блиц используется как фирменная рубрика. Например, человека за 60 расспрашивают про его работу, используя анкетные вопросы (почему выбрал эту профессию, что запомнилось о первом рабочем дне, какой клиент был самым сложным и т.д.).

Опрос - это задавание одного и того же вопроса (или нескольких вопросов) нескольким, не связанным между собой собеседникам.

Начинать овладение жанром лучше с обычного интервью, а к сложным формам (например, интервью-беседа или интервью-репортаж) переходить лишь после многолетней практики.

Тематические разновидности интервью. Собеседник в интервью может выступать в одной из четырех ролей: участника или очевидца события; эксперта в какой-то сфере; лица, принимающего решения; личности, интересной широкой публике.

В первом случае интервью будет посвящено подробностям события и восприятию этих подробностей собеседником (событийное интервью); во втором — положению дел в какой-то сфере, выявлению причинно- следственных связей и построению прогнозов (экспертное интервью); в третьем — полезности и целесообразности принятых решений; в четвертом — биографии собеседника, интересным случаям из его жизни и его трактовке пережитого (личностное интервью).

Возможны ситуации, когда собеседник сочетает две роли. Обычно это случаи, когда личность, интересная широкой публике, одновременно выступает в роли участника событий, эксперта или лица, принимающего решения. Другие сочетания ролей гипотетически возможны, но в практике не встречаются.

Зато в практике нередки случаи, когда журналист помещает собеседника в неверную роль. Например, пассажира утонувшего корабля (правильная роль — участник события) спрашивает не о том, как проходило кораблекрушение, а о том, что надо сделать, чтобы корабли не тонули (такие вопросы подходят эксперту, а неспециалист скажет либо банальность, либо глупость). Или неизвестному широкой публике экономисту (правильная роль — эксперт) вместо вопросов об экономике задают вопросы о том, почему он выбрал профессию экономиста и как познакомился со своей женой (такие вопросы уместны в интервью со знаменитостью).

Возможны и ситуации, когда собеседник в процессе интервью сам попытается сменить роль на более благоприятную. Например, чиновник, которого следует держать в роли лица, принимающего решения, и спрашивать про эти решения, уходит в роль эксперта и начинает рассуждать о вещах, за которые он не отвечает.

В зависимости от стилистики интервью может быть, как правило, трех видов: нейтральное; конфликтное; комплиментарное.

В первом случае журналист принимает собеседника таким, каков он есть. Критика собеседника отсутствует. Журналист не подвергает сомнению ответы собеседника, которые по умолчанию воспринимаются как достоверные.

Во втором случае журналист, наоборот, ставит под сомнение факты и взгляды собеседника либо атакует его личность. Например, очевидец события объявляется лжецом, эксперт — не разбирающимся в предмете, лицо, принимающее решения, — принимающим решения в ущерб гражданам, а знаменитость — получившим признание незаслуженно. В результате интервью смещается от выяснения и оценки фактов к отстаиванию собеседником своей правоты, квалификации или чести.

При комплиментарном интервью журналист задает собеседнику те вопросы, которые раскрывают собеседника с наилучшей стороны. Например, зная об успехах собеседника в какой-то сфере, можно поинтересоваться положением дел в этой сфере и получить ожидаемый ответ о том, что там все хорошо. Либо вовсе спросить собеседника, как ему удается быть таким хорошим (успешным, красивым, щедрым на благотворительность, умным, проницательным и т.д.), если этот вопрос без иронии.

Выбор между нейтральным и конфликтным интервью производится в зависимости от того, что для журналиста важнее — получить информацию или предъявить собеседнику претензии. Нужно учитывать интересы аудитории, предполагать, какие вопросы задали бы читатели собеседнику, будь у них такая возможность.

Комплиментарное же интервью хоть и встречается в СМИ, но, по сути, является не журналистским, а рекламно-пропагандистским, даже если журналист подготовил его именно таким по своей воле, а не по заданию редакции, которая получила за это плату. Каким бы прекрасным человеком ни был собеседник, журналист обязан от него дистанцироваться и если не искать «ложку дегтя в бочке меда», то, по крайней мере, объективно оценивать качество меда. У самого хорошего человека есть недостатки, самому успешному не везде сопутствует удача, а самый мудрый тоже совершает ошибки.

Как уже говорилось, владение методом интервью и четкое понимание жанра интервью, умение качественно работать в этом жанре крайне необходимо каждому журналисту. Поэтому технику овладения этим методом и жанром необходимо осваивать как можно раньше.

Д/з: подготовить интервью, диалог и полилог на любую интересную вам тему. Проработать технику аргументации. Сформулировать свое понимание общностей и отличий между диалогическими жанрами. Предложить 5 – 7 своих аргументов для убеждения респондента дать согласие на интервью с вами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: