Тема: «Инклюзивное образование: история и современность»




Семинарское занятие №1

Вопросы и задания:

1. Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные школы. Сторонники данного подхода считают, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Система специального образования остается в целом неизменной. Таким образом, параллельно существуют три модели образования: общее, специальное и интегрированное. Детям с отклонениями в развитии оказывают и традиционные формы услуг: они посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция.

Термин «инклюзия» характеризует же более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками.

Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям.

2.

Достоинства инклюзивного образования Недостатки инклюзивного образования
1. Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья, то есть обычными людьми. До появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми потребностями практически отсутствовала. У большей части людей с различными отклонениями круг общения был ограничен ближайшими родственниками и другими посетителями центров реабилитации. 1. Отсутствие квалифицированного персонала - воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями.
2. Возможность интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми потребностями так же могут посещать культурные мероприятия, например, выставки, музеи, представления в театре. Однако для них должна быть оборудована так называемая доступная безбарьерная среда, адаптированная к их потребностям. 2. Преподавательский персонал часто относится снисходительно к ученикам с особыми потребностями, поэтому оценка их знаний оказывается необъективной.
3. Получение коррекционного, психологического, социального сопровождения в период обучения и дальнейшей жизни. Такое сопровождение предоставляют преподаватели, специально обученные для преподавания по инклюзивному типу. 3. Общегосударственный учебный план часто не позволяет некоторым ученикам продолжать образование с определенного этапа.
4. Развитие навыков коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом происходит с помощью тьютера: посредника между человеком с особыми потребностями и людьми, не имеющих таковых. На всех этапах образования особенного ученика сопровождает тьютер. 4. Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают достаточным объемом информации. В результате дети получают только среднее образование и не имеют возможности продолжить обучение.
  5. Не только инклюзивное, но и обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения.

4. Винни Харлоу. Винни с детства страдает заболеванием кожи под названием "витилиго". "Зебра", "корова" - как только не дразнили Винни в школе, а ведь она мечтала стать моделью. Девушка не сдавалась. Она приняла участие в телевизионной программе America's Next Top Model и стала со временем самой узнаваемой моделью. В одной из телепередач она старалась убедить общество и людей, страдающих нарушением пигментации кожи, в том, что в этом нет ничего страшного, и это не должно отравлять им жизнь.

Питер Динклэдж. "Игра престолов", "Хроники Нарнии"," X-Men" и многие другие фильмы, благодаря которым мы узнали этого харизматичного актера. Он стал живой легендой и доказал превосходство упорного труда над внешней красотой! Динклэдж родился с наследственной болезнью, известной как карликовость. Рост актера 1,35 метра.

Виктория Модеста. Эту смелую девушку называют "Бионическая поп-звезда". Из-за травм, полученных при рождении, ей ампутировали ногу ниже колена. Однако Виктория нашла способ зарабатывать на своем физическом недостатке: она позирует для журналов, тем самым разрушая общие представления о стандартах красоты.

Сильвестр Сталлоне. Лицо Сильвестра Сталлоне получило повреждение нервных окончаний в результате медицинской ошибки, допущенной во время родов, что вызвало частичный паралич нижней части лица. Со временем актер даже начал испытывать проблемы с речью, что могло негативно сказаться на его профессиональной карьере. Тем не менее, он снялся в таких известных фильмах, как "Рокки", "Неудержимые", "Рэмбо" и других 50 картинах.

Джэйми Брюэр. Актриса и модель Джейми, страдающая синдромом Дауна, приобрела известность благодаря сериалу "American Horror Story". Кроме того, приняв участие на Неделе моды 2015 в Нью-Йорке, она вошла в историю как первая женщина с генетическим расстройством, дефилирующая на подиуме.

Ник Вуичич. Этот молодой человек родился с очень редким заболеванием под названием синдром тетра-Амелии. Но и это тяжелейшее ограничение его физических возможностей не заставило Ника остановиться, наоборот, такие же как он люди (и не только) черпают вдохновение благодаря его деятельности: он написал книгу о том, что чувствовать себя счастливым в этой жизни можно несмотря ни на что, и что нет ничего невозможного. Сегодня, пытаясь помочь другим людям, он проводит мотивационные беседы и семинары.

5. Западная Европа (начало XX в.– 70-е гг. ХХ в.). Россия (30-е гг. – 1991). Обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специальное обучение. Период характеризуется: совершенствованием классификации детей с физическими и умственными недостатками, усложнением горизонтальной и вертикальной структур специального образования; переход к восьми типам спецшкол (для детей глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталых).

Западная Европа (конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время). Предоставление государством детям с особыми образовательными потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение. Интеграция инвалидов в общество в Западной Европе является ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Россия (1991 – по настоящее время). Постепенно осуществляется переход к интегрированному образованию.

Западая Европа (XIII в. – XVIII в). Обретение ребенком-инвалидом права на призрение. Начальным моментом данного периода можно считать открытие в Париже специальных школ для глухонемых (1770 г.) и для слепых (1784 г.), т. е. переосмысление в Западной Европе гражданских прав людей с сенсорными нарушениями. Россия (1706-1806). В России открытие первых специальных школ (в Петербурге школ для глухих – 1806 г. и школ для слепых – 1807 г.) при императоре Александра I.

Западная Европа (XVIII – начало XX в.). Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми. Время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе – законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Время открытия первых специальных школ для глухих и слепых, первых учреждений для умственно отсталых: приюты, школы. Постепенно сеть специальных учебных заведений ширится, начинается целенаправленная подготовка особых учительских кадров, специальное обучение получает законодательное, научное и научно-методическое обеспечение, так рождаются национальные системы специального образования. Данный период связан с именами: Шарль-Мишель де л’Эпе, Валентин Гаюи, Луи Брайль, Жан Итар, Филипп Пинель, Жан-Этьен Доминик Эскироль. Россия (начало XIX в. – 30-е гг. ХХ в.). Начало периода знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). Е. К. Грачёва создала первые в России учреждения для глубоко отсталых, способствовала открытию первой школы для умственно отсталых детей. Оформление отечественной системы специального образования произошло только в конце 20-х годов ХХ века и было подготовлено, как и в Западной Европе, введением государством всеобщего начального обучения и принципов построения школьной сети.

Западная Европа (начало XX в.– 70-е гг. ХХ в.). Обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специальное обучение. Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей до осознания необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Он характеризуется развитием законодательной базы специального образования, а также структурным совершенствованием национальных систем специального образования (в некоторых странах имеется до двадцати типов таких спецшкол). Россия (30-е гг. – 1991). Период характеризуется: совершенствованием классификации детей с физическими и умственными недостатками, усложнением горизонтальной и вертикальной структур специального образования; переход к восьми типам спецшкол (для детей глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталых); создаются дошкольные и постшкольные специальные образовательные учреждения; открываются специальные группы для лиц с нарушением слуха в техникумах и ВУЗах.

Западная Европа (конец 70-х гг. ХХ в. – по настоящее время). Предоставление государством детям с особыми образовательными потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение. Интеграция инвалидов в общество в Западной Европе является ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, интеграцией детей-инвалидов в общеобразовательную среду, открытием классов для глубоко умственно отсталых детей. Россия (1991 – по настоящее время). Постепенно осуществляется переход к интегрированному образованию. Россия только провозглашает смену отношения к инвалидам и совершает свои первые шаги в реализации курса интеграции. Институт коррекционной педагогики РАО разработал и активно внедряет на практике вариативные модели образовательной интеграции, учитывающие интересы ребенка и его семьи; имеющуюся в стране инфраструктуру специального образования и российские реалии.

6. Эссе по теме «Современная инклюзивная школа»

Говоря о такой насущной теме как инклюзивное образование в современной школе, стоит обратить своё внимание на несколько основополагающих факторов, которые позволят сделать определённые выводы, касающиеся непосредственно инклюзии. В общем смысле сущность такого термина как «инклюзивное образование» звучит следующим образом- это форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. Говоря другими словами, ребёнку в данном случае предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создаётся необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются определённые поддерживающие услуги. Конечно, данная форма обучения, наравне со всеми положительными аспектами, имеет и негативное восприятие. Это, как раз-таки, именно те отрицательные факторы, о которых шла речь с самого начала изложения.

Итак, в первую очередь необходимо отметить то, что не в каждом общеобразовательном учреждении имеется высококвалифицированный педагогический персонал (логопеды, дефектологи, психологи и т.д.), который бы мог обеспечить достойное обучение детям с ОВЗ. На мой взгляд, это одна из основополагающих проблем, так как большинство своего времени ребёнок в возрасте от 6 (7) до 17(18) лет проводит в школе. И именно педагогический состав должен обеспечивать достойные условия для того, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья смог не только хорошо учиться, но и чувствовать себя достаточно-таки комфортно.

Во-вторых, родители детей с ОВЗ в большинстве случаев недостаточно осведомлены необходимым объёмом информации, который нужен для того, чтобы ребёнок смог и после школы продолжать своё обучение. Как последствие данной проблемы можно выделить то, что многие дети с ОВЗ получают только среднее образование и не имеют возможности продолжить обучение. Конечно, в связи с этим, встаёт «под удар» и современный уровень образования.

В- третьих, я считаю, что не только инклюзивное, но и обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения. От этого действительно в современном мире зависит многое: начиная с получения детьми школьных знаний и заканчивая психическим здоровьем того или иного ребёнка.

Также стоит отметить тот факт, что большинство здоровых детей в среднем и младшем подростковых возрастах, так сказать, высмеивают детей с определёнными дефектами в развитии и относятся к ним достаточно грубо. Это, конечно, влияет на психику детей с ОВЗ и в принципе мешает их комфортному обучению в школе. В дальнейшем хотелось бы, чтобы каждый родитель здорового ребёнка объяснил своему чаду, что именно к детям с ОВЗ нужно относиться не только снисходительно, но и с уважением.

На мой взгляд, именно вышеперечисленные проблемы инклюзивного образования не позволяют развиваться ему в полной мере, а ведь данная проблема весьма актуальна в наши дни, так как детей с ОВЗ с каждым годом рождается всё больше. Я надеюсь, что в будущем каждый ребёнок сможет получить достойное среднее образование в школе, так как от этого зависит не только будущее одного ребёнка, но и будущее всей системы образования в целом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: