УДК 657
З.Т.Таймазова
Аннотация:
В статье исследованы основные задачи анализа и аудита дебиторской задолженности.Предложены пути совершенствования учета дебиторской задолженности.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление дебиторской задолженностью, анализ и аудит задолженности.
Дебиторская задолженность представляет собой вид активов, характеризующих:
1. сумму долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;
2. счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку.
Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности – основное условие безопасности и финансовой устойчивости бизнеса.
Основная направленность анализа дебиторской задолженности — поиски возможностей ускорения оборачиваемости, определение размеров и оценка динамики сомнительной задолженности, причин ее возникновения или роста.
К задачам анализа дебиторской и кредиторской задолженности относят:
1)точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;
2) контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
3)определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;
4)определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;
5) определение правильности использования банковских ссуд;
6) определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами.
|
Основным показателям для анализа дебиторской задолженности, блок которого включен в программу внутреннего аудита, должны быть:
1. оборачиваемость дебиторской задолженности, которая определяется отношением выручки от реализации к среднему остатку дебиторской задолженности;
2. период погашения дебиторской задолженности — определяется отношением количества календарных дней в периоде на оборачиваемость дебиторской задолженности;
3. средний период инкассации дебиторской задолженности — определяется отношением среднего остатка дебиторской задолженности к сумме однодневного оборота от реализации продукции в определенном периоде;
4. коэффициент просроченной дебиторской задолженности — определяется отношением суммы дебиторской задолженности, не оплаченной в установленный срок, к общей сумме дебиторской задолженности;
5. доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов — определяется отношением суммы дебиторской задолженности к сумме текущих активов;
6. эффект, полученный от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками — определяется как разница между дополнительной прибылью, полученной от увеличения объемов реализации продукции за счет предоставленного кредита, текущими расходами по организации кредитования и инкассации долга и суммой прямых финансовых потерь от невозврата долга;
7. коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность — определяется отношением суммы эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, к среднему остатку дебиторской задолженности в определенном периоде.
|
Источниками информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности служат бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу оборотныеведомости, карточки аналитического учета, данные инвентаризации, первичные документы, журналы-ордера и ведомости синтетического учета, в которых отражается движение соответствующих платежей, расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам, действующие нормативные документы, определяющие ставки и льготы при производстве расчетов по направлениям платежей, другие отчетные формы.
Внешние факторы имеют большое значение при создании стратегии определения дебиторской задолженности. В современной рыночной
экономике Российской Федерации в условиях влияния негативных факторов таких как санкции, падение цен на энергоресурсы, а также неэффективность экономической политики создают условия для роста инфляции, и как следствие, спад потребительской активности. В итоге все сводится к снижению финансовых показателей многих организаций разных форм собственности, а за частую приводит и к банкротству.
В процессе анализа сферы расчетных отношений с контрагентами и рекомендации по дальнейшему успешному проведению аудита важное место занимает именно достоверная оценка дебиторской задолженности, как предпосылка для правильного отображения ее в отчетности и определения оптимальной программы и плана аудита дебиторской задолженности.
|
Главные вопросы учета задолженностей организации приведены ниже:
сверка правильности заполнения первичных документов на отгрузку продукции, выполнение работ и оказание услуг;
инвентаризация задолженностей и составление актов;
ежедневный контроль фактов оплаты выставленных счетов;
прогнозирование поступления денежных средств от дебиторов;
контроль расходов;оценка реальной стоимости дебиторской и кредиторской задолженности;контроль безнадежных долгов;
начисление штрафов, пеней за просрочку оплаты;
оценка упущенной выгоды в связи с неиспользованием средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Создание эффективной системы контроля качества учета расчетов с дебиторами требует разработки четкой классификации дебиторской задолженности, унификации способов ее оценки и документов аналитического учета, что позволит накапливать информацию о расчетах с дебиторами с различными уровнями детализации и обобщения
Одним из направлений оптимизации процесса учета дебиторской задолженности является формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. Она должна предусматривать конкретные сроки и формы напоминаний дебиторам о сроках платежей, возможности и условиях рефинансирование долга, условия, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве несостоятельных дебиторов.
В настоящее время применяется такая форма управления дебиторской задолженностью, как рефинансирование долга. Рефинансирование долга представляет собой ускоренный перевод дебиторской задолженности в высоколиквидные активы. Данный процесс осуществляется, как правило, в форме факторинга, форфейтинга, учета векселей покупателей.
Есть и другие способы оптимизации управления дебиторской задолженностью:
· знать подходит ли для своей организации предоставление кредита, что не подходит для всех организаций.
· знать свой риск и сколько организация может позволить себе продлить — дело в том, в зависимости от продаж, при покупке запасов и других факторов, организация имеет определенный риск.
· знать насколько может продлить кредит организация;
· удостовериться в существовании административной способности, чтобы сделать это хорошо — организовать кредитный отдел непросто. Это должно быть эффективно организовано, чтобы было сделано правильно. Надо удостовериться, что у данной организации есть кто-то из персонала, кто может контролировать это;
· знать сколько операций у себя имеется и их стоимость — если организация только, скажем, имеет одного покупателя, то предоставление кредита не может быть правильным для нее. Если покупатели не заплатят когда надо, то не будет денежных средств, поступающие в бизнес. Нужно убедиться, что количество и размер сделок подходят идеально для таких условий;
предупреждать последствий опоздавших выплат в начале — обязательно предупреждать клиентов, что будет, если они платят с опозданием;
· решить вознаграждать ранних плательщиков — награждение людей, оплативших рано, что-то вроде управления дебиторской задолженностью. Это хорошая мотивация людей платить рано, также отличный способ сказать спасибо своим постоянным клиентам;
· попросить банка рекомендацию — если увидеть, как хорошо оплачивают свои ссуды клиенты и знать их финансовые отчетности, то можно будет иметь лучшее представление о положении их в финансовом отношении;
· посмотреть на оценку кредитного риска — при попытке проверить кредит клиента, все цифры могут быть подавляющими. Посмотреть на их рейтинг кредитного риска, это дает первый красный сигнал, если клиент является проблемной;
· посмотреть возраст организации — проверить, как долго организация работает в этом бизнесе. Чем больше историй они имеют как организация, тем стабильнее будет их финансы;
· посмотреть на денежные потоки клиента — один из самых простых способов понять финансовую пригодность клиента. Проверить их денежный поток, то есть посмотреть сколько денег поступает и сколько расходуется, можно получить хорошее представление о том, как клиенты управляют своими финансами;
· отправлять счета клиентам через различные платформы — некоторые клиенты лучше реагирую на определенные формы общения и трудно сказать, который из них действительно является наиболее эффективным. Поэтому никогда не нужно стесняться смешать все формы (электронная почта, звонок, почта и даже факс). Клиенты увидят напоминание, будь то через один путь или все;
· выяснить, почему клиенты платят поздно — если организация собирается получать платы вовремя, то необходимо выяснить, почему плательщики платят с опозданием. Необходимо полностью понять проблему, чтобы быть в состоянии решить его;
· поставить себя на место своих клиентов — всегда необходимо в первую очередь подходить к клиентам с их точки зрения, чтобы понять, как отнестись к просроченным платежам и что будет мотивировать платитьвовремя;
· рассмотреть страхование торгового кредита — существует вариант защитить дебиторскую задолженность. Если существует очень большое количество задолженностей, то не нужно бояться застраховать их.
Для совершенствования системы учета дебиторской задолженности можно порекомендовать:
1. Разработать комплекс мер по поиску возможностей увеличения количества покупателей и заказчиков предприятия с тем, чтобы уменьшить масштаб риска неуплаты долгов; постоянного мониторинга потенциальных дебиторов (оценивание финансового состояния и платежеспособности, деловой репутации).
2. Создать резерв сомнительных долгов и выработать порядок его определения в учетной политике предприятия.
3. Своевременно осуществлять контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение фактической дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и приводит к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования. Управление при лимитировании дебиторской задолженности как в общих объемах, так и в расчете на одного дебитора (существующего или потенциального) и периодически пересматривать предельные суммы.
4. Систематически проводить инвентаризацию
Список литературы
1.Жатикова В.А. Основные направления оптимизации учета и анализа дебиторской задолженности / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=https://CyberLeninka...
2.Малкова О. А. Управление дебиторской задолженностью // Главнаякнига. — 2016.
3.Турищева Т. Б. / Внедрение международных стандартов аудита в России // Аудитор. — 2015.
Таймазова Зарина Тарзановна – магистрант, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический институт, Россия.
Научный руководитель: Торчинова Оксана Владимировна – кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский горно-металлургиеский институт (государственный технологический институт, Россия.