Тематический театрализованный вечер.




Тематический театрализованный вечер - это вид театрализованного представления, отличающийся органическим сочетанием документального и художественно – образного материала. Документальное в этом виде первично, Такое сценическое действие посвящено реальным героям и реальным события.

Успешное воплощение принципа документальности, близкого людям материала создают возможность импровизации. Это в свою очередь будит инициативу людей, создаёт атмосферу творчества и непринуждённого общения, как бы снимает барьер между сценой и залом, участниками и зрителями.

Если в рассмотренных выше видах: спектакле и концерте, почти всегда, чёткое деление зала и сцены, может не быть прямого, непосредственного включения аудитории в канву действия; то в тематическом вечере часто убирается деление сцены и зала, площадкой происходящего может быть и любое другое помещение. Вечер собирает заинтересованную аудиторию и здесь в раскрытии сюжета, обязательно активное участие присутствующих, которые своими выступлениями дополняют содержание, придают необходимый эмоциональный настрой.

Диапазон таких вечеров достаточно велик и зависит от темы, так как она всегда является откликом на то, или иное событие, дату, имеющее значение для предполагаемой аудитории. Тематический вечер не только раскрывает, художественно акцентирует данное событие; но и выражает реакцию аудитории на него. Тематические вечера своеобразны как по своей направленности, так и по способам воздействия.

Темами тематических вечеров чаще всего бывают праздничные дни календаря и здесь крайне важно ещё в работе над замыслом уточнить, конкретизировать тему, ведь такие события приходиться отмечать ежегодно.

Так, например, праздник «День Победы», который уже в названии имеет тему. Но аспекты данной общей темы могут быть самые различные:

«Дорогами войны»,» «Победа ковалась в тылу», «Слва живым, память ушедшим», «Дети войны», «Любовь и война», «Солдатские вдовы»,

«Женщина на войне», «Ветераны сегодня», «Искусство - фронту», «Песни военных лет» и т. д.

В таких вечерах, крайне важно не опуститься до шаблона, до стереотипа использования выразительных средств, до иллюстрации происходившего; не забыть и не обидеть каждого ветерана, а их так мало уже осталось в живых, пригласить жён, детей, внуков. Найти точный эмоциональный настрой, создать обстановку радости Победы, гордости за этих людей. Важен воспитательный аспект, особенно, если присутствует молодёжь.

Есть поэтическое произведение автор А. Сурков «Баллада о слепом баянисте», где говорится, как молодой человек пришёл в боевой отряд, что сражался за Москву и сказал - я не могу участвовать в боях, но музыкой буду поддерживать солдат. Представим себе, как будоражили звуки баяна бойцов, как поднимали настроение, желание выдержать страшные испытания. Кстати, в основу баллады лёг реальный факт.

И в одном из вечеров, посвящённых празднику Победы, исполнялась

«Баллада о слепом баянисте» и слепой баянист, потерявший зрение на войне, играл песни военных лет. Ветераны слушали любимые мелодии, кто- то и подпевал. Это, вроде и не об этом баянисте написана баллада, но и о нём тоже, о всех людях искусства, которые поддерживали дух солдат, вносили свою лепту в Победу. Было удивительное единение сцены и зала! Конечно, уже нет в живых этого преподавателя баяна. Но искренний, не помпезный эпизод запомнился больше всего.

Сценарно – режиссёрский приём в тематических вечерах также необходим, как и в других видах театрализованных представлений.

В семьях сохранились солдатские письма. Есть даже книга Пермского издательства, в которой эти письма собраны. При проведении одного из вечеров, главным и стало солдатское письмо. Действие переходило и в тыл, коим являлся зал. Письмо стало лейтмотивом, основной сцепкой эпизодов.

Есть сборник частушек, часть которых записана в Чайковском районе, где жила одна удивительная женщина. Она рассказывала – я в военные годы стала сочинять частушки. Вечером соберёмся у кого - нибудь поговорить, да и частушки попоём о «милёнках», гитлере, Победе. Вроде и легче стало! Из этого рассказа может быть прекрасный эпизод о женщинах войны, на долю которых выпали не менее страшные испытания. А можно и частушку сделать основным образом, объединяющим эпизоды.

Разновидностью тематических вечеров являются вечера о людях искусства и литературы, здравствующего автора или автора недавно от нас ушедшего, но люди, которые его знали - живы, они собрались в память об этом человеке. Будет ли отличаться театрализованное представление – спектакль о творчестве А. Решетова от литературного вечера о нём? Да. В первом случае информационный материал оформлен драматургически со всеми основными составляющими: есть действующие лица, игровой драматургический конфликт, сюжет имеет причинно – следственные связи. Допускается художественный вымысел.

Во – втором, сюжет выстроен по типу раскрытия темы, через развитие эпизодов углубляющих её, конфликт внутренний, подспудный. У любого человека на пути были трудности, но он, не смотря ни на что, шёл к своей цели и добился успеха. Здесь есть традиционные ведущие, или группа ведущих, раскрывающих замысел через поэзию. Выступления друзей, родственников, знакомых дополняют портрет героя. Это своеобразное художественное действие, где фактический, жизненный материал подтверждается образно, придавая эмоциональный и воспитательный эффект.

Юбилейные вечера также относятся к данному виду театрализованных представлений, если это не только застолье, поздравления и подарки. Сделать юбилейную дату человека, предприятия праздником жизни, труда, торжеством дела – вот основная задача таких вечеров! Юбилейной считается дата, которая делится на 5.

Создать подлинный и вместе с тем художественный портрет реального человека, а не вымышленного персонажа не просто. Основного героя вечера необходимо интересно раскрыть перед людьми, которые его знают.

Продумывая как наиболее выигрышно подать того или иного человека, необходимо опираться на личные его личные качества, профессию, хобби и интересы. Обязательным условием является знакомство с будущим героем вечера, беседы с близкими друзьями, с членами семьи.

Затем наступает самый трудный момент – как рассказать сценическим языком, без подмены живого человека сухой анкетой; рассказать так, чтобы герои предстали в реальной сложности судеб и жизненных перипетий.

В то же время помня, важнейшая задача вечера – доставить герою радость, что ведёт к эмоциональному переживанию, соучастию аудитории.

Как пойдёт действие, согласованность его с героем торжества необходима, в то же время неожиданные моменты придадут ещё больший эмоциональный эффект. При написании сценария здесь важно найти художественно – образный эквивалент документальному материалу. Но бездумное применение сценарно – режиссёрского приёма, без учёта темы, идеи, сверхзадачи может привести к негативному результату. В одно время было «модным» проводить юбилейные вечера в форме суда со всеми его составляющими. У зрителей и выступающих всегда был один и тот же вопрос – А за что мы судим такого хорошего человека? И, безусловно, оставался некий неприятный осадок и у виновника торжества. Суд всегда вызывает соответствующие ассоциации. Особой радости на таком юбилейном вечере ни у кого не было.

Юбилей учебного заведения, завода, предприятия, фирмы это тоже портрет, но только коллективный. Работающие там люди, создают успех, имидж, процветание их деятельности. Чем конкретнее сценарный материал, тем ярче реальный портрет участников праздничного события, неконкретность же материала делает образ менее выразительным, даже при усилии его режиссёрскими приёмами, В центре внимания всегда человек с его действиями, мироощущением и восприятием. И только в таком случае обеспечен успех сопереживанию происходящему действию!

 

 

Литературно- музыкальная композиция.

 

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов современного театрализованного представления, где органически сочетаются литературные и музыкальные произведения, чтобы целенаправленно донести тему, идею и сверх задачу.

Главнейшие отличительные особенности отражены в названии. Литературная – это значит, что в основе лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Музыкальной называют потому что музыка в такого рода представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом оказывается частью действенной структуры каждого эпизода: развивает, продолжает действие, следовательно, является драматургическим элементом.

Документальный, фактический материал также может быть в композиции.

Литературно-музыкальная композиция в драматургии и режиссуре Т.П., в отличие от театра одного актёра, рассчитана на многих исполнителей. В результате мы должны видеть также театрализованное действие. Здесь также используются все средства выразительности. Соединение всего материала смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан с содержательной сущностью сценария, со спецификой процесса.

Литературная композиция - это есть сложный творческий процесс, который делается на основе какой-то идеи, пронизывающей всю композицию. В данном случае большую роль играет и вкус автора, и выбор материала, и умение компоновать, монтировать.

 

 

Драматургический тренинг.

 

3.1. Сценарный тренинг.

3.2. Стилистический тренинг.

Чтобы подняться на высоты сценарного творчества, необходима тренировка сценарных навыков, стимулирование сценарной деятельности. И в этом помогают сценарные игры, сценарные упражнения.

Они являются действенным средством решения ряда творческих и социальных задач, помогая сформировать профессиональные качества и навыки. В тоже время это действенный стимулятор раскрепощения творческой природы человека. Сценарные игры и упражнения являются из наиболее мобильных инструментов превращения теоретических положений драматургии в элемент сценарной практики.

Сценарный этюд / сюжетно или ситуационно – ролевая игра\ - это проигрывание тех или иных обстоятельств, часто взятых из жизни. Сценарный этюд – событийный эпизод, он существует в действии, в развитии. Здесь, как и в любом виде драматургии есть действующие лица, конфликт, композиция и сюжет. Вводные данные предлагаются или берутся из жизни. Вырабатывается навык наблюдательности, навык отбора жизненного материала. Сценарный этюд позволяет решить важную задачу – умение в литературной форме фиксировать придуманное, увиденное.

Цель такого упражнения – научить подаче логики заданных обстоятельств, логики действия в них, понимании события.

Поиски замысла / мозговой штурм, атака\.

Проведение «мозговой атаки», в отличие от традиционного, коллективного обсуждения проводятся по определённым правилам. Прямая «мозговая атака» предусматривает формулирование чётких вводных данных предлагаемых обстоятельств праздничного события. Главное никакой критики. Известно, что критика или даже боязнь её служат помехой творческому мышлению. В этом случае многие потенциально хорошие замыслы будут потеряны. Здесь важно количество предложений, не их качество. Разумеется, любая новая идея может оказаться неверной Мы исходим из предположения, что среди большего числа идей, имеются по крайней мере несколько хороших. Значение имеет и атмосфера коллективного творческого поиска, стимулирующая активность участников.

Основными принципами «мозговой атаки» при поиске сценарного замысла являются: краткое высказывание предлагаемого решения; высказывание всех без исключения идей, приходящих на ум; дополнение и развитие чужих идей; максимальное количество предлагаемых замыслов; исключение критики.

Цель выбрать и выработать генеральное направление замысла будущего театрализованного представления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: